Министерство просвещения Российской Федерации

Подготовка к ЕГЭ дистанционно: чем могут помочь интерактивные инструменты?

08.04.2021

Единый государственный экзамен сегодня – трудное испытание и для школьников, и для педагогов. А подготовка к ЕГЭ на дистанционном обучении – дополнительный стресс. Однако же это и новые возможности для использования учителями современных технологий, таких как интерактивные доски и веб-инструменты, для организации взаимодействия с учениками в режиме реального времени. И все-таки – чем они могут быть полезны?

Обучение продолжается в любой ситуации

На дистанционном обучении электронные инструменты позволяют осуществлять принципы коммуникативной активности, обратной связи, интерактивности, наглядности, системности и доступности подачи материала – ведущих принципов дидактики. Кроме того, используя интерактивные доски, педагог может усиливать межпредметные связи, реализовывать личностно-деятельностный подход к обучению и применять разные режимы работы: индивидуальный, парный и групповой.

Повышается уровень усвоения материала

Известно, что школьники с первого раза запоминают лишь четвертую часть услышанного или треть увиденного, при комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина информации, а вовлечение учащихся в активные действия увеличивает долю усвоенного материала до 75%. При работе с интерактивной доской повышается уровень восприятия учебного материала, поскольку информация на ней передается комплексно, в визуальной, звуковой и тактильной формах. Такое сочетание оказывает большое воздействие на обучаемого, формируя в его мозгу ассоциативные связи. Психологи отмечают, что чем больше нейросистем вовлечено в процесс обучения, тем лучше полученная информация воспроизводится впоследствии.

Такая форма подготовки к ЕГЭ, как применение интерактивных досок («белая доска» в Zoom и др.), положительно сказывается на усвоении школьниками материала, особенно на обобщающих уроках по теме, когда работа идет, например, с таблицами или схемами. Этот инструмент создает условия для распределенного или скачкообразного движения глаз, что снижает уровень утомления и продлевает период активного восприятия визуальной информации, а также предлагает сбалансированный способ ее предъявления и получения, что также является очень важным для осуществления принципов обучения.

Инструменты доступны и удобны в работе

Подобные интерактивные доски существуют на всех основных платформах, которыми пользуются учителя при организации дистанционного обучения. Однако нужно осознавать, что работа, например, с «белой доской» – трудоемкий процесс, который занимает и у педагогов, и у учащихся много времени. Поэтому основную структуру того, что появится на онлайн уроке на такой доске – то есть, схемы, таблицы, рисунки, тесты, карты, – лучше высылать заранее.


Пример. Как можно готовиться к ЕГЭ по русскому языку с «белой доской»?
Современные школьники не всегда имеют ясное представление о средствах художественной выразительности, не понимают их особенности, не чувствуют различия – фонетическое это средство или лексическое, или синтаксическое и т. д. А им нужно уметь и обнаруживать тропы и фигуры в тексте, и правильно их называть.

  1. Для работы над темой учителю необходимо заранее приготовить то, что он будет демонстрировать на доске. При выполнении задания ЕГЭ по русскому языку «Средства выразительности. Теория и практика» он тщательно продумывает логику изложения материала с помощью интерактивного инструмента, ведь работа с тропами и фигурами: метафорой, эпитетом, гротеском, гиперболой, литотой, иронией, метонимией, сравнением, фразеологизмом, парцелляцией, параллелизмом и другими – одна из самых трудных в ЕГЭ.
  2. На «белой доске» размещается таблица тропов и фигур, систематизированная в соответствии с их значением, например, тропы, основанные на переносном значении слов: эпитет, метафора, метонимия, гипербола.
  3. Учащиеся самостоятельно находят тропы и выделяют их с помощью меток или цвета.
С помощью этого же инструмента при подготовке к ЕГЭ по русскому языку можно выполнять и другие тренировочные упражнения, в виде тех же тестов.

Функции «белой доски» открываются при демонстрации экрана для совместного просмотра. В процессе объяснения материала учитель добавляет на доску файл, например, с таблицей. После этого он сам или школьники могут помечать информацию в таблице различными значками – стрелками, галочками, крестиками, квадратиками. Данные элементы активизируют внимание учащихся.

В «белой доске» можно использовать вставку изображений, делать надписи и пометки поверх них, а также перемещаться в любую сторону. При этом учителю необходимо следить, чтобы учащиеся не «потерялись» на таком масштабном рабочем пространстве. Нужно также понимать, что общий доступ к учебным материалам повышает риск их случайного удаления кем-то из школьников. А это может замедлить темп урока и помешать сосредоточению внимания учащихся на изучаемой теме.

Этот инструмент можно использовать не только как поле для демонстрации учебных материалов, но и как совместное пространство для создания презентаций, слайдов, мини-сочинений и т. д. При такой работе с ним необходимо наблюдать за чатом, где учащиеся могут посылать ответы на вопросы теста или другого материала, делать уточнения, чтобы не прерывать учителя. Задача педагога в этом случае – непрерывно следить и за тем, что происходит на доске, и за чатом.

Легко выстраивать занятие и оценивать работу учеников

Для того, чтобы повысить мотивацию к обучению, развить самостоятельность у учеников, в современной школе применяется концепция формирующего оценивания, то есть оценивание в процессе обучения. Такое оценивание способствует активному диалогу между учителем и учеником.

Сегодня существуют цифровые инструменты формирующего оценивания (Quizizz, Classflow, Kahoot и Learningapps.org). Например, ClassFlow (https://classflow.com/ru) – это многофункциональный облачный сервис, в котором есть и интерактивная доска, и конструктор интерактивных уроков, и конструктор для опросов, тестов, дидактических игр и цифровое портфолио учащегося, в котором учитель фиксирует его индивидуальные достижения.


Пример. Как работать с сервисами для формирующего оценивания?
Учитель может сделать тестовое задание на своем компьютере, а учащиеся будут отвечать на вопросы теста со своих гаджетов. Для этого они заходят на сайт и присоединяются к выполнению теста, вводят код, который им готовит учитель. Каждый учащийся может работать с тестовыми заданиями в своем индивидуальном темпе, при этом видя ответы на экране своего гаджета и получая за свои ответы баллы. Учитель наблюдает за процессом и результатом работы каждого ученика. Функция, которая позволяет педагогу видеть ошибки, особенно необходима! Это дает возможность сосредоточиться на проблемах каждого учащегося и совместно работать над ними.


Главное – настрой и позиция учителя

Несмотря на перечисленные особенности электронных средств для дистанционного обучения, не стоит забывать, что использование обычных программ и методов обучения подготовки к ЕГЭ не устарела, это базовая основа дидактики. Методы – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские, предложенные И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным в середине прошлого века, – до сих пор определяют систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения.

Но самое главное в образовательном процессе, в том числе и в подготовке к ЕГЭ, – это не только знание учителем методов и технологий, но и его педагогическая позиция, эмоциональный и творческий настрой. Чтобы лучше мотивировать детей к подготовке к ЕГЭ, необходимо применять и методы воспитания – суггестивного воздействия на ребенка: убеждать его в необходимости преодоления трудностей, вселять в него веру в успех, вызывать учащихся на диалог, уметь слышать и слушать детей, поддерживать их, поощрять.


От профессионально зрелой позиции учителя зависит то, насколько продуктивной будет подготовка к урокам и экзаменам, – эта аксиома сегодня чрезвычайно актуальна. Вместе с учениками нужно неустанно работать, стимулировать их познавательную деятельность, вселять веру в силу научного знания, научной мысли, веру в прогресс человечества.


Для этого необходимо рассказывать детям о выдающихся зарубежных и российских ученых, деятелях культуры и искусства, о их судьбах, достижениях – оптимизировать педагогический процесс, наполняя его жизнеутверждающими эмоциями и ценностным содержанием.

Так, приводя в пример вышеназванные средства художественной выразительности, можно рассказать о том, как Н. В. Гоголь создавал свои произведения, как с помощью иронии и сарказма выражались сокровенные мысли писателя о России и ее судьбе – «смех сквозь невидимые, незримые миру слезы». Такой рассказ учителя не займет слишком много времени, но он вдохновит школьников и, возможно, заставит их задуматься о смысле человеческой жизни… Говоря о лирических эпитетах в поэзии С. А. Есенина, можно вспомнить его стихи о Родине, поговорить о тех чувствах к родной земле и людям, которые воспел поэт, о том, как эти чувства важны сейчас, в наше время. Рассказ педагога затронет эмоции учащихся, пробудит в них желание быть сопричастными тем переживаниям, которые отражены в литературе, и, в конце концов, психологически подготовит к экзамену, потому что эстетическое переживание формирует опыт личности, стимулирует ее развитие.

Да, сегодня формы уроков и ЕГЭ меняются, но контакт учителя с детьми был и остается гуманистической основой педагогики. Если у учителя нет контакта с учениками, если отсутствует личная заинтересованность в детях и их успехе, ничего не получится!


Совет школьникам. Дистанционное взаимодействие между людьми никуда не исчезнет, это прогресс, это новая возможность преодолеть образовательные и жизненные трудности. Поэтому новые технологии надо осваивать, не бояться, не игнорировать и не избегать их. Будущее – за новыми технологиями, они обязательно пригодятся во взрослой жизни, поэтому надо не терять времени и отрабатывать навыки их применения в школе.


ЕГЭ – это форма и ситуация контроля знаний и навыков, оценка умения действовать в условиях неопределенности, и в какой бы форме он ни проводился, никак не может лишить учеников знаний, тем более, если они глубоко усвоены. Поэтому надо относиться к ЕГЭ серьезно, но спокойно – ничего сверхъестественного в этот день и в этот час не происходит. Если школьники владеют знаниями и навыками, то и на экзамене все пройдет успешно.

Автор статьи: Казначеева Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО