Министерство просвещения Российской Федерации

Как научить ребёнка правильно выражать негативные эмоции?

15.02.2022

Проявление агрессии и негативных эмоций может стать реакцией ребёнка на неприятное событие, неудачное выступление на соревнованиях или конкурсе, проблемы в школе, конфликт с другими детьми, одноклассниками и взрослыми. Часто родителям бывает трудно правильно на них реагировать, а между тем от умения выражать свои эмоции во многом зависит психологическое благополучие ребёнка.

Почему нельзя запрещать ребёнку выражать негативные эмоции?

Самая распространенная ошибка взрослых – это запрет на выражение негативных эмоций, игнорирование эмоционального напряжения ребёнка.

Подавление негативных эмоций – это опасная тактика, провоцирующая психосоматические болезни и нервные расстройства.

Задача родителей – научить ребёнка не подавлять обиду, гнев, отчаяние, а научить правильно выражать негативные эмоции и управлять своим эмоциональным состоянием в кризисной ситуации.

Как родителям реагировать на негатив?

Конструктивная реакция родителей на проблемные ситуации – самое эффективное средство воспитания культуры выражения эмоций.

Важно установить доверительные отношения с ребёнком. Привязанность к родителям и доверие, потребность в защите – это базовые потребности каждого ребёнка. Значимый, авторитетный родитель или взрослый в окружении ребёнка способен помочь ему справиться с эмоциональным напряжением, тревогами и страхами, выразить негативные эмоции в социально приемлемой форме.

Положительный личный пример родителей или окружающих людей закладывает основания коммуникативной культуры ребёнка.

При этом отрицательный пример, который проявляется как оскорбление, унижение, крики, агрессивные выпады не только на своего ребёнка, но и на окружающих людей, закрепляет и провоцирует вербальную (словесную) агрессию у ребёнка как норму поведения в проблемных ситуациях.

Взрослым необходимо спокойно вести любой диалог с ребёнком любого возраста, не перебивать, не делать грубые замечания и стараться не обвинять, не угрожать, не наказывать, а успокоить, утешить, пожалеть и отвлечь, найти оптимальный способ снижения градуса переживаний, тревоги, гнева, отчаяния, обиды, понять причину негативных реакций и помочь переключиться на позитивные эмоции.

Ребёнок в критической ситуации должен понимать, что взрослые проявляют внимание к его проблеме, готовы прийти на помощь и оказать поддержку.

Как научить ребёнка справляться с эмоциями?

Известно, что дети чаще выражают негативные эмоции, когда чувствуют обиду, досаду, раздражение, отчаяние, беспомощность.

Важно научить ребёнка, как нейтрализовать негативный источник и восстановить эмоциональное равновесие.

Управление негативными эмоциями можно превратить в игру:

  • Игра «Мешочек для криков» часто используется в детских садах. Однако и школьникам, и взрослым эта игра поможет успокоиться и прийти в равновесие. Для этого просто громко кричим в воображаемый мешочек, поднимая руки, а затем перестаем кричать, опуская руки, слушаем тишину. И повторяем: крик-тишина, крик-тишина.

  • Игра «Десятка». Принять правило десятки – это каждый раз, когда нужна нейтрализовать негативные эмоции, выполнять на выбор: 10 прыжков, 10 хлопков в ладоши, 10 махов руками, 10 приседаний. Или просто медленно считать до 10.

Как научить понимать окружающих и давать оценку их поведению?

Совместное чтение, просмотр фильмов или мультфильмов и обсуждение поведения героев помогут ребёнку начать анализировать поведение окружающих людей. А это умение поможет ему освоить главные альтернативы агрессивного поведения:

  • внимательно относиться к чужим потребностям и чувствам,

  • наращивать позитивный опыт взаимодействия с детьми и взрослыми,

  • конструктивно выражать отрицание, неприятие чужого мнения или поступков,

  • выстраивать личные границы и уважать право других людей на собственное мнение и личную позицию.

4 способа достойно ответить оппоненту или обидчику

  1. «Улыбаемся и шутим»

    Юмор – это спасательный якорь во многих неприятных или конфликтных ситуациях. Ребёнку, который с детства умеет шутить, легче обходить «острые углы» и справиться с неудачей, проигрышем, конфликтом.

  2. «Показываем безразличие»

    Иногда лучше игнорировать, намеренно не отвечать на провокации и словесную агрессию. Обидчик ребёнка должен понимать, что его не боятся, но при этом не желают проявлять ответную агрессию.

  3. «Держим лицо»

    Отвечая уверенно и спокойно на грубые выпады одноклассников или других людей, дети также могут остановить «порочный круг» проявления агрессии.

  4. «Выстраиваем границу»

    Можно посоветовать ребёнку сказать обидчику: «Со мной нельзя так говорить», «А зачем ты мне это говоришь?», «А я так не думаю», «Мне это неинтересно». Важно научить ребёнка говорить «нет» и не соглашаться с чуждыми, негативными для него установками, нормами, правилами, спокойно оказывать сопротивление, отстаивать свою позицию.

Почему умение управлять эмоциями делает нас сильнее?

Ребёнок, который знает способы управления негативными эмоциями, менее остро и менее болезненно реагирует на внешние раздражители. Он способен оказать себе самопомощь в сложной ситуации, справиться с обидами, страхом, отчаянием, тревогами.

Внимательное и доброжелательное отношение к проявлениям детских эмоций необходимо для сохранения психического, физического и социального здоровья ребёнка. Родителям и педагогам необходимо помнить, что надо не только ребёнка научить правильно выражать свои негативные эмоции, но и самим взрослым правильно реагировать на поведение ребёнка.

Автор: Андрианова Роза Ахбановна,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО,
эксперт Центра исследования безопасности РАН.



Файл: