Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Все различны – все равны: Как научить детей толерантному отношению к детям с особенностями в развитии

17.12.2020

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России в конце 20 века. С каждым годом к системе инклюзивного образования подключается все больше дошкольных и средних образовательных организаций, в связи с этим повышается актуальность вопросов, которые касаются нахождения особенных детей в группе, необходимости их социализации. Не менее важен и правильный поход к тому, чтобы рассказать здоровым детям и их родителям о сверстниках с особенностями в развитии.

У детей иной жизненный опыт, поэтому они бурно реагируют на все, с чем встречаются впервые. В этот момент на взрослых возлагается ответственность за то, какая модель поведения закрепится у ребенка при реакции на те или иные ситуации, это касается и отношения детей к людям с инвалидностью. По итогам радиопрограммы «Семейный час», выпуск которой «Все различны, все равны» был посвящен вопросам инклюзивного образования, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук Жанна Антипова рассказала об основных этапах формирования толерантного отношения к сверстникам с особыми потребностями среди детей.

«Мы должны помнить, что у детей иной жизненный опыт, поэтому они бурно реагируют на все увиденное впервые. Не только чьи-то особенности со здоровьем, но и другой цвет кожи, слишком высокий рост, отличающийся вес могут толкать детей к неприемлемому поведению – смеху, агрессии, страху. А вот закрепится это поведение или нет, зависит от реакции взрослых – семьи и педагогов в детском саду. Отношение к особенным детям чаще всего бывает пренебрежительным или безразличным, это связано с тем, что зачастую ровесники не умеют общаться, играть вместе с ними. Поэтому важно именно в дошкольном возрасте формировать у детей способность откликаться на огорчения, затруднения, помогать, проявлять сочувствие», – рассказала Жанна Антипова.

Потребность в этой работе продиктована возрастом и индивидуальными особенностями дошкольников, для которых характерны активность, любознательность, инициативность. В то же время в этом возрасте наблюдается слабая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность.

«К тому же, в дошкольном возрасте начинаются негативные проявления, которые можно отнести к категории нетерпимости: агрессивное поведение, насмешки, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, желание самоутверждения любым путём. Это приводит к неоправданным действиям по отношению к сверстникам. Таким образом, формирование межличностного толерантного отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возраста и чрезвычайно ограниченного опыта детей», – обращает внимание эксперт.

Жанна Антипова отмечает, что работа по формированию толерантного отношения сверстников к особенным детям должна быть целенаправленной и поэтапной.

Сначала нужно рассказать детям о многообразии и отличиях людей в мире, об особенностях детей с инвалидностью, их возможностях и ограничениях, о помощи, которая им требуется, о приспособлениях, необходимых им для жизни. Для этого можно: рассматривать и обсуждать картинки, смотреть фильмы, в которых показано поведение людей в окружающем мире, читать воспитанникам художественную литературу, проводить беседы.

Следующий этап – формирование отношения к особенным детям. Именно в этот момент происходит закрепление знаний и представлений, ранее полученных ребёнком. На данном этапе важно выработать у дошкольников позитивные оценки к людям вне зависимости от цвета кожи, внешности или особенностей психофизического развития. Иными словами – ко всему, что окружает ребёнка в соответствии с нравственными устоями общества. У детей формируются такие важные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уважение, милосердие, сочувствие и сопереживание. На данном этапе целесообразно использовать: личный пример значимых для ребенка взрослых, совместное обсуждение различных жизненных ситуаций, чтение художественной литературы соответствующей тематики.

Следующий шаг – этап формирования устойчивого толерантного отношения к особенным детям. Необходимо научить детей анализировать свои собственные поступки, осознавать, что от поведения каждого из них зависит очень много. Важно показать детям пути противостояния жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого; встать на чью-либо сторону; если возникает такая необходимость, защитить не только свои интересы, помочь. Также необходимо научить ребенка организовывать взаимодействие с партнером независимо от каких-либо его особенностей, в том числе, особенностей здоровья. Именно так он учится сочувствию, сопереживанию, эмоциональной саморегуляции, толерантному поведению.

Безусловно, этот этап самый непростой и, возможно, что в дошкольном возрасте он не будет реализован полностью. На данном этапе можно использовать: игровую и практическую деятельность, поощрение в случае проявления ребенком межличностной толерантности, создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение.

Отдельно кандидат педагогических наук обратила внимание на необходимость создания в дошкольном учреждении предметно-пространственной среды, содержание и наполняемость которой были бы направлены на формирование толерантного отношения к детям с особенностями в развитии.

Среди проблем, с которыми также сталкивается детский сад, следует выделить нежелание и страх родителей здоровых детей.

«Особое значение в формировании толерантного сознания и поведения ребенка имеет семья. Поэтому одним из ключевых условий формирования у дошкольников толерантного отношения к особенным детям выступает эффективное взаимодействие педагогов и родителей», – уверена эксперт.

Семья даёт ребёнку первый опыт социализации. Именно от родителей ребёнок получает навык взаимодействия с людьми, первые уроки общения, учится принимать мнение окружающих, с уважением относиться к своим близким.

«Личный пример родителей, родственников чрезвычайно важен при освоении ребёнком опыта толерантного поведения. Но зачастую именно родители сеют зерна враждебности, неприязни, даже не замечая этого, стараясь ограничить общение своих детей с детьми особенными, протестуют из-за их пребывания в группе, транслируют подобные установки собственным детям», – объясняет кандидат педагогических наук.

Такое поведение появляется из-за переживаний родителей, относительно того, что ребенок с особенностями развития будет отвлекать воспитателя и детей, это снизит уровень знаний, ухудшит дисциплину.

«Необходимо проводить целенаправленную работу с родителями воспитанников, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Помнить, что личный пример воспитывает у детей чувство уважения к другим взглядам. Очень сложно сформировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают сами родители», – напоминает Жанна Антипова.

Она отмечает, что здоровые дети, имеющие возможность с ранних лет общаться с особыми детьми, начинают понимать, что мир – это единое сообщество людей, которое включает в себя и тех, кому необходима помощь. Для здоровых детей такое общение является огромным источником нравственного воспитания.

По ее словам, они учатся помогать детям, непохожим на них, сопереживать, поддерживать, защищать. Помогая особенным сверстникам активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, здоровые дети, незаметно для себя, получают бесценные жизненные уроки.

«Толерантность – норма времени. Сегодняшние дети будут жить в мире, когда бояться особых людей и отстраняться от них будет просто стыдно. Сегодня обществу необходима личность, которая способна с уважением относиться к мнениям, взглядам, поведению других людей», – заключила Жанна Антипова.