Министерство просвещения Российской Федерации

Становимся взрослыми: как научить ребенка планировать и контролировать свои действия?

02.09.2021

Упираются леса в самые небеса…
В. Маяковский, «Кем быть?»

Большинство родителей хотят видеть своих детей счастливыми, успешными и самостоятельными. Но далеко не все знают, как найти баланс между желанием помогать ребенку на каждом шагу и необходимостью давать ему определенную свободу действий, чтобы он учился делать что-то сам, но в то же время не чувствовал себя покинутым и беспомощным.

Говоря о развитии самостоятельности, внимания и навыков, которые точно пригодятся ребенку в школе, психологи и педагоги прежде всего упоминают о способности человека программировать и контролировать собственные действия. И действительно, эти психические функции крайне важны: без должного их развития невозможны ни обеспечение нормального функционирования человека, ни организация его жизни в целом. При этом стоит отметить, что даже взрослые люди не всегда владеют искусством контроля и программирования в должной степени, что уж говорить о маленьких детях…


Несформированность функций управления и контроля выступает одной из основных причин недостаточной успешности обучения в школе.    Дети, не владеющие этими навыками, плохо усваивают материал: отвлекаются, теряют нить объяснений, не воспринимают суть урока. Задача взрослых – развить у них умение осознанно регулировать свои действия: намечать план, следовать ему и доводить намеченное до конца.

Умение контролировать внимание, тренированная память, усидчивость, способность не отвлекаться на посторонние помехи обеспечивают благоприятный прогноз при обучении.


Чтобы ребенок смог приобрести такие важные навыки, ему с самого раннего возраста (а особенно в предшкольный период) необходима опора – организующая помощь взрослых. Такую опору американские психологи сравнивают со строительными лесами, позволяющими возводить многоэтажный дом. «Возведение лесов» необходимо для того, чтобы ребенок прошел путь от полной беспомощности до самостоятельности не один, а вместе со взрослым.

«Возведение лесов» должно сопровождать все возможные стороны деятельности ребенка, начиная с простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического мышления.

От действий совместных к самостоятельным

Именно в ходе совместных занятий у ребенка развивается способность к планированию и контролю произвольной деятельности. Организующая помощь взрослого заключается в том, что программа действий, которой вначале владеет только взрослый, постепенно, но неуклонно становится внутренним достоянием ребенка. Как считает известный российский нейропсихолог Т. В. Ахутина, необходимо специально организованное взаимодействие ребенка и взрослого, направленное на «выращивание» слабого звена психических функций ребенка при опоре на более зрелые функции.

Пошаговое совместное выполнение любых действий приводит к тому, что формируемые навыки делаются с течением времени само собой разумеющимися для ребенка.

Рассмотрим, каким образом «возводить леса», без которых трудно сформировать у ребенка навыки самостоятельного планирования и контроля за собственной деятельностью, ведь этим умениям и навыкам надо обучать целенаправленно.

Примеры «возведения лесов»

О значении игр для развития ребенка уже было достаточно подробно написано в трудах великих педагогов и психологов. Дидактическая игра, в отличие от «игры вообще», будучи вполне интересной и увлекательной, ненавязчиво помогает ребенку овладеть вполне конкретными навыками и умениями. Иначе говоря, дидактическая игра – сплав игры и урока. Далее мы рассмотрим пояснения к нескольким дидактическим играм в порядке возрастания сложности правил игры.

1.    Сортировка геометрических фигур

Для игры предлагается набор геометрических фигурок: равносторонние треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, овалы. Каждая из них может быть большой или маленькой, может быть красной или, скажем, зеленой. Всего в наборе 30 фигурок.

Взрослый предлагает ребенку разложить предметы на две кучки – так, чтобы в каждой были сходные фигуры. Предположим, ребенок разложит фигурки по размеру. «Возведение лесов» в данном случае состоит в подведении юного логика к мысли о том, что есть и другие варианты раскладки: например, по цвету или по наличию/отсутствию углов. Взрослый делает это с помощью наводящих вопросов и намеков, всячески подбадривая и нахваливая ребенка: «Ты заметил, что вот такие фигурки отличаются от вот таких? Молодец! Ну, а теперь раскладывай! Прекрасно! А если посмотреть на это совсем по-другому? Не догадываешься? А ты обрати внимание на то, что…»   

2.    Ритмика, моторика

Чтобы помочь ребенку быстрее перейти от полностью совместного выполнения упражнений к полностью самостоятельным действиям, занимайтесь счетом, играйте в домино, в игры с фишками. Развивайте слуховое внимание с помощью игр, в которых используется подсказка «Горячо-холодно», постепенно уменьшая число подсказок.

Развитию зрительно-пространственных представлений способствуют:

  • складывание пирамидки;

  • складывание целой картинки из составных частей.

Правильное складывание свидетельствует о том, что у ребенка хорошо сформированы образы представления, перцептивные навыки анализа элементов изображений, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

3.    Обучение чтению

Игра «Запоминаем слоги»

Для этой игры понадобятся 2 коробочки (можно использовать пакеты от сока, обрезав их до высоты около 6 см) и по две полоски бумаги с надписями: «МА» и «ПА». Традиционно согласные должны быть написаны синим фломастером, а гласные – красным. Надписи прикрепляются (скотчем, клеем, скрепками) к коробочкам с двух противоположных сторон – чтобы ребенок, переставляя коробочки, всегда видел «названия» и мог бы их «прочитать». Затем надо подготовить карточки, на которых нарисованы: малина, машина, маска, майка; паста, парашют, парус, палка. Неважно, если будет невозможно определить марку нарисованной вами машины, а пальто окажется похожим на халат – это условность, которую ребенок примет как данность. Карточки с картинками предстоит помещать в коробочки, что определяет их размер.

Игра начинается с того, что на абсолютно пустой стол (чтобы ничто не отвлекало ребенка) ставят две коробочки со словами: «Смотри, это коробочка «МА». А это – коробочка «ПА». (Обратите внимание, что слово «слог», как и названия букв, здесь не употребляется вообще!).

Ребенок рассматривает их, повторяет за взрослым «названия» коробочек. Затем попросите ребенка показать, где коробочка «МА», а где коробочка «ПА».

Только после этого вы берете картинки и начинаете их показывать ребенку (по одной), произнося при этом, что там изображено. Например: «Посмотри, это «МАлина». Важно, чтобы ребенок услышал, что это слово начинается с «МА», поэтому вы должны его произнести так, чтобы был «ярко выражен» первый слог, а остальная часть слова была бы сказана тише. Затем: «Это – «МАлина», поэтому мы кладем эту карточку в коробочку «МА». И опускаете в коробочку картинку. Далее: «Это – «ПАлка», поэтому мы кладем эту карточку в коробочку «ПА». Затем, чередуя слова на «ПА» и «МА», картинки нужно разложить по коробочкам.

Поощряйте желание ребенка раскладывать карточки самому. Однако первоначально он может путать коробочки, так как не всегда сразу улавливает связь между написанным на коробочке и услышанным словом, даже с такой подсказкой взрослого, как интонационно выделенное начало слова. В таком случае, осторожно придерживая его руку, предложите еще раз прислушаться к произносимому слову.

Спрашивайте ребенка, что он кладет в коробочку. Например, вы говорите «ПАлка», делая ударение на «ПА». Ребенок показывает на коробочку «ПА», берет из ваших рук картинку и собирается ее опустить в коробочку. Спросите при этом: «Что ты положил?».

Когда ребенок начинает понимать взаимосвязь между картинкой, надписью на коробочке и произнесением данного слова, задание можно усложнить, сокращая меру помощи («разбирая леса»). Показывая ту или иную картинку, не говорите ничего. Пусть ребенок самостоятельно называет предмет, изображенный на картинке, а вы спрашивайте, что он слышит в начале слова. Таким образом, распределяя картинки по коробочкам, ребенок сам опознает на слух первый слог и выбирает коробочку, название которой ему соответствует.

Подобным же образом можно играть и с другими слогами.

4.    Развитие графомоторных навыков

Непосредственное выполнение задания возможно только с активной помощью взрослого. Взрослый рисует рукой ребенка или придерживает его руку. Взрослый показывает картинки рукой ребенка, рисует, соединяя линии рукой ребенка.

Способствует развитию навыков самоконтроля списывание слов, предложений и небольших по объему текстов.

Навыкам предварительного планирования способствует и конструирование. При конструировании можно использовать следующие опоры: схемы, вопросы. Контролируйте деятельность ребенка, а потом поменяйтесь ролями: пусть он контролирует вашу работу. Используйте на занятиях соревновательные моменты. Играйте с ребенком в игры с правилами. Как только он научится соблюдать правила, предложите ему самостоятельно выстраивать сюжет игры и придумать к ней правила.


Итак, ранний тренинг функций программирования и контроля приносит положительные результаты не только при начале обучения в школе, но, безусловно, наилучшим образом сказывается на всей дальнейшей жизни человека.

Тренировка саморегуляции может оказаться более затруднительной для детей, биологически предрасположенных к гиперактивности. Не оказывая чрезмерного давления на такого ребенка, можно также добиться существенных результатов, хотя и придется приложить больше усилий.

Автор статьи: Антипова Жанна Владимировна,
доцент, кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО