Министерство просвещения Российской Федерации

Как научить детей правильному обращению к деньгам

07.12.2020

По итогам программы «Семейный час» на «Детском радио» на тему «Первый рубль» у слушателей возникло много вопросов и не до конца разъясненных суждений и оценок по этой проблеме. Однако стало понятным, что мнение родителей и педагогов во многом расходится, прежде всего, в вопросе о том, нужно ли в дошкольном возрасте обучать детей финансовой грамотности. Дело в том, что традиционное советское образование придерживалось позиции, что, чем дольше ребенок не знает про деньги, тем для него полезнее.

Но новое время требует новых подходов в воспитании и обучении детей. И причиной прежде всего стала перестройка, поворот к капиталистическому пути развития нашего общества. О деньгах стали говорить открыто, стали призывать делать деньги, но мало кто знал, как это делать правильно. Такой призыв был на слуху у взрослых и, конечно, детей. Это вызвало большой прагматичный интерес. В результате стало ясно, что люди начали делать деньги разными путями. Кроме того, началось расслоение общества на богатых и бедных – и дети тоже понимали, что причиной богатства являются деньги. У них повышался интерес к этому явлению. Из СМИ, фильмов, разговоров взрослых они узнавали массу криминальных способов, как можно стать богатыми.

Другой важной причиной стали положения Правительства РФ о раннем приобщении детей к экономике, начиная с начальной школы, появились программы, а последнее положение Правительства РФ было прямо направлено на повышение финансовой грамотности детей с дошкольного возраста (октябрь 2018 года).

Подробно об этой проблеме рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Анна Демьяновна Шатова, которая в течение многих лет исследует эту проблему по ступеням дошкольного детства.

Финансы являются частью экономической науки, поэтому, когда мы приобщаем детей к ее истокам, то непременно должны познакомить их с деньгами. Исследователь выделяет три аспекта приобщения к финансовой грамотности. Первая – экономическая: когда дети узнают, что, чем больше денег, тем лучше. Вторая – социокультурная, которая обогащает содержание финансовой грамотности, в том числе знакомит с деньгами разных стран, отображением их культуры. Третья – педагогическая (воспитательная) позиция, которая должна стать ведущей в дошкольном возрасте. Взрослые должны донести до сознания детей, что деньги зарабатывают серьезным, кропотливым трудом и других путей быть не должно.

По результатам своего исследования Анна Демьяновна отмечает, что такие базисные качества, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, усваиваются сначала в процессе трудового воспитания и затем непременно реализуются при получении знаний о деньгах.

Какие проблемы возникают в процессе ознакомления детей с деньгами? О чем могут поговорить родители с детьми, знакомя их с таким явлением? Какие маленькие темы существуют вокруг этой важной проблемы? Например, богатство и бедность. Какие бывают деньги и откуда они берутся. Деньги разных стран. Что бы ребенок делал, если бы стал богатым. Какие профессии он знает. Кем он хочет быть, когда вырастет.

Эксперт отдельно выделила тему благотворительности. С ребенком можно поговорить о том, что богатые люди бывают разными, в том числе некоторые помогают бедным, детям, сиротам, детским домам, а также можно рассказать об известных благотворителях, например, о Третьякове, Морозове, или меценатах, которые есть в вашем городе и что они сделали для тех, кто нуждается в помощи.

Все эти темы возникают в повседневной жизни. Ситуации, когда про эти проблемы обязательно нужно говорить и обсудить, складываются сами.

Кроме того, Анна Демьяновна подчеркнула, что раннее финансовое образование формирует правильное отношение к разумному использованию денег.

«Правильно относиться к деньгам – как к важному явлению нашей социально-экономической жизни, наряду с такими как еда, сон, игра или работа. При этом нельзя акцентировать на нем постоянное внимание или формировать повышенный интерес», – убеждена исследователь.

Разумеется, финансовая грамотность в дошкольном возрасте не сделает из ребенка банкира или бизнесмена, но научит его осознавать возможности своей семьи, рационально и вдумчиво расходовать деньги, понять, что не все, что хочется, можно купить сразу, что на дорогие вещи нужно накопить, что в магазинах просто так ничего никому не дают, и т. д.

Часто ребенок впервые знакомится с деньгами на основе карманных денег или копилки. Копилка, по мнению Анны Демьяновны, может быть только по возникновению к ней интереса самого ребенка, желания ее иметь.

«Копилка – одно из условий, когда ребенок может удовлетворить свой личный интерес. Может, с точки зрения взрослых, это какая-то глупость, но для детей – это важно, они хотят купить эти «глупости». Поэтому надо больше общаться с ребенком, знать его мечты и поощрять их, особенно, если они полезные. Есть семейный опыт, когда с помощью копилки воспитывают выдержку, ответственность, целеустремленность и др. Ведь у ребенка 5 – 6 лет очень быстро меняется цель, и он готов на следующий день вытряхнуть копилку. Но родители должны сказать: если ты потерпишь до 15-го, то и я, и папа, и бабушка дадут тебе деньги в копилку, и тогда ты купишь то, что хочется, и ребенок соглашается с ними», – поясняет эксперт. Она добавила, что опыт заводить копилку зарубежный, но исследователю кажется, что он приемлем и в наших условиях.

Важное качество, которое воспитывают в ребенке с помощью финансовой грамотности, – рациональность. Но прививать ее в дошкольном возрасте очень сложно. Так как дети не понимают этого слова и не умеют рассчитывать свои покупки, но могут наглядно убеждаться в том, что это такое, когда взрослые объясняют, что нельзя зря тратить деньги, что прежде всего нужно покупать то, без чего нельзя обойтись.

Бережливость тоже воспитывается непросто. Это черта имеет экономическое содержание, но прежде всего она связана со стоимостью вещи, игрушки и т. д. Ребенок не может соотнести, дорогая это вещь или дешевая, не осознает ее денежной ценности. Он может игрушку поменять на конфету или бездумно сломать ее.

Воспитатели прививают детям бережливость, чтобы они не ломали, не теряли игрушки в детском саду и аккуратно с ними обращались. В свою очередь в семье нужно донести до ребенка, что каждая купленная вещь имеет цену, за которой стоит родительский труд.

Анна Демьянова отмечает, что есть опыт, когда взрослые в присутствии ребенка ремонтируют вещи и дарят их вместе с «ломателем» другим ребятам, выносят на детскую площадку во дворе, чтобы играть с другими.

«Именно такой подход приносит результат. Я на личном эксперименте убедилась, что самый эффективный способ, когда ребенок сам участвует в устранении поломки», – пояснила она.

Также трудно донести до ребенка осознание, что нельзя удовлетворить все его потребности сиюминутно. Он может плакать в магазине, прося купить что-то прямо сейчас. Отказывая ему в грубой и резкой форме, родители закладывают в его сознании образ «безнадеги» впереди.

«Правильнее в такой ситуации будет сказать своему ребенку, что родители купят ему эту вещь, когда получат зарплату, или предложить накопить на нее, подарить на день рождения. Можно также сказать, что взрослые тоже не сразу приобретают все, что хочется, или что ребенок, когда вырастет, сможет достичь всего, чего захочет», – рассказала исследователь.

Более того, при планировании похода в магазин взрослые обязательно должны подготовить детей к правильному поведению. Например, сказать: «Если тебе что-то захочется, скажи мне на ушко – и если у меня хватит денег, то куплю, а если нет, то мы купим это в следующий раз».

Кроме того, Анна Демьяновна на основе своего опыта предлагает следующие советы родителям, как решать проблему финансовой грамотности на первых этапах.

Во-первых, необходимо постоянно культивировать связь денег с трудом, объяснять, что взрослые зарабатывают деньги на детский сад, развлечения, игрушки, отпуск и др. Другие способы обогащения недопустимы. Только честный и благородный труд позволяет человеку правильно пользоваться деньгами.

Во-вторых, серьезно говорить о деньгах, как показывает опыт воспитания, можно со старшего дошкольного возраста, то есть с 6 – 7 года жизни.

В третьих, очень важно соблюдать меру в информации о деньгах и желательно больше делать акцент на воспитательном и социокультурном аспектах.

В-четвертых, в отечественной и зарубежной педагогике появилась позиция оплачивать ребенку какие-то услуги, которые он делает в семье. К примеру, за выполнение трудовых поручений, за получение отличных оценок. Но необходимо помнить, что у ребенка, как и у взрослого, есть обязанности в семье, и они не оплачиваются. В исключительных случаях можно поощрить материально, если он выполнил не свойственную для него работу (пропылесосил комнату, вымыл посуду, заправил постель). Вместе с тем, это не должно входить в систему. Иначе в будущем мы от него не дождемся поддержки и помощи. Нельзя все облекать в форму оплаты деньгами, особенно это не оправдано в семье, где есть родство, привязанность, сочувствие и сопереживание.

Программа «Семейный час» подготовлена «Детским радио» совместно с Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения РФ. Эксперты в студии обсуждают интересные и важные вопросы, волнующие детей и родителей.