Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Как сделать книги, фильмы и мультфильмы полезными для ребенка?

17.06.2021

Ранее мы уже писали о полезных книгах, фильмах, мультфильмах, спектаклях и музейных выставках для детей, рекомендованных Институтом воспитания для чтения, просмотра и посещения. Но дело не только в том, что смотреть и читать с ребенком. Важно делать это правильно, чтобы это было полезно для воспитания. Как? Достаточно выполнить несколько несложных условий.

Шаг 1. Просмотр контента: воспринять правильную модель поведения

1.Если этот материал встретился вам впервые, обязательно смотрите и слушайте вместе с ребенком. Если малыш не умеет читать, то ему читает взрослый.

2.Если ребенок просит посмотреть или послушать одну и ту же историю снова – обязательно соглашайтесь. Это значит, что он нашел в ней что-то важное для себя.

3.Если ребенок не проявил интереса к данной истории (книге, фильму и др.), через некоторое время предложите вернуться к ней снова. Если по-прежнему неинтересно – не настаивайте. Переключитесь на другое содержание. Даже если Вы считаете этот материал особенно важным, не заставляйте. Просто ищите тот, который будет интересен именно Вашему ребенку с его индивидуальностью.

Шаг 2. Обсуждение: понять, какое поведение считается правильным

1.Если ребенок что-то не понимает по ходу действия (например, слова персонажа или смысл действия), останавливайте видео и объясняйте. Не критикуйте ребенка, если он не понимает.

2.Наблюдайте за ребенком во время просмотра, чтения или прослушивания. Отмечайте, какие моменты ему наиболее интересны, на что он реагирует наиболее эмоционально, а что ему непонятно.

3.Обратите внимание ребенка на те моменты, которые по смыслу наиболее важны с воспитательной точки зрения: например, герой спасает любимую собаку, или тетя Кошка соглашается принять бездомных котят и т. д. Убедитесь, что ребенок понял, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что такое «поступить хорошо», а что такое «поступить плохо».

4.Детей раннего возраста (2-3 года) после просмотра или прослушивания важно попросить показать того или иного персонажа, как он действует, какой он. Это важно, так как ребенок понимает смысл увиденного на основе наглядно-действенного мышления, то есть через действия.

5.С младшими дошкольниками (3-5 лет) важно обсудить просмотренное, попросить ребенка показать, как действует тот или иной персонаж, прокомментировать, кто хороший, а кто плохой, объяснить, почему. Как правило, дети этого возраста уже могут сами сказать, кто хороший, а кто плохой, взрослый же помогает объяснить.

6.Со старшими дошкольниками (5-7 лет) обязательно нужно обсудить просмотренное, задавая вопросы о том, как ребенок понял смысл хороших и плохих поступков, каковы его чувства к каждому герою, на кого он хочет быть похожим.

Шаг 3.Творческая активность: усвоить и проявить правильную модель поведения в игре

1.После просмотра и обсуждения предложите ребенку порисовать на тему мультфильма/фильма/книги/и др. Предложите нарисовать понравившихся героев, самые запомнившиеся ребенку ситуации.

2.Предложите ребенку поиграть в понравившийся мультфильм/фильм. Ребенок сам может предложить поиграть в ту сцену, которая оказалась для него наиболее яркая. Например, это может быть строительство летательного аппарата или тушение пожара. Если ребенок не предлагает действия сам, предложите поиграть в самые яркие моменты мультфильма. Распределите роли, придумайте элементы реквизита, предложите ребенку побыть в роли разных персонажей. И сами также возьмите на себя роль одного из персонажей.

3.Если ребенок проигрывает все время одну и ту же сцену, не критикуйте, а наблюдайте. Ребенок может неделями копировать любимого героя. Это нормально. Это значит, что именно в этот момент происходит его внутренняя работа по усвоению важного содержания, которое Вы ему предложили.

4.Если ребенок во время игры обижает других детей или расстраивается уже не «понарошку», остановите его. Важно, чтобы вы сами действовали из роли, то есть продолжали в этот момент отыгрывать одного из персонажей. Позовите на помощь других детей. Постарайтесь вместе найти решение, не прерывая игрового сюжета. После игры обсудите с ребенком на примере его действий, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Предложите ребенку представить себя на месте другого – того, которого обидели.

5.Если ребенку нравится отрицательный персонаж и он охотно играет его роль, это не значит, что он станет таким же. Не критикуйте, а наблюдайте за его поведением в игре и в жизни. Возможно, ребенок именно в ситуации «понарошку» отыгрывает негативную модель поведения. После игры обсудите с ним, кто действует хорошо, а кто плохо (убедитесь, что он понимает смысл хороших и плохих поступков), и предложите ему в одной из игр роль положительного героя.

Шаг 4. Социально-позитивное поведение ребенка: проявить правильную модель поведения в реальной жизни

1.После игры или после очередного просмотра обсудите с ребенком, как ведет себя положительный персонаж, а как – отрицательный, к чему приводят действия тех и других, почему важно поступать хорошо, для кого это важно. Попросите ребенка (если это старший дошкольник или младший школьник) сказать, как бы он поступил на месте того или иного персонажа. Попробуйте вместе вспомнить похожие ситуации из жизни: как действовал он сам, как действовали другие. Попросите ребенка дать оценку этим действиям.

2.Обсудите с ребенком, в каких ситуациях сегодня требуется такое же правильное поведение, какое он увидел в мультфильме/фильме. Что ребенок может делать сам уже сегодня, в реальной жизни, чтобы быть походим на своего персонажа. Важно спросить, кому может быть нужно и важно то, что ребенок может и умеет сегодня сделать сам или вместе с друзьями и взрослыми?

Примеры:

  • Не забывать говорить вежливые слова бабушке.
  • Ребенок не может сам построить ракету, но может помогать папе в ремонте.
  • После просмотра и обсуждения фильма о войне может возникнуть собственная инициатива семьи в поиске и сборе информации о подвиге прадедушек и прабабушек.

3.С младшими школьниками такого рода обсуждение должно привести к детско-взрослому проекту социальной направленности. Именно через опыт собственной социально-позитивной деятельности дети усваивают в полной мере предлагаемое воспитательное содержание. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте это могут быть проекты, связанные с заботой о старших или младших, творческие выступления в больнице или центре социальной помощи, трудовая деятельность и др.

4.По итогам реализации такого рода социальных проектов очень важно обсудить с детьми, что мы задумывали и что получили. Что удалось или не удалось сделать и почему, как мы действовали (дружно или нет и т. д.), чему научились, что нового узнали о себе и о других и др. Важно, чтобы у детей сформировался смысл такого рода деятельности – не в получении грамоты, а в решении реальной проблемы, улучшении жизни конкретных людей.

_______________________
P.S. С подростками схема обсуждения принципиально та же, но с той особенностью, что на этапе обсуждения взрослому необходимо предоставлять максимальную свободу высказываться подростку, не быть директивным (т. е. не брать процесс беседы под свой жесткий контроль), находить верные решения совместно; а на этапе действий в реальной жизни направления и масштаб социально-позитивной деятельности подростков могут быть широкими и разнообразными.

Авторы статьи:
Ряшина Вера Викторовна,
психолог-консультант,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО.

Рябцев Владимир Константинович,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО.


Справочно: Институт воспитания РАО проводит работу по формированию позитивного контента для российских детей в рамках выполнения госзадания по организации проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в 2021 году.