Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Что нужно знать родителям о буллинге в старшей школе?

15.07.2021

Переход из начальной в среднюю школу традиционно считается одним из труднейших кризисных периодов школьного обучения. Это период также сопровождают ускоренное физическое и половое созревание, психологические и физиологические колебания, стремление подростков к повышению своего социального статуса.

В старшей школе из-за перехода на профильное обучение может измениться состав обучающихся в классах. В результате адаптация к новому сообществу, к новым учителям и классному руководителю проходит в разных психологических условиях. Стремление к доминированию в новой социальной среде, конкуренция и деструктивное соперничество приводят к тому, что некоторые подростки пытаются обесценить успехи и достижения одноклассников, начинают делить их на «друзей» и «врагов».

Поиски жертвы, системное и осознанное агрессивное преследование становятся поводом для объединения подростков в деструктивные группы, разделения детского сообщества на «своих» и «чужих», доминирования и установления властных отношений, подобных «дедовщине» в армии.

Существенной характеристикой буллинга как системного агрессивного преследования является наличие преследователя или группы преследователей,жертвы и наблюдателей.

В ситуации буллинга в образовательной организации взрослые должны найти ответ на три вопроса:

  1. Что происходит? – для определения позиции преследователя, жертвы и наблюдателей;

  2. Что предшествовало? – для определения связи событий до ситуации проявления буллинга;
  3. Что последует далее? – для определения последствий проявления буллинга.

Почему буллинг – это не просто конфликт?

  1. Цель преследователей – намеренное и продуманное преследование жертвы, ее унижение и подчинение, а не поиск компромисса и взаимного согласия.
  2. Страдания и боль жертвы оцениваются как победа и власть над жертвой, преследователям приносит удовольствие преследование жертвы.
  3. Наблюдается неравенство сил, и преследование направлено только на жертву.
  4. Травля происходит систематически и растягивается во времени, т. е. становится осознанным длительным процессом.
  5. Устанавливается правило: «Мы не дружим с тем, кто общается с ней или с ним».
  6. Отвергается любое стремление жертвы найти компромисс и наладить отношения.
  7. В подростковом возрасте возрастает потребность взаимодействия в группе, объединения в группы друзей, поиске «врагов» и групповом преследовании.
  8. Без вмешательства взрослых невозможно остановить травлю и защитить жертву буллинга, обеспечить ее безопасность.

Как взрослые влияют на проявления агрессии и насилия в школе?

Деструктивная позиция родителей:

  • Группа родителей стремится занять доминирующее положение, разделяет взрослое и детское сообщества на «своих» и «чужих» и способствует разобщению и противостоянию.

  • Избирательно демонстрируют некоторым семьям пренебрежение и предлагают им «заработать» право вхождения в круг «избранных». Часть родителей, чтобы быть «вхожими» в этот круг, соглашаются на заведомо низкий статус (так называемые «шестерки»).

  • Проявляют негативные эмоции к достижениям и успехам другого ребенка, стремятся обесценить и опорочить репутацию конкурента и соперника.

Деструктивная позиция педагогов:

  • Занимают позицию невмешательства или выбирают тактику реагирования «дети сами разберутся».

  • Признают только прямое проявление буллинга, когда жертва подвергается физическому насилию, а проявление психологической травли считают проблемой ребенка-жертвы и его родителей.

  • Целенаправленно способствуют разобщению детей и родителей, преследуют корыстные цели и создают особые условия для своей материальной выгоды (предлагают репетиторство или иные дополнительные занятия на платной основе, родители решают личные проблемы педагога и т. д.).

  • Допускают доминирование и негативное влияние отдельных групп в родительском и детском сообществах.

  • Делегируют свои обязанности родительским комитетам и наделяют их особыми властными полномочиями, в том числе и для подавления неугодных родителей и школьников.

Как проявляется буллинг в школе?

  • Портят личные вещи ребенка: в раздевалке прячут одежду и обувь, бросают на пол верхнюю одежду, на перемене разбрасывают со стола письменные принадлежности и др.

  • Применяют физическую силу: наносят побои, толкают, пинают и др.

  • Угрожают физической расправой, стараются заставить жертву испытывать страх.

  • Систематически подвергают насмешкам и оскорблениям, которым ребенок не может противостоять.

  • Вымогают деньги или вещи.

  • Принуждают к различным действиям с целью унижения и подчинения.

  • Социальная изоляция: ребенок сидит в одиночестве на уроках и переменах, его игнорируют, блокируют телефон, исключают из школьного чата и др.

  • Распространяют негативную информацию в общем чате или социальных сетях: видеоролики, фотографии, порочащие репутацию ребенка.

Признаки деструктивной ситуации в школе

  • Ребенок не желает ходить в школу или прогуливает уроки без причины.

  • Он замкнут, избегает общения со всеми (учениками и учителями).

  • Избегает участия в групповых мероприятиях класса в школе и вне школы.

  • Избегает участия в школьных мероприятиях (экскурсиях, командных соревнованиях, состязаниях, творческих мероприятиях и др.).

Как родителям поддержать ребенка, если в школе проявляется буллинг?

  • Мы будем тебя поддерживать и защищать, и не позволим тебя преследовать.

  • Не расстраивайся, если тебя назвали «стукачом», – так говорят, чтобы скрыть факт травли.

  • Помни, что обидчики хотят тебя унизить и установить свою власть над тобой.

  • Не поддавайся на провокации и веди себя спокойно, уверенно.

  • Ищи поддержку среди одноклассников, которым доверяешь.

  • Поговори со свидетелями и попроси помощи и поддержки.

  • Попробуй с юмором и иронией отвечать обидчикам – таким образом ты сможешь обесценить их выпады, уменьшить их «пыл» и снизить уверенность в доминировании.

  • Не проявляй ответную агрессию и не мсти обидчикам, чтобы не стать «крайним».

  • Запомни, что в школе никто не будет покрывать травлю, если ты поставишь в известность учителей или руководство школы.

  • Запомни, что твое молчание и терпимость по отношению к преследователям не остановит травлю.

Что сказать ребенку, если он стал свидетелем буллинга в школе?

  • Постарайся поддержать потерпевшего и оказать ему посильную помощь.

  • Не поддерживай и не одобряй действия преследователей или обидчиков.

  • Не присоединяйся к преследованию.

  • Пытайся разрядить обстановку и остановить травлю.

  • В ситуации буллинга постарайся связаться с родителями или с учителем, которому доверяешь, и рассказать о критической ситуации.

  • Не бойся защищать потерпевшего, на его месте можешь оказаться и ты, и тебе в подобной ситуации понадобится поддержка.

Кто и почему чаще становится жертвой буллинга?

  • Ребенок может оказаться жертвой в школе, если он «новенький» или его друзья перешли в другую школу и он остался в одиночестве без поддержки со стороны одноклассников и классного руководителя.

  • Нерешительная реакция и замешательство жертвы в ответ на оскорбление воспринимаются как проявление слабости одноклассника, и могут спровоцировать обидчика на активное продолжение агрессивных действий и преследования.

  • Деструктивная конкурентная среда и враждебное отношение к успехам и достижениям другого человека вызывают негативные эмоции (зависть, обиду и др.). У школьников появляется стремление через унижения и оскорбления обесценить успехи и достижения соперников или конкурентов.

  • Взрослые – учителя, классный руководитель, родители другого ученика – могут заниматься «коллективной проработкой проблемного ребенка»: у них могут быть конфликтные отношения с родителями ребенка, и тогда он выбирается как средство давления на его семью; или сам ребенок по разным причинам становится неугодным для взрослых.

  • Внешние отличительные признаки: если ребенок принадлежит к иной культуре (национальной или религиозной) либо существенно отличается от других школьников по физическим параметрам (имеет лишний вес или наоборот, выше или ниже остальных и т.д.). Фактором буллинга могут стать: низкий статус, обусловленный неудачами в обучении и отставанием от учебной программы; несоответствие, с точки зрения одноклассников, внешнего вида ребенка (одежды, аксессуаров, обуви и др.) принятому в одной из подростковых субкультур. Проблемой может стать и отсутствие престижных гаджетов и других подобных атрибутов, которые стали пропуском в круг «правящих крутых», или отказ следовать установленным ими деструктивных норм и правил «выживания» в школе.

Кто становится преследователем и проявляет инициативу?

Инициатором травли становится школьник, получивший поддержку от других учеников или учителей. Он стремится стать лидером, поэтому втягивает одноклассников в совместную травлю. Ищет жертву, чтобы держать в страхе других детей и установить свою власть в сообществе. Уверен в безнаказанности, вседозволенности и покровительстве учителей и других школьников. Унижение и оскорбление другого человека перед свидетелями приносит ему радость и удовлетворение.

Какими бывают свидетели буллинга?

  • Одобряющие – не принимают сами непосредственное участие в травле, но поддерживают обидчиков и всячески показывают свою лояльность к ним.

  • Пассивно одобряющие – с интересом наблюдают, но скрывают свое истинное отношение к участникам буллинга.

  • Потенциальные защитники – не одобряют действия агрессоров, но и не вмешиваются в ситуацию буллинга.

  • «Тайные» защитники – скрывают свою помощь пострадавшему.

  • Активные защитники – никого не боятся и пытаются остановить травлю.

Какие основные способы реагирования выбирают свидетели?

  • Невмешательство и стремление остаться вне конфликтной ситуации.

  • Поддержка преследователя или группы преследователей.

  • Поддержка и защита жертвы буллинга.

Какие действия свидетеля поддерживают преследователей?

  • Равнодушие или молчание свидетелей понимается как поддержка агрессивного преследования.

  • Страх свидетелей и их опасение за собственное благополучие укрепляют стремление обидчиков к продолжению травли одноклассника.

  • Желание других школьников или учителей присоединиться к совместной травле приносит уверенность обидчикам.

Какие действия детей смогли бы остановить травлю?

  • Не поддерживать агрессоров.

  • Оценить событие как критическое и деструктивное.

  • Привлечь внимание других школьников к защите жертвы.

  • Взять на себя ответственность за прекращение травли.

  • Конкретные конструктивные действия, которые помогут поддержать жертву.

  • Конкретные не агрессивные действия, которые помогут прекратить травлю и остановить преследователей.

Распространенные виды проявления агрессии в информационном пространстве:

  • Социальная изоляция или бойкот – исключение из чатов, бесед, школьных и неформальных групп.

  • Угрозы расправой – открытое или косвенное преследование ребенка, агрессоры назначают «стрелки», пытаются установить маршрут его передвижения или домашний адрес.

  • Троллинг – агрессоры намеренно провоцируют, пытаясь вывести ребенка из психологического равновесия, пишут комментарии или сообщения в грубой унизительной форме.

  • Хейтинг – длительная травля с негативными выпадами и оскорблениями в адрес ребенка.

  • Диссинг – распространение порочащих слухов, недостоверной информации, «фотожаб», фальсификация переписки с целью дискредитации ребенка.

  • Фрейпинг – анонимный кибербуллинг через взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента.

  • Харассмент – целенаправленные домогательства, нарушающие половую неприкосновенность ребенка.

  • Аутинг – разглашение личной информации (переписки, фотографий, в том числе и похищенной информации), угрозы распространения конфиденциальной информации.

Родителям необходимо знать, что в современных реалиях проявление буллинга и кибербуллинга взаимосвязаны.

Что делать в ситуации кибербуллинга?

  1. Не писать в ответ оскорбительные комментарии, не принимать участие в так называемых «разборках».
  2. Необходимо сделать скриншот оскорблений или непристойных предложений для того, чтобы обеспечить документальное доказательство факта онлайн-травли (в самых «тяжелых» случаях родителям ребенка следует прибегнуть к помощи нотариуса: он официально заверит сделанный скриншот).
  3. Прекратить общение и заблокировать агрессора или группу агрессоров.
  4. Попросите ребенка обязательно рассказать о случае проявления кибербуллинга для принятия важного решения: положиться на свои силы или обратиться за деятельным содействием в правоохранительные органы.

Что делать в ситуации травли в школе?

  1. Ребенок должен знать, что ему будет оказана поддержка и травля будет прекращена.
  2. По возможности надо связаться с родителями преследователя или преследователей и поставить их в известность, но не стоит переходить на конфликтные отношения и «разборки».
  3. Связаться с классным руководителем, договориться о встрече и вместе составить план преодоления деструктивной ситуации. Классный руководитель должен знать о серьезности ваших намерений в вопросах защиты ребенка.

Как не допустить проявления агрессии в школьных чатах?

  1. Разделяйте личные и общие чаты, приватные коммуникации и публичные. Не пишите необдуманные сообщения и старайтесь не выражать отрицательные эмоции, не давать негативную оценку событию или другому человеку. Помните, что любое ваше сообщение могут переслать или сделать скрин, и таким образом ваше послание может стать достоянием широкой публики. Не публикуйте материалы (фотографии, тексты и др.), которые могут компрометировать вас или других.

  2. Установите в общем школьном чате правила и нормы корректного и эффективного общения: отправлять лаконичные, краткие и информативные сообщения, недопустимо использование нецензурных слов, оскорблений и грубых выпадов, нельзя отправлять сообщения после 22.00 часов и ранее 8.30, голосовые сообщения отправлять только в случае крайней необходимости и др.

  3. Установите дежурство администраторов, которые будут отслеживать коммуникации в общем школьном чате. Важно, чтобы каждый желающий мог принять участие в контроле за соблюдением общепринятых норм и правил – таким образом повышается общая и личная ответственность за состояние атмосферы взаимодействия участников группы.

Автор статьи: Андрианова Роза Ахбановна,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО


Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения, детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «Проектирование механизмов внедрения современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и выявление условий ее эффективной реализации на основе системного мониторинга форм и видов проявлений агрессии обучающимися разного возраста»