02.06.2023
2 июня 2023 года Наталья Казначеева, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания, выступила на Международном кинофестивале «Грачевский». Эксперт провела лекцию «Воспитание средствами детского кино: цели, критерии отбора содержания» и рассказала, как в образовательном процессе использовать фильмы с воспитательным потенциалом.
«В условиях информационной социализации происходят изменения процесса восприятия: дети, много времени проводящие за компьютером, в Интернете начинают испытывать то, что называется депривацией – они ограничены в получении сенсорных сигналов, связанных с окружающим их миром. Ощущение мира становится менее чувственным, менее телесным», – рассказала Наталья Николаевна.
Ведущий научный сотрудник Института воспитания дала рекомендации, какие фильмы посмотреть со школьниками разного возраста.
Для младших подростков подойдёт фильм Андрея Тарковского «Иваново детство». После просмотра с детьми можно обсудить:
Почему образ Ивана так затронул, взволновал режиссера, что он видел необычного в этом мальчике?
Были ли в этом детстве счастливые моменты?
Как передал радость детства режиссер?
Прекрасной альтернативой станет фильм «Африка» о блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах. Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, авторы фильма на чьей стороне — Егора или его брата Саньки?
Обрадовались ли дети тому, что нашли собаку в лесу?
Какие чувства испытали дети и их мама, когда собака принесла из леса зайца?
Для просмотра в основной школе подойдёт фильм «Молодая гвардия» разных годов и «Последняя исповедь». А старшеклассники оценят ленту «А зори здесь тихие». Герои картины показывают примеры героизма и самоотверженности, доброты и нравственного превосходства защитников Родины.
Также в своём выступлении Наталья Николаевна:
рассказала о целях и целевых ориентирах Федеральной программы воспитания, разработанной Институтом;
показала всевозможные методы воспитания, которые могут применяться педагогами при просмотре фильмов с учениками;
рассмотрела вопросы, касающиеся особенностей восприятия кино в разные периоды детства (младшими школьниками, подростками и старшими школьниками);
актуализировала воспитательные задачи, о которых должны помнить режиссёры, создавая кино для детей, а именно, какие воспитательные смыслы и ценности должны закладываться в кинокартинах, если они создаются для детей.
Напомним, в Центре экспертизы контента Института воспитания Наталья Казначеева подбирает тематические материалы для совместного чтения и просмотра. Работа направлена на проверку контента на соответствие целям и задачам воспитания, разработку рекомендаций по созданию художественных произведений, а также экспертную оценку различных материалов в области воспитания.
Узнать подробнее о фестивале и зарегистрироваться для участия можно бесплатно по ссылке.