Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

В Институте воспитания рассказали, как оградить подростков от интернет-зависимости

18.10.2020

Гаджеты, как инструменты, полезны в образовательном процессе, могут способствовать реализации творческого потенциала и решению многих практических задач, также они выступают дополнительным средством коммуникации.

Как не попасть в ловушку интернет-зависимости, какими хитростями могут воспользоваться сами подростки и их родители, рассказала кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Вера Ряшина по итогам программы «Наше время, или взрослым вход воспрещен» на радио KP.RU для подростков, авторами и ведущими которой являются они сами. Они поднимают в эфирах важные для них темы и общаются с экспертами. Программа подготовлена совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ.

«Важно понимать, в современном мире гаджеты – это инструмент, а инструмент не может быть плохим или хорошим. Необходимо вовремя научиться им пользоваться», – считает ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Она отмечает важность целеполагания не только глобального, но и ситуативного, структурирования системы мотивации.

«Нужно научиться ставить себе цели. Это полезно и для детей, и для взрослых. Например, если спросить ребят, зачем они ходят в школу, то многие из них ответят – не только про знания, но и скажут об общении с одноклассниками. Здесь важно сделать для себя отсечку, что общаться в школе лучше лично, а не через мессенджер – так вы не только будете учиться считывать эмоции своих друзей, но и в целом тренировать свои коммуникационные навыки. Все это очень поможет во взрослой жизни, – отмечает кандидат психологических наук. – Также, например, важно поставить себе конкретные сроки и задачи, при начале поиска информации в Сети – что именно нам необходимо найти, сколько времени у нас для этого есть. Научиться пользоваться поисковиками. Кому-то этот совет может показаться забавным, но для упрощения процессов есть лайфхаки, которыми можно и нужно пользоваться».

Взрослым важно научить этому детей, а также рассказать о том, что не всей информации можно слепо доверять, о проверенных источниках, подозрительных сайтах, существовании фейковых новостей и безопасности в социальных сетях.

«Научите детей сомневаться, ни в коем случае не раскрывать персональные данные неизвестным, не пытаться выиграть в «опасные игры». Все это способы манипуляции – зачем, чтобы кто-то мог манипулировать нами? Если ребенок вынужден долго сидеть за компьютером, готовясь к урокам – научите его делать перерывы. Кажется банально, но глаза и мозг должны отдыхать, а пара упражнений помогут размять спину и сохранить осанку», – напоминает Вера Ряшина.

В Институте изучения детства, семьи и воспитания также рекомендуют прибегать к следующими советам для того, чтобы избежать интернет-зависимости и завести привычку отдыхать от гаджетов и социальных сетей:

  • Устраивайте детокс-дни. Выберите день, например, воскресенье, когда вы добровольно отказываетесь от использования компьютера, телефона, – проведите его с семьей, друзьями, изучите новый парк, покатайтесь на велосипеде или лыжах в зависимости от сезона. Для успеха затеи найдите сообщников.
  • Заведите фри-гаджет зоны. Решите для себя и договоритесь с близкими, что, например, на кухню и в гостиную нельзя даже приносить гаджеты. И это правило распространяется на всех и домочадцев, и гостей.
  • Подумайте о хобби. Имейте в виду, что оно может не только занять досуг ребенка, но и определить всю его будущую жизнь.

Интернет и гаджеты стали неотъемлемой частью современной жизни. Их нельзя игнорировать или отрицать, нужно своевременно научиться грамотно их использовать. Родителям важно помнить, что полный запрет на современные технологии для детей может пагубно сказаться на коммуникации ребенка со сверстниками, а также лишить возможности получения таких важных навыков, как работа с персональным компьютером, знакомства с миром IT-профессий.