19.08.2021
И бояться чего? Слово любовное
никогда не раздражает. Командирское
только никакого плода не производит.
Святитель Феофан Затворник
Нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме. Атмосфера тепла и заботы способствует формированию у ребенка чувства безопасности и уверенности в своих силах. Как же выстроить свое общение с детьми, чтобы их самооценка и эмоциональное благополучие были в норме?
Для взрослого, как правило, естественно обучать детей правильному обращению с предметами и правильному поведению в отношении других людей. Передавать определенные культурные традиции – нормальная человеческая потребность. Но в то же время важно учитывать интересы ребенка, уметь становиться на его позицию, способствовать повышению его самооценки. Как утверждает американский психолог Джером Брунер (2006), самооценка – это существенный компонент структуры личности. Она отражает наши представления о собственных возможностях, куда входят и представления о пределах доступного.
Низкая самооценка порождает чувство вины и состояние глубокой депрессии, может вызывать гневный протест. В дальнейшем человеку не удается реализовать свои способности, и собственная несостоятельность делает его еще более уязвимым перед лицом жизненных обстоятельств. Между тем, мнение окружающих не всегда объективно, и ценность человека не обязательно зависит от количества его достижений, признанных другими людьми.
Завышенная самооценка, порождая у человека убеждение, что весь мир должен быть у его ног, влечет за собой неумение приспособиться к социуму, что нередко приводит к конфликтным ситуациям и одиночеству.
Адекватная самооценка обычно сопровождается направленностью личности на конструктивную деятельность, то есть на активную жизненную позицию. При адекватной самооценке человека не разрушают негативные чувства (наподобие зависти), ему легко адаптироваться к нестандартным жизненным обстоятельствам.
Вот несколько способов повысить самооценку ребенка, не перехваливая его:
Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять все перепутала!» «Ох, я и растяпа!» и т. п. Ребенок будет чувствовать себя увереннее, если поймет, что в признании своих ошибок нет ничего страшного.
Попытайтесь действовать в проблемных ситуациях конструктивно. Вот несколько примеров, как это можно сделать:
Чтобы обеспечить атмосферу тепла и заботы, а также создать у ребенка мотивацию необходимой вам деятельности и сформировать правильный стереотип поведения, постарайтесь следовать советам врача-психиатра Светланы Юрьевны Бениловой.
Рекомендации врача.
Во время общения с ребенком:
- выражение вашего лица и тон голоса должно быть доброжелательным, приветливым, спокойным, нераздраженным;
- избегайте употребления в речи:
- включайте в речь:
- не надо:
- помните о том, что:
- следите за содержанием и интонацией вашей речи:
Если у ребенка наблюдаются отклонения в поведении, или его действия носят дезорганизующий характер, или он находится в состоянии глубокого напряжения и негативизма, то переключите его внимание, отвлеките, предложив не менее двух-трех вариантов деятельности или занятий.
И помните, главный девиз понимающего взрослого – это ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ.
Автор статьи: Антипова Жанна Владимировна,
доцент, кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО