Министерство просвещения Российской Федерации

Как научиться общаться и дружить с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

03.12.2021

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях детского коллектива является сложной социальной реальностью современной школы. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в сознании школьников не сформирован позитивный образ одноклассника с ОВЗ. Большинство учащихся и учителей школы не всегда считают таких детей равными членами детского коллектива, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции их прав и возможностей. Учащиеся зачастую недостаточно информированы о людях с ограниченными возможностями здоровья, у подростков отсутствуют навыки общения с детьми-инвалидами, а в школе нет занятий, которые помогли бы детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность, и научиться общению с ними.

Чтобы устранить проблемы негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников, необходимо донести до учащихся несколько несложных правил. Они помогут детям научиться более толерантно относиться к сверстникам, дружить с ними и помогать им. Полноценное общение с одноклассниками будет полезно и ребенку с ОВЗ: оно позволит ему почувствовать себя частью классного коллектива, а впоследствии – адаптироваться в сложном окружающем мире.

Как общаться с детьми с ОВЗ и инвалидностью?

(советы для детей и взрослых)

- При взаимодействии с людьми с инвалидностью нужно соблюдать общепризнанные нравственные принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни.

- С детьми с ОВЗ следует вести себя естественно и общаться с ними на равных.

- При разговоре с ребенком с ОВЗ нужно обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, который присутствует при разговоре.

- При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что допустимо.

- При встрече с ребенком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если это общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому в данный момент обращаются.

- Прежде, чем помогать, следует сначала предложить помощь, дождаться, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.

- К ребенку можно обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству.

- Говорить с одноклассником с ОВЗ нужно обычным голосом и языком. Только в случае общения со слабослышащим можно увеличить громкость речи.

- При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, – слушать его внимательно, быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.

- Необходимо уважать личные границы собеседника. Перед началом разговора лучше убедиться, что человек с ОВЗ вообще хочет общаться.

- Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть ребенка на коляске, надо спросить его разрешения.

- Не следует обсуждать ребенка с ОВЗ при всех и при нем самом в третьем лице.

Как подружиться с ребенком с ОВЗ?

(советы для школьников)

- Помни, что дружить с ним бывает нелегко. Не забывай, что твой друг может повести себя странно, забыть о встрече или во время разговора постоянно тебя перебивать, у него может резко меняться настроение. Он может отказаться пойти с тобой в кино, так как боится скопления людей или просто плохо себя чувствует. С таким другом бывает непросто общаться, так как он может говорить только о своих интересах. Если у твоего друга нарушение способностей к обучению, он вынужден слишком много времени проводить с учителями после уроков, и вам может не хватать времени для общения и игры.

- Если твой близкий друг имеет ОВЗ, можно попробовать расспросить его, чтобы лучше понимать особенности его поведения. Вначале обязательно уточни, готов ли он это обсуждать: «Я хочу узнать подробнее о твоей особенности. Ты не будешь против, если я тебя поспрашиваю?» Если твой друг рассказал тебе о своем нарушении, это не значит, что ты можешь сообщать об этом всем подряд. Тебе рассказали — значит, доверяют. Если ты сам не уверен, можно ли говорить об этом другим, спроси своего друга.

- Чем больше ты узнаешь, тем проще тебе будет при необходимости сохранять терпение и проявлять заботу. И когда у твоего друга будут какие-то проблемы, ты уже будешь знать, что это проявление ОВЗ. Нельзя обвинять человека в том, что у него ОВЗ и он странно себя ведет. Это жестоко, да и друга ты при таком подходе, скорее всего, потеряешь. Но все же тактично показать, что какое-то поведение тебе не нравится, можно.

- Детям с ОВЗ очень хочется найти друзей, как и всем остальным, и каждый из них способен быть хорошим другом. У вас могут быть общие интересы, и вы можете прекрасно проводить время вместе. Учитывая особенности поведения приятеля с ОВЗ, ты становишься более чутким, терпеливым, психологически зрелым. Защищая друга, ты проявляешь смелость и заботу, а это очень важные качества.

Автор: Антипова Жанна Владимировна,
доцент, кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО


Файл: