Министерство просвещения Российской Федерации

Доброе слово и кошке приятно: как общаться с ребенком

19.08.2021

И бояться чего? Слово любовное
никогда не раздражает. Командирское
только никакого плода не производит.
Святитель Феофан Затворник

Нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме. Атмосфера тепла и заботы способствует формированию у ребенка чувства безопасности и уверенности в своих силах. Как же выстроить свое общение с детьми, чтобы их самооценка и эмоциональное благополучие были в норме?

Для взрослого, как правило, естественно обучать детей правильному обращению с предметами и правильному поведению в отношении других людей. Передавать определенные культурные традиции – нормальная человеческая потребность. Но в то же время важно учитывать интересы ребенка, уметь становиться на его позицию, способствовать повышению его самооценки. Как утверждает американский психолог Джером Брунер (2006), самооценка – это существенный компонент структуры личности. Она отражает наши представления о собственных возможностях, куда входят и представления о пределах доступного.

Низкая самооценка порождает чувство вины и состояние глубокой депрессии, может вызывать гневный протест. В дальнейшем человеку не удается реализовать свои способности, и собственная несостоятельность делает его еще более уязвимым перед лицом жизненных обстоятельств. Между тем, мнение окружающих не всегда объективно, и ценность человека не обязательно зависит от количества его достижений, признанных другими людьми.

Завышенная самооценка, порождая у человека убеждение, что весь мир должен быть у его ног, влечет за собой неумение приспособиться к социуму, что нередко приводит к конфликтным ситуациям и одиночеству.

Адекватная самооценка обычно сопровождается направленностью личности на конструктивную деятельность, то есть на активную жизненную позицию. При адекватной самооценке человека не разрушают негативные чувства (наподобие зависти), ему легко адаптироваться к нестандартным жизненным обстоятельствам.

Вот несколько способов повысить самооценку ребенка, не перехваливая его:

  • Молодец!
  • Правильно!
  • У тебя это хорошо получилось!
  • Ты сегодня хорошо потрудился!
  • Прекрасно!
  • Я горжусь тобою!
  • Я знал(а), что ты справишься!
  • Неплохо!
  • Отлично!
  • Ты быстро научился!
  • Это то, что надо!
  • Я сам(а) не смог(ла) бы сделать лучше.
  • С каждым днем у тебя получается лучше.

Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять все перепутала!» «Ох, я и растяпа!» и т. п. Ребенок будет чувствовать себя увереннее, если поймет, что в признании своих ошибок нет ничего страшного.

Попытайтесь действовать в проблемных ситуациях конструктивно. Вот несколько примеров, как это можно сделать:

  • Постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?» – заменив этим окрик «Надень сейчас же туфли!»
  • «Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснешься», – звучит лучше, чем «Сейчас же иди спать!»
  • «Давай поменяемся: я тебе – эту игрушку, а ты мне – эту вещь», – скажите так, и вы добьетесь большего, чем требованием «Дай мне немедленно эту вещь!»
  • Предложите: «Давай так: один кубик кладешь ты, другой я», – но не приказывайте: «Немедленно собери кубики!»
  • Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», – а не одергивайте: «Не смей бить собаку!»
  • Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты закончишь на сегодня», – но никак не «Кончай возиться с конструктором!»
  • «Твоя очередь через минуту, а сейчас дай поиграть сестренке» вместо «Не вырывай у сестры!»
  • Несколько лукавое «Давай посчитаем, сколько ложек ты можешь съесть» лучше, чем «Ешь быстрее!»
  • «Как тебе кажется, ты сумеешь обогнать вон того дядю?» вместо «Иди быстрее, я из-за тебя опаздываю!»

Чтобы обеспечить атмосферу тепла и заботы, а также создать у ребенка мотивацию необходимой вам деятельности и сформировать правильный стереотип поведения, постарайтесь следовать советам врача-психиатра Светланы Юрьевны Бениловой.


Рекомендации врача.

 Во время общения с ребенком:

- выражение вашего лица и тон голоса должно быть доброжелательным, приветливым, спокойным, нераздраженным;

- избегайте употребления в речи:         

  • частицы НЕ, ведь русский язык богат, и нужную по смыслу фразу можно построить, не используя отрицания;
  • фраз, произнесенных в приказном тоне;
  • глаголов в повелительном наклонении;
  • слов должен, обязан, нужно;
  • местоимений я, ты.

- включайте в речь:

  • глаголы в сослагательном наклонении;
  • местоимение мы.

- не надо:

  • вставать на сторону людей, обвиняющих вашего ребенка публично, – лучше потом, без посторонних, спокойно, стараясь понять причины его поведения, обсудить с ребенком возникшую проблему и помочь ему ее решить;
  • хвалить в присутствии ребенка других детей и ставить кого-либо в                     пример.

- помните о том, что:

  • телевизор, видеоприставка, DVD-плейер и т. д. – не должны выполнять функции няньки. Смотрите телевизионные передачи, мультфильмы вместе с вашим ребенком – это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает и улучшает эмоциональный контакт с ребенком, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного им;
  • если вы огорчены чем-то, нужно обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь вы, находясь рядом с ним, будете в лучшем настроении, так как ваш сын или дочь – это ваша радость;
  • ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов – обнять, погладить, приголубить, приласкать.

- следите за содержанием и интонацией вашей речи:

  • не говорите с иронией и насмешкой;
  • не делайте постоянных замечаний, особенно мелочных;
  • не ругайтесь и не кричите на ребенка;
  • будьте всегда с ребенком вежливы;
  • не торопите и не подгоняйте его;
  • как можно чаще высказывайте одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
  • не говорите ребенку, что вы его не любите или обиделись на него;
  • не давайте ребенку чувствовать себя плохим;
  • как можно чаще подтверждайте, декларируйте свою любовь к нему.


Если у ребенка наблюдаются отклонения в поведении, или его действия носят дезорганизующий характер, или он находится в состоянии глубокого напряжения и негативизма, то переключите его внимание, отвлеките, предложив не менее двух-трех вариантов деятельности или занятий.

И помните, главный девиз понимающего взрослого – это ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ.

Автор статьи: Антипова Жанна Владимировна,
доцент, кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО