Министерство просвещения Российской Федерации

О программе развития речи старших дошкольников: проблемы и перспективы

22.06.2021

В январе 2021 года в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Язык и актуальные проблемы образования», посвященная вопросам преподавания русского языка как родного и развитию культуры речи на каждом из образовательных этапов – в детском саду, в школе и в вузах.

Конференция была организована и проведена с участием Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Международной академии наук педагогического образования, Московского государственного областного университета, Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, Московского педагогического государственного университета. По материалам участников этого мероприятия был сформирован сборник научных статей.

Текст одной из них – статьи О. С. Ушаковой и Н. В. Агре о разработанной в Институте воспитания программе по развитию речи у старших дошкольников «Родник» – мы приводим здесь полностью. Ознакомиться с остальными научными трудами можно после скачивания самого сборника статей, прикрепленного в виде pdf-файла в конце этой страницы.


Авторы:

Н. В. Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва, РФ;

О. С. Ушакова, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва, РФ.

Аннотация. В статье раскрываются задачи проекта, посвященного разработке новых подходов к программе речевого развития старших дошкольников, представлены теоретические основы проблемы, включение ценностных ориентиров, интеграция разных видов деятельности в воспитании языковой личности ребенка-дошкольника.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, задачи речевого воспитания, ценностные ориентиры, интеграция разных видов деятельности, воспитание языковой личности.


Мы дали программе название «Родник», потому что это понятие многозначно, оно включает в себя столько ассоциаций, что каждый человек может прикоснуться к роднику и представить себе тот ключ, который напоит его родниковой водой, заставит задуматься и открыть путь к сердцу ребенка.

Известный русский писатель К. С. Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. А в рассказе «Родник мелколесья» (книга «Золотая роза») он словами лесника говорит: «Родник родит речку, а река льется через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит – родник, Родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой».

Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине. Ее истории, прошлому, настоящему, ко всему человечеству». Именно эти цитаты стали эпиграфами к нашей программе, и мы хотели рассмотреть названные ценностные ориентиры по отношению к детям старшего дошкольного возраста.

В настоящее время осуществляются новые подходы к пониманию роли родного (русского) языка на всех ступенях образования. В современных условиях актуализировалась необходимость воспитания ценностного отношения к родному языку у детей, что обусловлено значимостью их приобщения к национальному богатству страны, к пониманию и усвоению его национальной специфики. В Постановлении правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» основным направлением определено формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. При этом отмечается необходимость воспитания уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В 2014 году в правительстве РФ был создан Совет по русскому языку, перед которым государство поставило цель – бороться за сохранение русского языка в России и мире, формировать активную и целостную языковую политику. На заседании Совета в 2020 году президент страны призвал утвердить нормы русского языка, использование которых будет обязательным, и которые делают наш язык таким ярким и выразительным, одним из самых стройных, образных и красивых. Была одобрена идея пересмотра   системы допуска в школы словарей русского языка.

На коллегии Минпроса РФ были выдвинуты ценностные приоритеты воспитания подрастающего поколения: родина, русский язык, культура, искусство, природа, семья, дружба, спорт. Эти приоритеты также нашли отражение в нашей программе, при этом они рассматриваются как важные направления работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой детей седьмого года жизни посредством интеграции разных сторон воспитания в тесной взаимосвязи с овладением родным (русским) языком.

Создание новой программы по развитию речи детей дошкольного возраста на основе тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитания позволит сделать научно обоснованную методику развития речи дошкольников более доступной как для педагогов дошкольного образования, так и для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Эффективность методики развития речи дошкольников, разработанной на основе нашей программы, мы видим еще и в том, что выпускники детских садов, которые пройдут обучение по данной методике, успешнее смогут усваивать программу школьного обучения по русскому языку – как в отношении лингвистических знаний, осознания явлений языка, так и в области развития речи – устной и письменной.

Впервые в программе обучения родному (русскому) языка поставлена задача формирования у ребенка дошкольного возраста языковой картины окружающего мира и на этой основе – воспитание языковой личности, начиная с дошкольного возраста. Обоснована проблема развития у дошкольников ценностного отношения к родному языку, которое рассматривается в процессе интеграции с разными сторонами воспитания и с разными видами детской деятельности.

Целенаправленный подход к речевому воспитанию детей дошкольного возраста обеспечивает овладение родным (русским) языком как средством общения в повседневной жизни и как овладение всеми сторонами речи: фонетической, лексической, грамматической, т.е. воспитание звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, усвоение грамматического строя речи. А метаязыковая деятельность (осознание детьми языковых и речевых явлений) позволяет успешнее овладеть основными выразительными средствами речи. Интеграция с разными сторонами воспитания (умственной, нравственной, физической, эстетической) разовьет интерес детей к другим явлениям действительности, поможет дошкольникам глубже осознать богатство и красоту родной речи, окажет несомненное влияние на становление языковой личности и развитие языковой картины мира, которое продолжится в школе, а затем и в дальнейшей жизни.

Язык является важнейшей частью общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время общественность поднимает вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушения речевой культуры и тех ценностных ориентиров, которые составляют основу воспитания.

Наши корифеи психологической мысли Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин обосновали теорию о непреходящем значении дошкольного возраста для дальнейшего развития человека, так как ребенок именно в этот период начинает присваивать общественный опыт, накопленный предыдущими поколениями. И от того, каким будет этот опыт (а это зависит от взрослых, которые его передадут), таким и вырастет ребенок.

Важный тезис, провозглашенный создателем Института дошкольного воспитания Запорожцем А. В., звучит так: «Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей» (6. с. 4). При этом ведущую роль в психическом развитии ребенка играет обучение, которое заключается в присвоении ребенком общественного опыта в овладении духовной и материальной культурой, созданной человечеством. И ещё: «Ребенок является не только объектом, но и субъектом воспитания. Он усваивает новые знания и умения не пассивно, а в процессе своей деятельности (игровой, учебной, трудовой и т. д.)» (там же). По А.В. Запорожцу, правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею является важнейшей воспитательной задачей.

Разработка научных основ системы дошкольного воспитания опиралась на идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и других видных ученых отечественной педагогики – Е. А. Аркина, Е. И. Тихеевой, Е. А Флериной, А. П. Усовой. Педагоги в своих работах опирались на данные психологических исследований, направленных на выявление закономерностей развития детской психики (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Учитывались также результаты физиологических работ учеников И. П. Павлова, изучающих высшую нервную деятельность ребенка.

Проведенные в Институте педагогические и психологические исследования показали, что потенциальные возможности детей дошкольного возраста выше, чем предполагалось ранее, и что при правильном воспитании и создании педагогических условий, дети достигают достаточно высокого уровня развития умственных, нравственных, физических и эстетических способностей. Однако для достижения максимального педагогического эффекта и реализации этих возможностей ребенка-дошкольника необходимо знать и учитывать пределы работоспособности и утомляемости детей, особенности их потребностей и интересов. Результаты проведенных исследований позволили научным сотрудникам Института разработать Типовую программу, основные положения которой не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок дошкольного возраста, затем учащийся, а впоследствии член общества входит в языковой коллектив, отождествляет себя с ним, усваивает формы социального взаимодействия, принимает, присваивает опыт поколений, вбирает в себя человеческую культуру. Не случайно ученые говорят, что процесс социализации личности был бы невозможен без языка. Именно язык как средство общения развивает память, мышление, воображение, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие личности и является главнейшим фактором развития и воспитания личности ребенка-дошкольника.

Большую роль при этом играет отношение социума и общественных институтов к проблеме дошкольного воспитания, к оценке уникальности дошкольного возраста в развитии интереса к родному языку.

Одним из важнейших понятий в обучении родному языку является понятие языковой способности, без формирования которой мы не можем говорить о развитии языковой личности, начиная с дошкольного возраста. Язык является важнейшим способом формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет собой языковую картину мира. А языковая личность связана с изучением языковой картины мира, так как она рассматривается в контексте использования средств языка для восприятия, понимания и отражения в сознании окружающей действительности.

Однако мы можем говорить о формировании языковой личности дошкольников лишь в том случае, если создадим психолого-педагогические условия для овладения родным языком в дошкольном детстве. Этого можно добиться только при взаимодействии с социальным окружением и воспитании личности дошкольника на основе новейших технологий в процессе интеграции речевого развития со всеми сторонами воспитания (умственного, физического, нравственного, эстетического).

Создание новой программы по развитию речи детей дошкольного возраста на основе тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитания позволит сделать научно обоснованную методику развития речи дошкольников более доступной, как для педагогов дошкольного образования, так и для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Необходимо подчеркнуть, что последовательное развитие речевой деятельности невозможно без широкого использования достижений социолингвистики, теории общения, психологии, лингвистики. Общеизвестна многоплановость и полифункциональность проблемы общения. Наша программа рассматривает эту проблему в контексте формирования языковой и коммуникативной компетентности дошкольников.

Все вышесказанное является основой разработки преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой в вопросах развития речи, речевого воспитания и обучения родному языку и основанием для написания новой программы воспитания и обучения дошкольников всех возрастных групп.

Литература:

  1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой. - М: Педагогика, 1976.
  2. Выготский, Л С. Мышление и речь. / Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. - М.: «Педагогика», 1982.
  3. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры. - М.: «Прогресс»,1985.
  4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды. Т. 2. - М.,1986.
  5. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность - М.: «Просвещение», 1969.
  6. Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Тезисы докладов советско-американского семинара. – М., 1976.
  7. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. -  М.: МОДЭК, 2002.
  8. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2018.
  9. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика. - М., 1995.
  10. Яшина, В.И., Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2017.

Напоминаем, что эту и другие статьи можно найти в сборнике «Язык и актуальные проблемы образования», созданном по материалам Международной научно-практической конференции 18–19 января 2021 года. Файл со сборником можно скачать ниже.


Файл: