Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

9 советов, как правильно воспитывать детей с нарушениями зрения

13.11.2020

В Международный день слепых, 13 ноября, эксперты Института изучения детства, семьи и воспитания РАО старший научный сотрудник Жанна Антипова и ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук Екатерина Жимаева рассказали об особенностях воспитания детей с проблемами со зрением.

«Сегодня для незрячих и слабовидящих людей открыто множество учебных учреждений, которые они в основном успешно заканчивают, затем приобретают профессию по выбранной специальности. Однако путь в большую жизнь начинается в семье. Одним из ключевых принципов на котором должно строиться воспитание, развитие, а будущем и обучение таких детей является учет их психофизических особенностей, связанных с наличием нарушениями зрения. Данные особенности проявляются в физическом, эмоционально-личностном, познавательном, коммуникативном развитии ребенка», – отмечают экcперты.

Появление в семье слабовидящего или незрячего ребенка ставит перед родителями особые задачи в его развитии, воспитании и обучении. Они должны помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни. И в этом родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. При знакомстве с новыми для ребенка предметами учите использовать осязание и слух, а также обращать внимание на их различные признаки и качества.

2. Важно научить ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Для этого он сперва должен знать расположение каждой части своего тела и уметь ориентироваться в так называемом микропространстве (например, это может быть стол).

3. Воспитывайте привычку выполнять каждое дело в определенной последовательности. Например, сначала вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т. д.

4. При обучении ребенка с нарушенным зрением какому-либо новому действию возьмите его руки в свои и покажите, что и как нужно делать, направляя его руки. После нескольких упражнений предложите сделать это самостоятельно.

5. При общении с ребенком необходимо говорить медленнее, чем обычно. Ставьте вопросы четко, кратко и конкретно, чтобы он мог осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить с ответом – дайте ему 1-2 минуты на обдумывание.

6. Подбирайте мебель (стульчик, стол) по росту ребенка. Место, где ребенок с нарушениями зрения рисует, лепит или занимается творчеством, должно быть хорошо освещено.

7. Привлекайте ребенка к выполнению работы по дому. Это не только расширяет представления об окружающем мире, но и поможет быстрее освоить навыки самообслуживания.

8. Хвалите ребенка за результаты в любой деятельности. Это поможет ему успешнее выполнять поставленные перед ним задачи.

«Очень часто родители сильно опекают ребенка с нарушениями зрения, не позволяют ему делать ничего самостоятельно. Между тем именно такое отношение не только делает ребенка эгоистичным и избалованным, но и не готовым к самостоятельной жизни», – рассказали педагоги.

9. Обязательно выполняйте все рекомендации офтальмолога, а также формируйте у ребенка положительное отношение к лечению.

Отметим, что дата Международного дня слепых выбрана не случайно: 13 ноября 1745 года родился французский педагог Валентин Гаюи. Он на собственные средства открыл первую школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».