Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

В Институте воспитания рассказали, как превратить конфликты в ресурс

13.11.2020

Конфликты и агрессивное поведение в подростковой среде – актуальная проблема сегодняшнего дня, которая может усугубляться из-за переживаний, вызванных пандемией коронавирусной инфекции. 

Согласно исследованиям, проведенным Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (исследования проводились в 2020 году, но были направлены на выявление общих тенденций проявления агрессии, без привязки к отдельным ограничениям, вызванным коронавирусной инфекцией), по отношению к детям наиболее распространена вербальная форма агрессии, в то время как среди самих детей распространение конструктивных действий ниже, а физических атак – выше. 

В связи с этим специалисты отмечают важность обучения детей мирному и цивилизованному проявлению агрессивных эмоций, экологичному выходу из конфликтных ситуаций и их использованию в качестве нового ресурса.

Как отметила и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, большая часть конфликтов определяется нами как проблема.

«Но если научиться работать с конфликтами, научиться контролировать свое поведение и сводить конфликты к более продуктивной дискуссии, научить этому ребенка, то можно говорить о том, что конфликт – это не столько проблема, сколько как раз ресурс для того, чтобы научиться эффективно решать проблемы», – считает Агре.

Она отметила, что и взрослым, и детям нужно напоминать о том, что иногда «стычка» может привести к правильном решению или компромиссу.

И. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО уверена, что задача родителей – объяснить ребенку, что не стоит бояться конфликтов, но также нужно уважительно относиться к чужому мнению и личному пространству, поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они не боялись прийти к родителям за советом или помощью.

«Очень важно, чтобы ребенок не был инициатором конфликтов. Необходимо объяснять, что они могут быть, но не нужно создавать их искусственно», – объяснила она.

Эксперт также уточнила, что эмоциональная поддержка родителей необходима ребенку вне зависимости от того, был он прав в конфликтной ситуации или нет. «Ребенок должен знать, что он может полностью рассчитывать на поддержку родителей. Что даже если он оказался неправ, то ругать его не будут, ему на это укажут и разъяснят, почему его поведение было некорректным, но не будут его ругать», – добавила она.

«Важно вести диалог так, чтобы ребенок не боялся к вам приходить. Да, вы должны дать ему вектор, но ни в коем случае не делать его виноватым», – напутствовала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания.

По мнению эксперта, отдельное внимание необходимо уделить тому, чтобы выработать позицию о непринятии применения физической силы при разрешении конфликтов.

«Если ребенок склонен к физическому проявлению агрессии – следует перенаправить его энергию в спорт. Это не только личные, но и командные виды спорта. Так вы дадите способ для выброса адреналина», – рассказала Наталья Агре.

Также она обратила внимание на важность взаимодействия с педагогами, особенно классными руководителями, которые видят поведение детей в школе. Отдельно она остановилась на том, как следует вести себя педагогам, которые стали свидетелями конфликтной ситуации в школе.

«Если конфликтная ситуация все-таки произошла очень важно, чтобы педагог не вставал ни на одну из сторон конфликта. В данном случае он должен быть медиатором, который приведет конфликтующих к диалогу, напомнит о ценностях, напомнит о правилах поведения, – рассказала она. – Естественно педагог должен поделиться этой ситуацией с родителями детей, особенно если были случаи рукоприкладства».

О конфликтах между детьми и родителями в период ограничений, вызванных коронавирусом, а также способах их разрешения рассказала кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Роза Андрианова

«Дистанционное обучение школьников в период пандемии требует повышения ответственности родителей за процесс обучения детей, – отмечает эксперт. – Оно создает иллюзию большего количества времени, дети перестают ценить его, поздно приступают к выполнению домашних заданий, пропускают обеды и ужины, меньше двигаются».

В такой ситуации неизбежны конфликты родителей и детей, потому что вмешательство родителей в учебный процесс и гиперопека с их стороны становятся дополнительным стрессом для ребенка, считает ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. 

«Родителям следует переместить акцент на соблюдение режима дня, обеспечение полноценного питания, противодействие гиподинамии. В выходные дни – стараться вместе с детьми созидательно проводить время, насыщать его яркими и интересными событиями. Конечно, с соблюдением всех необходимых мер безопасности, рекомендованных Роспотребнадзором», – объясняет Андрианова. 

При этом, она обращает внимание, что авторитарный стиль воспитания и тотальный контроль лишают ребенка самостоятельности.

«Но нельзя полностью дистанцироваться от детских проблем и показывать свое равнодушие, – считает эксперт. – Теплое отношение, мягкая забота, любимая еда для ребенка важны в этот непростой для него период. Необходимо создать комфортную среду, но при этом ненавязчиво «держать руку на пульсе» и не копить проблемы».