Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Как научить ребенка говорить правильно и привить ему интерес к чтению

09.12.2020

Дети начинают осваивать русский язык в раннем возрасте. Еще в дошкольный период он становится средством развития личности в целом. Язык играет ключевую роль в формировании ментальности современных детей и молодежи, сознания исторической и культурной преемственности в развитии нашей страны, понимания единства Русского мира и за пределами России, где живут миллионы носителей русского языка, для которых он является родным.

Поэтому меры государства по укреплению статуса русского языка – такие, как поправка в Конституции о нашей «тысячелетней истории» и преемственности в развитии Российского государства и создание правительственной комиссии по русскому языку, в рамках которой предстоит сохранить и обеспечить развитие русского языка в России и мире, сформировать целостную языковую политику, – безусловно, положительно скажутся на обучении и воспитании детей. Об этом рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук Наталья Казначеева по итогам эфира радиопрограммы «Семейный час», посвященного родному языку.

Эксперт советует осваивать русский язык с колыбели. Обычно с младенцами мама поет колыбельные песни, которые погружают их в стихию родного языка. В них отражается процесс ухаживания за ребенком, надежда, возлагаемая на него в будущем, а также доброжелательное и мягкое отношение к новорожденному.

«Уже в колыбельных мама воспитывает ребенка, желает ему счастливой жизни, в том числе и семейной. Ребенок, слыша колыбельную, знакомится с образами родной природы, тех её сил, которые помогут ему стать взрослым, познать мир», – объяснила Наталья Казначеева.

Ребенок перед сном запоминает больше и быстрее, поэтому не стоит его лишать традиции чтения перед сном. При этом 10 – 15 минут на первых этапах будет достаточно.

Читать ему нужно медленно и именно народные сказки, а не пересказы, которые слишком рациональны. И не стоит читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали одну и ту же сказку столько раз, чтобы они успевали её выучить наизусть. Только таким образом ребенок мог усвоить нравственные категории и ценности, которые есть в народной сказке. Для того чтобы он ощутил к ней интерес, можно сделать его героем этой сказки, в которой ребенок преодолевает различные препятствия и совершает добрые поступки по отношению к другим персонажам, попавшим в беду.

Если ребенок уже умеет читать, то следует по очереди читать с ним одну и ту же книгу и при этом не переставать читать ему вслух.

Кандидат педагогических наук подчеркнула, что сами сказки очень важны для воспитания ребенка.

«Они нужны для формирования национального самосознания, в них накоплен многовековой народный опыт. Их рассказывали перед сном, их смыслы и ценности закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую было необходимо знать с детства представителю сильного народа», – отметила она.

Для того чтобы донести ребенку специфику национального самосознания и нравственный выбор народа не только на уровне сюжета, но и звучания самого языка, сказку обязательно нужно читать вслух. Как льется речь, какие ритмы есть в ней, эпитеты, инверсии, фонетика – всё это малыш воспринимает на уровне подсознания. Именно от языка идет восприятие родного дома, родных мест, Родины.

Конечно, можно посмотреть и мультфильмы по сюжетам сказок, особенно созданные в советский период, или, например, в наше время – мультфильмы Юрия Нортштейна.

«Но заменить чтение просмотром мультфильмов нельзя, потому что только в чтении накапливается субъективный опыт маленького читателя, он трудится душой, становясь личностью. Чем больше ребенок будет читать и познавать самостоятельно наедине с книгой, тем он будет свободнее, и у него разовьется критическое мышление», – обратила внимание ведущий научный сотрудник Института.

Наталья Казначеева также советует подбирать для ребенка красочно оформленные издания, написанные хорошим литературным языком. У каждого народа есть свои традиционные сказки, которые читают детям из поколения в поколение. Вместе с тем, есть писатели, с которыми необходимо знакомить всех современных детей. Это Александр Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), а также сказки и рассказы Льва Толстого, произведения Ивана Тургенева, Николая Лескова, Павла Бажова, Антона Чехова, стихи Николая Некрасова, Федора Тютчева, Афанасия Фета, Ивана Бунина, Сергея Есенина, Александра Блока, Николая Рубцова и др.

«Русские писатели и поэты XIX – XX веков создавали свои произведения на образцовом русском языке, в сюжетах и образах которых выражены нравственные идеалы – добро, милосердие, любовь к родной земле, народу, Родине, природе. Русскую литературу тех веков читает весь мир с того времени, как она была создана, и по сегодняшний день. Ее идеалы разделяют во многих странах, её должны знать российские дети независимо от их национальной принадлежности», – уверена эксперт.

Кроме того, детей можно знакомить и с мировой детской литературой: Чарльз Диккенс, Виктор Гюго, Ганс-Христиан Андерсен, Шарль Перро, Памела Трэверс, братья Гримм, Льюис Кэрролл, Алан Милн, Джеймс Мэтью Барри, Редьярд Киплинг, Астрид Линдгрен; из современных – Джоан Роулинг, Джулия Дональдсон и т.д.

Говоря о детских аудиокнигах, кандидат педагогических наук рекомендует родителям использовать их в меру и только высокого качества. А также помнить, что читать вслух и обсуждать книгу после прочтения вместе с ребенком важнее: свои чувства и мысли он разделяет не только с автором, но и мамой или папой.

Наталья Казначеева предложила следующие советы, как привить детям интерес книгам и чтению:

  1. Необходимо читать вслух вместе с ребенком, проявляя заинтересованность и доброжелательность, рассказывать о книгах, их героях и событиях, эмоционально заражая детей своим примером.
  2. Важно выражать восхищение поэтами и писателями, которых вы сами любили в детстве, воспитывать детей на идеалах, возвышенных чувствах и мечтах, а также вселять в них здоровый оптимизм.
  3. Не забывайте учитывать интерес детей при выборе книги.
  4. Не стоит перегружать детей чтением. Всё должно быть в меру. Больше играть с ребенком, двигаться, заниматься физкультурой и спортом, поощряя в нем радость, получаемую от движения и игры. Тогда и чтение будет в радость, если ребенок физически развит и здоров.
  5. Нужно предоставлять ребенку больше свободы. Не путать со вседозволенностью! «Детей надо баловать, вот тогда из их вырастают настоящие разбойники» – эта метафора отражает правильный родительский настрой к ребенку – больше доверия к нему, миру его индивидуальности, внутренней свободе, больше добра и позитива, и нет – подавлению личности.

Кроме того, ведущий научный сотрудник Института сказала, что в 6–7-летнем возрасте уже можно беседовать с ребенком о том, как важно говорить и писать без ошибок, что правильная и грамотная речь – это залог развития и успешного обучения, общения и профессиональной реализации в будущем. В свою очередь, к модным словам и молодежному сленгу, которые ребенок активно использует в подростковый период, родителям стоит относиться с пониманием.

«Ваш ребенок повзрослеет и будет с улыбкой вспоминать, как он разговаривал, когда ему было 14–15 лет. Но если он использует ненормативную лексику, то необходимо, с одной стороны, это строго пресекать, а с другой – спокойно, но веско объяснять, что такая речь недопустима в обществе культурных людей», – считает она.

В настоящий момент, когда из-за ограничительных мер многие дети не получают общения в привычном для них объеме, взрослым стоит с ними больше общаться, слушать заинтересованно, как бы родители ни устали после трудового дня.

«Надо постоянно вникать в жизнь детей, при этом сохраняя дистанцию и уважая личное пространство ребенка, особенно подростков. Если вы будете ему доверять и принимать его таким, каким он является в данный момент, то ребенок вырастет хорошим человеком. И снова – читать книги, обсуждать их, писать сценарии, записывать видео, аудио, смотреть телепередачи просветительского направления, учитывая интересы вашего ребенка. Очень помогает искусство! Знакомьте его с шедеврами мировой живописи, музыки, театра и кино. Не пренебрегайте и его интересами в субкультуре. И тогда дистант пройдет с большой пользой и хорошим настроением», – заключила Наталья Казначеева.

Программа «Семейный час» подготовлена «Детским радио» совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ. Эксперты в студии обсуждают интересные и важные вопросы, волнующие детей и родителей.