Министерство просвещения Российской Федерации

Об институте

История Института изучения детства, семьи и воспитания началась в 1960 году с создания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания при Академии педагогических наук РСФСР. Его основателем и первым директором стал советский психолог, доктор педагогических наук Александр Запорожец.

В 1992 году НИИ был переименован в Исследовательский центр семьи и детства. С 1998 по 2004 годы научная организация носила название Института дошкольного образования и семейного воспитания.

Позднее он был реорганизован в Институт психолого-педагогических проблем детства. Затем в результате объединения Института психолого-педагогических проблем детства, Института социальной педагогики и Института семьи и воспитания был создан Институт изучения детства, семьи и воспитания.

Сегодня Институт воспитания – это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России, координатор государственных программ и проектов в области воспитания. Институт постоянно расширяет направления взаимодействия в рамках образовательной и просветительской деятельности. Мы проводим Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», а также оказываем активную поддержку в организации всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности с участием детей и молодёжи (Конкурс грантов). Совместно с Министерством просвещения России Институт также проводит тематические онлайн-уроки, направленные на гражданско-патриотическое воспитание детей. Данный проект реализуется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».

При этом Институт сохраняет научные традиции выдающихся педагогов и детских психологов Александра Запорожца, Александры Усовой, Натальи Ветлугиной, Марианны Кистяковской, Василия Давыдова, Татьяны Марковой, Николая Поддьякова, Леонида Венгера, Ольги Дьяченко, Александра Фонарева, Феликса Сохина и многих других.

Сегодня для Института воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности ребенка, защита и забота о нем, основанные на многолетнем опыте и современных инновационных практиках.

Мы ценим теоретический и практический опыт, который был накоплен несколькими поколениями сотрудников Института. Для нас это – фундамент дальнейших разработок.

Наши разработки начинаются с теоретического изучения проблем и при этом ориентированы на эффективное применение на практике в воспитательном процессе.

Мы сохраняем преемственность, разрабатывая современные методики воспитания и образования на основе традиционных ценностей нашей страны.

Мы разрабатываем новые направления на базе инновационных исследований и международного опыта, а новые подходы в воспитании – на основе современных исследований и актуальных трендов.

Наша работа направлена на взаимодействие с разными целевыми аудиториями, и сегодня Институт:

Для родителей – информационный центр поддержки по вопросам воспитания.

Для педагогов, воспитателей и образовательных организаций – информационно-методический центр научной поддержки воспитательной деятельности на всех уровнях образования, повышения квалификации и обеспечения методическими разработками, изданиями и пособиями.

Для научного сообщества – научный центр по исследованию общественных явлений и разработке фундаментальных научных концепций в вопросах воспитания и педагогики.

Для государственных организаций – ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России, и координатор государственных программ и проектов в области воспитания.

Для общественных организаций и ассоциаций – носитель ценностей воспитания, центр научных и практических знаний, влияющий на формирование общественного мнения по вопросам воспитания.

Стратегические направления исследований и проектных разработок:

  • психолого-педагогические проблемы современного детства;

  • методология проектирования систем развивающего дошкольного образования;

  • преемственность в развитии детей дошкольного и школьного возраста;

  • непрерывность дошкольного и школьного образования;

  • теория и практика психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей и взрослых в образовании.