29.09.2024
Организация пространства детской комнаты — это важное и ответственное совместное дело для детей и взрослых. Пространство, которое нас окружает, несёт воспитывающий компонент и влияет на формирование личности. В одном пространстве нам хочется создавать, заниматься творчеством и расширять свои горизонты, а бывают и такие места, где кажется, что силы уходят и делать ничего не хочется. Остановимся на ключевых моментах, которые важны при организации детской комнаты.
Любого человека в пространстве окружают те или иные предметы. Какие-то из них нам приятны, близки, дарят энергию и тепло, а какие-то совсем наоборот. И если взрослый может что-то изменить в окружающем его мире, то ребёнку сделать это несколько проблематичнее. И чтобы пространство, окружающее ребёнка, стало более приятным, в программу воспитания дошкольников и школьников ввели термин предметно-пространственная среда. О чём речь? Это непосредственное окружение, совокупность природных и искусственных пространств и их предметное наполнение, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком и изменяемое в процессе его деятельности. К нему можно отнести: ремонт комнаты (планировка, цветовая гамма и прочее), мебель, в том числе книжные полки и перегородки, текстильное оформление (шторы, покрывала и другие текстильные элементы), детали декора (статуэтки, рамки, кубки и другое), экологический компонент (наличие экологических решений и живых цветов).
Иными словами, те предметы, которые окружают ребёнка, влияют на его воспитание. Просто вспомните, как ведут себя ваши дети, когда находятся в тёмном, неуютном помещении с громкой, неприятной музыкой. Вот поэтому группы в детских садах всегда продуманы с этой точки зрения тоже. А мы решили рассказать, как сделать дома уютную детскую комнату, в которой ребёнку хотелось бы играть, спать, не испытывая страха, учиться, развиваться и вообще становиться лучше.
Советы по организации предметно-пространственной среды
Удобство поддерживает познавательный интерес
Сегодня часто встречается такое понятие, как «эргономика». Это организация комфортного окружения для человека и повышения эффективности его действий. В основе эргономики лежат такие принципы, как удобство, безопасность, лёгкость в применении, эстетика. В пространстве, в котором находится ребёнок, всё должно быть логично и удобно. Предметы надо расположить так, чтобы малыш мог дотянуться до любой игрушки или книжки. В этом пространстве ребёнку должно быть удобно «действовать» и «делать».
Есть над чем подумать: Часто в детском саду мебель «растёт» вместе с ребёнком, а окружение группы меняется. Потому что даже рост меняет восприятие мира. Посмотрите на детскую комнату с высоты вашего ребёнка. Наблюдайте за ним: как он играет и живёт в комнате, даже ведущая рука (рисует правой рукой, поливает цветы – левой) влияет на организацию пространства.
Порядок – основа повседневной культуры
Обговорите с ребёнком его ключевую деятельность — например, учёба, занятие творчеством, спорт — и определите место, где этим можно заниматься в комнате. Научите ребёнка систематизировать и хранить вещи, вместе решите, где будет место для книг, где для предметов творчества, где для игр.
Забота о здоровье
Рабочее место лучше размещать у окна, но, если в комнате темно, добавьте дополнительное освещение над столом. В темноте напрягаются глаза, ребёнок быстро устаёт, у него снижается концентрация, а долгие занятия в темноте могут стать причиной ухудшения зрения. Солнечный свет и яркое пространство, напротив, положительно влияют на настроение. Только не перестарайтесь! Чрезмерная яркость тоже может «давить» на ребёнка.
Среда помогает становлению личности
Расположите на видном месте цели и ценности, которые могут мотивировать ребёнка на тот или иной вид деятельности, вдохновлять и поддерживать начинания. Это могут быть семейные фотографии с важных событий, мотивационная цитата или коллаж желаний.
Планирование как развитие мышления
Научите ребёнка планировать не только пространство, но и время. Можно использовать планеры, напоминания, будильники или написать (или нарисовать) список дел для того, чтобы ребёнок научился правильно распределять своё время.
Творчество через преобразование
Лишние вещи убирайте, меняйте интерьер, обновляйте пространство, делайте перестановку. Если у вас появляется «свободное место», у вас обязательно появится новая идея, как его наполнить! Может быть, это будет новое увлечение.
Эстетика в мелочах
Воспитывайте у ребёнка трудолюбие и желание соблюдать чистоту и порядок в комнате. Проводите генеральную уборку не реже, чем 1 раз в неделю. Учите хранить вещи на своих местах и поддерживать чистоту и порядок в комнате, на рабочем столе, в квартире. Это поможет систематизировать мысли и избежать прокрастинации.
Забота о себе и мире
Наполните комнату светом, зеленью и цветами, используйте экологичные и натуральные материалы в дизайне. Также научите ребёнка жить с заботой о природе и мире. Например, выключать свет, если он не нужен, собирать макулатуру, бережно относится к вещам или придумывать, как подарить предмету новую жизнь.
Есть над чем подумать: У ребёнка должен быть свой уголок, определённое место и территория, где он учится и занимается своим увлечением. Но комната ребёнка – это не отдельное государство, учите ребёнка делиться и жить вместе. Часто детям приходится делить территорию и предметы: находиться вместе в группе в детском саду, делить игрушки или сладости, жить в палатке на слёте или в комнате в лагере. О личных границах сейчас знает каждый школьник, а вот жить дружно умеет не каждый.
Здоровый отдых
В детской комнате важно уделять внимание месту для сна и для работы ребёнка. Для крепкого детского сна важно:
подбирать мебель, а также матрас и подушку в соответствии с возрастом;
использовать пастельную цветовую гамму в интерьере, при желании можно добавить яркие элементы, лучше съёмные или легко демонтируемые, чтобы их в любой момент можно было поменять;
использовать натуральные материалы, отдавать предпочтение, например, дереву или тканям;
использовать шторы, которые не пропускают свет;
какой бы модной и уютной комната не была, важно, чтобы в ней было чисто. Научите ребёнка соблюдать санитарные правила, менять постельное бельё и соблюдать кровать в чистоте. Важно, чтобы ребёнок не ел в кровати и, конечно, не хранил конфеты под подушкой;
перед сном обязательно проветривать помещение;
на ночь лучше читать книги или говорить на спокойные темы, а смотреть телевизор или использовать гаджеты не стоит. Важно настроить ребёнка на крепкий сон;
лучше создать пространство для творческого мышления ребёнка и его фантазии: включить ночник «звёздное небо» и найти созвездия или поиграть в театр теней, придумать узоры комнаты, рассмотреть предметы в комнате в свете луны и придумать с ними добрую историю.
Есть над чем подумать: Ребёнок не должен делать никаких заданий, лёжа в кровати. Это негативно влияет на его здоровье. Научите детей выполнять разные виды деятельности в специально отведённых для этого местах.
Взгляд дизайнера. Алиса Бухарина. Дизайнер
Я бы использовала в интерьере детской светлую гамму, чтобы было ощущение света, воздуха, чистоты. Можно даже взять белый и его оттенки. Пусть это будет чистый лист, пространство для творчества. Если использовать более яркие тона, то лучше брать природные: голубой, зелёный, розовый, жёлтый. Но на мой взгляд, их всё же следует чуть «приглушить» и разбавить серым.
Ярких, «пластиковых» или «кислотных» оттенков тоже лучше избегать, как и простых цветов. Кстати, серый для детской комнаты тоже спорное решение. Часто слышу, что это модно, но, на мой взгляд, он будет угнетать ребёнка. Конечно, можно разбавить серый и цветовыми акцентами, но это уже очень непростая задачка для непрофессионала. Ведь надо соблюсти баланс между яркостью и спокойствием, так как много ярких пятен на сером фоне утомят ребёнка.
Пространство детской я рекомендую делать однотонным, а вот «разбавить» интерьер лучше разноплановой фактурой. Например, дерево, текстиль, любые рельефы, абстракции, которые сразу и не видны, но они есть. Их можно использовать на потолке или стенах, чтобы ребёнок рассматривал орнаменты и представлял какие-то образы и развивал образное мышление.
Обязательно продумайте освещение. Яркое – для рабочей зоны, приглушённое, тёплое – для обычного времяпрепровождения. Лучше использовать лампы накаливания, светодиоды могут «бить по глазам». Но тут всё зависит от личного восприятия.
Ещё один фактор. В интерьере детской надо организовать пространство так, чтобы ребёнку было удобно брать книжки или развивающие игрушки. Чтобы у малыша была возможность подойти и порисовать, выбрать книжку и её почитать. Если ребёнку что-то неудобно делать, то он с вероятностью в 90% не будет это делать.
Лучший вариант систем хранения в детской, на мой взгляд, это шкафы. Подбирайте их по росту ребёнка. Можно даже взять мебель, которая «растёт» вместе с ним. Понятно, что на верхние полки такого шкафа надо ставить то, чем ребёнок пользуется редко, но всё же систематизация вещей будет прививать детям желание держать свои вещи в порядке.
Источник: журнал «Семья и школа»
Фото: пресс служба Института воспитания