Министерство просвещения Российской Федерации

Модель трудового воспитания

Модель трудового воспитания обучающихся разработана на основе принципа преемственности трудового воспитания между уровнями образования и согласованности с требованиями федеральных (примерных) рабочих программ воспитания, соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям обучающихся в целях их позитивной социализации. 

Методологическую основу модели трудового воспитания обучающихся составляют ряд научных подходов, определяющих содержательно-целевой и организационно-методический аспекты: аксиологический, системно-деятельностный и событийный подходы.

 
Целевой блок отражает социальный заказ государства и общества в сфере трудового воспитания обучающихся и включает приобщение обучающихся к ценности труда в условиях единого образовательного пространства. Также целевой блок содержит задачи трудового воспитания, которые могут быть охарактеризованы с опорой на задачи федеральной (примерной) рабочей программы воспитания соответствующего уровня образования, отражая последовательное продвижение к целевым ориентирам результатов трудового воспитания, и одновременно характеризующие, какие именно представления, ценностное отношение и опыт необходимо формировать в конкретном возрасте. 

Содержательный блок раскрывает необходимые составляющие трудовой деятельности на конкретном уровне образования, которые осваиваются обучающимися с учетом их развития человека как субъекта труда:

  • направленность взаимодействия ребенка и взрослого в ходе решения задач трудового воспитания;
  • логику усложнения содержания трудового воспитания обучающихся на различных уровнях образования с учетом возрастающей самостоятельности обучающегося и его расширяющихся возможностей как субъекта труда;
  • доминанту в решении задач трудового воспитания на каждом уровне образования.
Технологический блок содержит характеристики рекомендуемых технологий, целесообразных с точки зрения возрастных и психофизиологических особенностей обучающегося, мер его самостоятельности и взаимодействия с агентами социализации. Применение данных технологий уместно в рамках учебного, производительного и общественно полезного труда.

Результативный блок модели представлен как единство различных аспектов:

  • педагогический аспект результатов трудового воспитания отражает преемственность трудового воспитания обучающихся на различных уровнях образования в контексте задач образования и воспитания в целом и уточнен на основании целевых ориентиров трудового воспитания на различных уровнях образования с учетом особенностей возраста и требований федеральных (примерных) программ воспитания;
  • психологический аспект результатов трудового воспитания отражает изменения на разных этапах взросления позиции личности как субъекта труда;
  • социальный аспект отражает направленность трудового воспитания на позитивную социализацию личности.