Министерство просвещения Российской Федерации

новости

В Институте рассказали, как правильно организовать дистанционное обучение дома для ребенка

06.11.2020

В Институте изучения детства, семьи и воспитания обращают внимание на то, что вынужденные меры, связанные с использованием дистанционных образовательных технологий из-за пандемии коронавируса, требуют большей чуткости и понимания между всеми участниками процесса и детьми, и педагогами, и родителями. Задача родителей – помочь детям эмоционально справиться с временными условиями обучения, а также помнить, что, чем младше ребенок, тем сильнее на него проецируются тревоги и переживания взрослых.

Пандемия коронавируса заставила перевести многие процессы в онлайн, в том числе учебу. Как дистанционное обучение влияет на усвояемость материала? Чего в нем больше – пользы или рисков? На вопросы ТАСС ответила кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Инесса Усольцева.

Сложности дистанционного обучения не одинаковы для всех, уверена кандидат психологических наук, они зависят от возраста ребенка.

«Так, например, младшим школьникам сложно себя организовать – это связано с низкой произвольностью психических процессов, особенно внимания, трудностями саморегуляции. Также в этом возрасте им необходимо взаимодействовать с предметами: посмотреть, пощупать, подержать. При дистанционном обучении дети смотрят на экран компьютера, а не на сами предметы, поэтому быстро теряют интерес», - рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания.

Для подростков важно живое общение, которое не в состоянии заменить современные информационно-компьютерные технологии. (Прим. напомним, ранее в Институте изучения детства, семьи и воспитания рекомендовали родителям вне зависимости от происходящего во внешнем мире быть внимательнее к детям. При проявлении плохого настроения, тревоге, беспокойном сне задуматься, что вы можете сделать для него. Однако в Институте также обращали внимание на то, что иногда нужно оставить ребенка в покое, на время отойдя в сторону. Дать ему личное пространство, которое детям необходимо так же, как и взрослым. Отказаться от «беспрерывного воспитания» и мелочного контроля).

«Из-за периода созревания у них снижается мотивация. Физически присутствующий рядом с ними взрослый – мотивирует и подгоняет, а «говорящая голова» учителя на дистанционке не очень способствует этому», - считает Усольцева.

По словам ведущего научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, масштабных исследований о зависимости качества усвоения информации от носителя – бумажного или электронного, нет.

«Осторожно можно экстраполировать данные, полученные на студентах. Большинство исследований показало, что участники получают примерно одинаковое количество баллов при чтении отрывков с любого носителя. При чтении законченной истории на бумаге или на экране и последующем воссоздании последовательности сюжета результаты лучше при чтении с бумажных носителей», - отметила кандидат психологических наук.

Исследования показывают, что глубинное понимание содержания при чтении с электронных носителей страдает, однако студенты и старшеклассники будут предпочитать именно электронные носители. Поэтому нужно разработать специальные программы обучения чтению с электронных носителей для компенсации этого недостатка.

«В условиях пандемии дистанционное обучение сохраняет здоровье и жизнь детей и членов их семьи, а также жизнь и здоровье учителей и членов их семей», - настаивает Инесса Усольцева.

При этом эксперт отмечает, что самостоятельность и учебная инициатива обучающихся очень важны для успешного обучения по дистанционным программам.