Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

В Институте воспитания РАО объяснили, как оградить детей и подростков от нежелательного контента

26.11.2020

Мультфильмы, кино, шоу для детей на телевидении и интернете оказывают интенсивное влияние на детей разных возрастов. Поэтому в детском или подростковом контенте, помимо развлекательной функции, обязательно должна быть воспитательная составляющая. Не менее важно, чтобы он соответствовал физическому и эмоциональному развитию ребенка.

О том, как выбирать подходящие мультфильмы и передачи для маленьких детей, защитить подростков от нежелательного контента, рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук Анна Теплова по итогам программы «Наше время, или взрослым вход воспрещен» на радио KP.RU для подростков, авторами и ведущими которой являются они сами. Они поднимают в эфирах важные для них темы и общаются с экспертами. Программа подготовлена совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ.

В эфире на тему «Что мы смотрим» она поделилась своим мнением о том, как выбирать контент с проверенной и достоверной информацией, а также посоветовала не забывать ценность личного общения.

Анна Теплова обратила внимание на то, что возрастная маркировка – это общая психолого-педагогическая оценка, которая часто бывает завышена или занижена для расширения аудитории. Из-за этого большая ответственность по выбору контента, который в конечном счете увидит ребенок, ложится на родителей.

«Маркировка указывает, насколько дети в том или ином возрасте физически и психологически готовы к предлагаемому контенту и насколько его содержание целесообразно для ребенка. Но не всегда маркировка бывает точной. Поэтому это большая зона родительской ответственности. Родители лучше всех знают своего ребенка, и только они могут определить подходящий для него контент. Например, вы понимаете, что у вас очень трепетный малыш и, несмотря на маркировку мультфильма 6+, вы можете понять, что он окажется эмоционально сложным для него», – объяснила кандидат педагогических наук.

Кроме того, Анна Теплова отдельно остановилась на воспитательной составляющей мультфильмов, кино и шоу для детей.

«Многие детские телепередачи и каналы показывают советские мультфильмы несмотря на то, что сегодня есть новые интересные мультфильмы. У них тоже есть определенный воспитательный подтекст, но они не несут так называемый культурный код и не передают особенности нашего менталитета. Конечно, детям не нужен только серьезный контент с подачей ценностей или только развлекательный. Нужно много разного и качественного, но в целом воспитательная составляющая обязательно нужна. Ведь дети и особенно подростки отождествляют себя с персонажами и героями», – отметила эксперт.

По мнению кандидата педагогических наук, для того чтобы культурные интересы и так называемые опоры «не размывались», такой контент должен быть укоренен в отечественной культуре.

Также ведущий научный сотрудник Института рекомендует формировать окружение и дружеские компании ребенка с детства. «Это поможет ему не встретиться с нежелаемым для него контентом в подростковом возрасте. Можно, например, отдавать ребенка в спортивные секции или тематические кружки. Важно не забывать, что дети растут внутри семьи, поэтому если родители сами смотрят шоу и кино, от которых хотят оградить своих детей, то вряд ли дети к ним прислушаются», – уточнила Анна Теплова.

Эксперт отмечает необходимость выстраивать и поддерживать доверительные отношения с ребенком.
«Это поможет сгладить трудности в общении с ним и донесении позиции взрослых в подростковый период», – объяснила она.

«Ребенок-подросток осваивает границы своей свободы и для него важнее мнение его друзей, чем родителей. Поэтому если вы с детства в хороших отношениях со своими детьми, если они вам доверяют, то ваши беседы и советы будут для них значимыми даже в подростковый период. Но если родители почти никогда не общались с ребенком по душам, то он не отнесется к их мнению всерьез, если они вдруг начнут это делать в подростковом возрасте. Родительство – это долгий и кропотливый труд», – считает эксперт.

Напомним, Институт воспитания РАО проводит конкурс сценариев и идей короткометражных фильмов «Мы из детства». На основании лучших сценариев, рассказов и идей будут созданы мультфильмы. Как отмечается в положении конкурса, основная цель – привлечь внимание к созданию сценариев короткометражных мультфильмов, направленных на воспитание у детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков гуманистических ценностей о семье, труде, дружбе и Родине. Поэтому сценарии должны нести не только развлекательную, но и воспитательную функцию, являться примером для разрешения возможных жизненных ситуаций. Для участия каждый желающий может направить заявку на konkurs@institutdetstva.ru. С 9 по 21 декабря экспертное жюри будет рассматривать присланные работы, 23 декабря – назовет имена победителей.