Министерство просвещения Российской Федерации

Какие словари нужны для работы с дошкольниками? Памятка для воспитателей и методистов дошкольных образовательных организаций

19.11.2021

Прежде всего это толковые словари, в которых дается толкование того или иного слова, описывается его значение. Задача толковых словарей, в первую очередь, состоит в отражении активной лексики языка определенного периода. В толковых словарях объясняются значение слов и их оттенки, дается грамматическая характеристика слов, указания о произношении слов и правописании, а также иллюстрируется употребление слов как в свободных, так и во фразеологических словосочетаниях.

Монтажная область 6 копия.png

Пример: Использование толкового словаря в работе с дошкольниками и их родителями

При ознакомлении старших дошкольников с российской символикой, мы говорим детям, что наш российский флаг – это триколор, он имеет три цвета: белый (чистота), синий (водная гладь: моря, реки, озера), красный (любовь к нашей красивой земле). Чтобы дети точнее поняли значение цветов флага, мы проводим беседу (и советуем это сделать родителям) о том, что они знают про каждый цвет. Например, белый. Какие у нас и у детей возникают ассоциации с этим словом? Белый снег. Сколько стихов, песен, сказок, рассказов написано о снеге, потому что такое замечательное время года, как зима, на Руси всегда любили и взрослые и дети. Вспоминаются стихи нашего любимого поэта А. С. Пушкина о зиме-волшебнице.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор.
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Для детей здесь все понятно. Вот только слово «куртины». Как дошкольникам объяснить это слово? Открываем словарь В. И. Даля и выписываем оттуда, что куртина – это «отдельная часть сада, участок, островок». Это определение я и даю в примечание родителям, они прочитают детям это просто сказанное определение – и детям станет понятно, что речь в отрывке из стихотворения идет о части сада с деревьями и кустарниками.

Теперь можно смело вставлять этот отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в рабочую тетрадь, и дети окунутся вместе с родителями в очарование пушкинских строк и представят себе «деревья в зимнем серебре», благодаря которым «все ярко, все бело кругом».

Монтажная область 6 копия 2.pngМонтажная область 6 копия 3.pngМонтажная область 6 копия 4.png

Важно!

Мы не даем детям термины, а все понятия даем с помощью так называемых «остенсивных» определений, то есть на основе примеров (от латинского «ostensio» – определяю). Например, мы говорим, что слова большой и маленький противоположны по смыслу, а слова большой-огромный – близкие по смыслу.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

С детьми седьмого года жизни продолжается решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря. Осуществляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов.

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.


Монтажная область 6 копия 5.png

Как это работает на практике?

Формирование грамматического строя речи у детей седьмого года жизни (задачи из области морфологии, словообразования и синтаксиса) направлено на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами, конструкциями и языковыми обобщениями.

Продолжается работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, когда ребенок вынужден сам находить правильную форму: «спроси у белочки, сколько у нее лап; спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: «пошел в новом пальто», «играл на пианино»; предлагается образовать степень прилагательного (умный умнее ; добрый добрее; тихий тише); дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой злющий, толстый толстенный, полный полноватый).

Уточняется правильное употребление «трудных» глаголов: одеть - надеть, при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть раздеть, а надеть снять. Усложняются задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый - веселится; грустный грустит). Закрепляется и умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы лисенок, у лошади жеребенок, а у жирафа? у носорога?) и наименование предметов посуды (сахарница, но солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна весенний веснушки; снег снежный подснежник) и конструировать производные слова в условиях контекста:«Какие птицы… (зима) в нашем лесу», «Дрова надо... (пила)».

Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.


Монтажная область 6 копия 6.pngМонтажная область 6 копия 7.pngМонтажная область 6 копия 8.png

Автор: Оксана Семеновна Ушакова,
доктор педагогических наук
главный научный сотрудник
Института воспитания РАО



Файл: