Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Новые цифровые технологии на уроках литературы

09.09.2021

Сегодня изменилось все – и пространство уроков, и временные затраты на них в онлайн-режиме, и в домашней самостоятельной работе учащихся, и самое главное – изменились способы восприятия детьми знаний и информации. В эпоху доминирования «цифрового поколения» приобрели свою специфику когнитивная, эмоционально-волевая, социальная сферы личности. Галина Солдатова, известный российский психолог, исследующий процессы цифровой социализации и изменяющегося ребенка в мире технологий, отмечает, что сегодня необходимо говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.

Нельзя не согласиться с выводами ученого о том, что современные школьники не только получают информацию из информационных источников, но и активно коммуницируют с ними: речь идет о коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потреблении, а также о культурных, психологических и технических аспектах использования электронных устройств. Цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура дополняет культуру офлайн-повседневности, представляя новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов [7].


Снизилась ли потребность школьников в живом общении? Сейчас школьники нуждаются в общении очень остро, им необходимо поделиться с учителем и друг с другом своими взглядами, переживаниями – и не только по поводу прочитанного, но вообще рассказать о себе, о том, что они чувствуют и думают по поводу будущей профессии, реализации своих способностей. Так, на уроках литературы, начиная общение с учениками, важно сначала немного поговорить с ними, спросить, с какими трудностями они сталкиваются при подготовке домашних заданий. И главное – выслушать детей! Такое начало урока поможет учителю не только наладить контакт с ребятами, но и погрузить их в мир литературы в психологически комфортной обстановке.


Безусловно, современная школа активно осваивает новые способы коммуникаций и новые возможности для организации учебного пространства. Педагоги тратят большое количество времени на проверку домашних заданий, на подготовку новых форматов уроков.

Как же наилучшим образом организовать урок, собственное время и сделать так, чтобы учебные занятия были в радость? Может быть, при ответе на этот вопрос стоит обратиться к проверенным временем методам и методикам или активно использовать цифровые технологии обучения? Например, на уроках литературы учителя привыкли быть, что тут скрывать, «говорящей головой». Конечно, сегодня широко распространены и групповые формы работы, но, как правило, уроки проходят по стандартной схеме: учитель рассказывает – дети слушают. Лучшим средствами по преодолению такой ситуации могут быть диалог и эвристическая беседа с применением интерактивных технологий с помощью различных платформ (ZOOM, Discord и др.), а также методы групповой работы, например, scrum-метод. Современные молодые педагоги уже активно применяют эти методы, и они, действительно «работают»!

Что такое scrum-метод?

Методы групповой самостоятельной работы как никогда подходят сегодня для проведения уроков. scrum-метод недавно стал распространяться в образовании, но уже привлек внимание многих педагогов своей интерактивностью, а главное – широкими возможностями для самостоятельной работы учащихся.

Scrum-технология стала распространяться в России примерно последние 5 лет. Главное ее преимущество – мотивация ответственности детей, их самостоятельности. Учитель может заимствовать некоторые элементы этой технологии или дополнять очерченные рамки собственными идеями. В любом случае, scrum-технология – это новая возможность решить задачи развития познавательной активности детей и их коммуникативных навыков.

scrum-уроки_1_Монтажная область 1.pngУспешный эксперимент по применению scrum-технологии ведется в учебном процессе школы №25 г. Балашиха Московской области. Павел Рабинович, директор центра проектного и цифрового развития образования в Институте прикладных экономических исследований РАНХиГС, и Елена Матвиюк, учитель математики школы №25 г. Балашиха, неоднократно транслировали результаты применения scrum-технологии на научно-практических конференциях разного уровня: Елена Матвиюк 29 марта 2018 г. на IX Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для новой школы» в г. Санкт-Петербурге провела мастер-класс на тему «Проекты, меняющие школу: Agile-трансформация уроков»; на Московском международном форуме «Город образования», 30 августа 2018 года – мастер-класс «Опыт scrum-трансформации уроков: идеология, методология, технология». За последние годы появился и ряд публикаций, посвященных проектным технологиям, в том числе и scrum [1,4,5,6].

Как scrum-метод влияет на развитие гибких навыков?

Современная молодежь после окончания общеобразовательной школы зачастую сталкивается с проблемой недостатка компетенций для реализации своих знаний и способностей. Существует проблема выбора профессии, недостаток самостоятельности, ответственности при принятии решений и постановки целей. Это порой приводит к раннему отчислению из высших учебных заведений, к чувству неудовлетворенности и даже депрессиям.

В свою очередь, технологии eduScrum влияют на развитие гибких навыков (soft skills), которые характеризуются как надпрофессиональные, поведенческие и коммуникативные навыки и отражают реакцию личности на поведение другого. Известно, что технология eduScrum наиболее эффективно позволяет моделировать изменчивые условия современного мира, тем самым развивая такие группы гибких навыков, как взаимодействие в коллективе, личностные навыки, планирование и жизнестойкость [2]. Сопоставительный анализ требований ФГОС к выпускникам школ и перечня навыков, успешно формируемых с помощью eduScrum, позволяет считать эту технологию наиболее перспективным инструментом по развитию soft skills в средней школе [3].

Scrum-метод помогает активизировать роль педагога как соорганизатора учебной деятельности – так реализуется субъект-субъектный подход на уроках. У учащихся тоже меняются роли: они становятся ответственными участниками обучения, воспитываются и развиваются при этом. Школьники приучаются слышать друг друга, помогать друг другу, происходит взаимное обучение внутри команд. Кроме того, ребятам интересно работать в команде! Языковые и литературные компетенции осваиваются более эффективно.

Итак, scram-метод – это личностно ориентированная технология, ее применение порождает развитие критического мышления, коммуникативных навыков. У этой технологии большое будущее!

Как работать по scrum-технологии?

Приступая к работе по методу SCRUM, учитель может показать школьникам ролик: «SCRUM – метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!». Если занятие ведется онлайн, ролик можно показать непосредственно на онлайн-уроке в системе ZOOM или Discord, включив функцию «Демонстрация экрана». После этого – кратко объяснить роли в команде SCRUM:

  • Скрам-мастер – ученик-наблюдатель, который следит за работой участников со стороны и корректирует ее;

  • Владелец отвечает за конкретный результат (абсолютно все участники должны внести свою лепту);

  • Теоретик – за основные понятия, определения, теоретический материал;

  • Творец – за творческую работу (подает новые идеи, мысли, обдумывает оформление);

  • Доп – учащийся, готовый всегда найти дополнительную информацию.

Применяя scrum-метод, необходимо разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта», который представляет собою серию уроков по выбранной теме. В маршрутном листе есть:

  • название темы,

  • описание знаний, умений и навыков учащихся, полученных в конце изучения темы,

  • даты и форма предстоящего контроля,

  • перечень теоретических источников и практических заданий (например, литературоведческие понятия, тропы, фигуры, художественные образы, основные его идеи).


Пример. Урок литературы с использованием scrum-технологии по теме «Поэт и поэзия в стихах М. Ю. Лермонтова» (9 класс)

Скрам-метод, как и другие методы групповой работы на уроках литературы, позволяет учащимся актуализировать ее восприятие, самостоятельно погрузиться в мир художественных образов, способствует освоению тропов и фигур, других средств художественной выразительности, формируя при этом нравственно-эстетический опыт личности.

Желаю всем учителям русского языка и литературы научиться вместе со своими учениками преодолевать трудности и искать новые пути освоения литературы, чье непреходящее значение не может утратиться ни в какую эпоху!

Литература

1. Благирева И.Я. Обучение школьников основам проектной деятельности на основе технологии медиа-коворкинга //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 2. – №. 3 (51).

2. Бобр А. Д. О принципах групповой работы учащихся в рамках SCRUM-технологии // Проблемы современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков. – Коломна: ГСГУ, 2020. – С. 43–45.

3. Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю. Роль педагога в процессе осуществления SCRUM технологии // Problèmes et perspectives d’introduction de la recherche scientifique innovante: collection de papiers scientifiques “ΛΌГOΣ” avec des matériaux de la conférence scientifique et pratique internationale (Vol. 5). – Bruxelles, 2019. – Р. 70–73

4. Пузийчук С.В. Цифровое поколение студентов: новые требования к обучению //Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. – 2019. – С. 249 – 251.

5. Середа Т.Ю., Платонова Д.А. Scrum в образовании // Современные тенденции развития системы образовании. Изд-во: ООО «Издательский дом «Среда» (Чебоксары). – 2019. – С. 181 – 186.

6. Соколова А.А. Разработка системы управления процессом создания программного продукта //Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2015. – Т. 2. – №. 11.

7. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с. 9.

Автор статьи: Казначеева Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО