Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Как помочь ребенку определиться с будущей профессией

17.12.2020

Современный мир профессий быстро меняется, поэтому родителям стоит не просто готовить детей к конкретной профессии, а обсуждать с ними, каким делом они хотят заниматься по жизни, что у них лучше получается и как они бы хотели сделать этот мир лучше. О том, как помочь ребенку определиться с будущей профессией, как можно раскрыть его потенциал, зачем посещать кружки и секции дополнительного образования – об этом и многом другом рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, психолог-консультант Вера Ряшина в эфире радиопрограммы «Семейный час», посвященном ранней профориентации.

«Главное правило я бы сформулировала так: меньше говорить и больше пробовать. Сначала – вместе, потом – помогать ребенку делать самому», – отметила эксперт.

Для того чтобы раскрыть способности ребенка 7 – 12 лет, психолог советует наблюдать, во что он играет, какие сказки или мультфильмы он может слушать и пересматривать по несколько раз, что его больше всего впечатляет на улице, в магазине, при встречах с друзьями и т. д.

Например, если ему нравится играть во врача или пожарного, возможно, он действительно будет готов в будущем выбирать помогающие профессии. Но вместе с тем, не нужно делать категоричных выводов: может быть, в этом возрасте ему нравится большая красная машина.

Также нужно наблюдать за тем, как ребенок ведет себя в общении с другими детьми и взрослыми, чтобы понять, какой стиль деятельности у него формируется или на что-то надо обратить внимание, например, если малыш любит командовать, а подчиняться правилам – нет.

Окружающая среда должна быть насыщенной. Ребенок действительно должен видеть мир разных профессий, занятий, разнообразных способов, с помощью которых человек делает этот мир лучше. Для этого с помощью различных занятий, книг, мультфильмов, экскурсий и игр взрослые могут погружать его в разные виды деятельности.

«Чем больше вы вместе с ребенком играете, изучаете и обсуждаете различные области человеческой деятельности, тем больше у вас, как родителей, будет информации о том, что интересно вашему ребенку, что он знает и что ему интересно», – уверена Вера Ряшина.

Если родители поняли, что у ребенка лучше получается, им стоит дальше развивать его таланты и способности. «Здесь есть одно простое правило – это правило встречи с умельцем. Если дело или занятие, которое предлагает взрослый, тот самый «умелец» делается увлеченно, эмоционально, с душой, то и ребенок, скорее всего, вовлечется в это дело, ему оно понравится и он захочет этим заниматься. В каком-то смысле неважно – чем, важно – с кем», – объяснила ведущий сотрудник Института.

Например, мама вместе с дочкой с удовольствием делают вместе пирожки и торты – именно вместе – то, скорее всего, этот ребенок и дальше захочет сам научиться готовить. Если педагог по дзюдо не только разучивает скучные разминки, но и играет с детьми, внимателен к состоянию каждого из них, умеет подбодрить, помочь, когда требуется, даже провести воспитательную работу, то, скорее всего, ребенку понравится заниматься этим видом спорта и он будет готов преодолевать трудности.

Для ранней профориентации также могут помочь кружки и секции дополнительного образования. По мнению Веры Ряшиной, очень важно выбрать оптимальное сочетание – что, с кем и как будет делать ваш ребенок.

Родителям кажется, что они водят ребенка, например, на кружок английского, потому что он должен хорошо выучить язык, который в жизни пригодится.

«Но ребенок живет сейчас, он ходит на английский потому что педагог интересно с ними играет, а в конце каждой недели они пьют чай с конфетами. И еще потому, что туда ходит его лучший друг. Поэтому родителям важно понимать, что именно ребенку нравится или не нравится в той секции или студии, куда, им кажется, стоит его отправить, а что при этом важно им как родителям», – уточнила психолог.

Кроме того, в кружках и секциях ребенок может научиться делать то, что он любит, и через любимое занятие может научиться именно общим способам деятельности, то есть: добиваться цели, преодолевать трудности, сотрудничать с другими детьми и взрослыми, учиться у других и делиться с другими тем, что умеешь. Часто в школе у ребенка нет достаточно личного пространства для того, чтобы научиться всему этому. Кроме того, преодолевать трудности легче, когда занимаешься любимым делом.

В кружках и секциях можно встретить новых друзей, которым интересно то же, что и ему. Сотрудник Института уточнила, что если в классе у ребенка может не всегда быть много друзей, то в кружке или секции действительно будет опыт общения с людьми с общими интересами.

Родители подростков должны понимать, что в этот период человек не все рассказывает взрослым, у него уже есть свой внутренний мир и секреты. Родителям нужно уметь сохранять доверительные отношения с детьми в этом возрасте, уметь тактично расспрашивать о том, что их реально волнует и чем они занимаются.

«Насколько хорошо ваши дети представляют себе мир современных профессий и видов занятости? Представляют ли, чем занимаются родители, родственники, друзья семьи? За что они отвечают дома? Это вопрос о том, что нужно расширять представление подростка о том, чем сейчас можно заниматься. Рассказывайте больше о вашей жизни на работе, о том, из чего складывается бюджет семьи, обсуждайте вместе расходы и доходы. Тогда он будет чувствовать себя более взрослым и, возможно, начнет серьезнее относиться к вопросу о том, кем быть», – рекомендует Вера Ряшина.

Программа «Семейный час» подготовлена «Детским радио» совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ. Эксперты в студии обсуждают интересные и важные вопросы, волнующие детей и родителей.