Министерство просвещения Российской Федерации

Стихотворения Марины Бородицкой для детей

28.06.2024

28 июня 2024 года Марине Бородицкой – поэтессе, переводчице и автору детских книг – исполняется 70 лет. Весёлое отношение литератора к жизни прослеживается в её детских произведениях. Марина Яковлевна знакомит маленьких читателей со своими героями, демонстрирует на их примере человеческие достоинства и недостатки, добродушно обличая пороки.

Чтобы заинтересовать маленьких читателей творчеством Марины Бородицкой, специалисты Центра экспертизы Института воспитания предлагают начать беседу с интересных фактов об авторе:

  1. Любовь к искусству Марина Яковлевна переняла от родителей: поэтесса родилась в семье музыкантов, её отец играл на скрипке, а мама – на фортепиано.

  2. После окончания института будущая поэтесса пробовала себя в разных профессиях: она работала гидом, переводчиком и учителем.

  3. Тяга к детской литературе у Марины Бородицкой проснулась после рождения первого ребёнка. Её первые детские стихи были написаны исключительно для сына.

  4. Многие стихотворения Марины Бородицкой переложены на музыку, поэтому с её творчеством можно знакомиться в разных форматах.

После знакомства детей с жизнью поэтессы можно познакомиться с её произведениями.

Книги Марины Бородицкой учат открытости, дружелюбию, пониманию, наблюдательности, чуткости, развивают воображение и эмпатию.

«Тайный гонец: Сборник стихотворений», 6+ (рекомендуемый возраст – 8 лет)

Каждое стихотворение сборника – маленькая история, в которой размышления о жизни и настроение охватывают читателя с головы до ног, так уютно и по-доброму раскрывается жизнь героев произведений. Сборник стихотворений учит наблюдательности, любознательности, дружелюбию, развивает фантазию и воображение.

Вопросы для обсуждения:

  • Автор пишет, что «мальчишкам не понять счастья не простого – Косы длинные носить класса до шестого». Как думаешь, автор прав? А давай попробуем составить список того, что составляет счастье мальчишек и девчонок? Сравним? Различаются? Что ты об этом думаешь?

  • На «июньском рынке» много всего увидела автор: и клубнику, и огурцы, и картошку, а твой любимый овощ или фрукт на июньском рынке какой? Что если придумать продолжение стихотворения и написать четверостишие про него?

  • Почему тетушка Луна сначала шла бочком за героем, потом скакала, потом отстала и потом стала полной? Сможешь понаблюдать и объяснить почему так?

  • Тайный гонец в стихотворении – это что или кто? Как ты думаешь?

«С музыкой и пением: Стихотворения», 12+ (рекомендуемый возраст – 14 лет)

Сборник стихотворений, которые могут быть прекрасно положены на музыку, превратиться в песни и читаться нараспев. Воображаемые герои созвучны опыту школьников среднего и старшего возраста.

Сборник стихотворений «С музыкой и пением» развивает рефлексию, осмысленный взгляд на собственную жизнь и отношения со взрослыми, приземляет и одновременно возвышает мечты и надежды читателей.

Вопросы для обсуждения:

  • В стихотворении «Сказка» автор пишет, «чтобы голос подать, чтобы всех – и себя – спасти надо крепко забыть два слова: "больно" и "тяжело"». Как ты думаешь, почему? Ты согласен с автором?

  • Автор рассказывает, как в ее жизни «слова отбили» душу автора от нот, от чисел и от мужей. Как ты это понимаешь? Чем именно делиться с читателями автор? А сколько стихотворений на эту тему ты увидел в сборнике?

  • Учительской сон рассказала Марина Бородицкая в стихах, а как ты думаешь, какому учителю может присниться такой сон? Как этот учитель относится к своим ученикам?

  • Может ли радость уйти от человека? Что нужно сделать, чтобы ее вновь обрести? Поступки и обещания автора тобой принимаются? Может быть есть свои рецепты? Поделишься?

«Телефонные сказки Маринды и Миранды», 10+

Произведение учит верить в чудеса, находить хорошее в непростых обстоятельствах, уважать старших, с юмором и добротой относиться к окружающим.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, а может ли в жизни быть такое, чтобы ночная катавасия помогла милиции остановить преступление?

  • Что ты знаешь про уныние? Тебе бывает уныло? А если попробовать унывать вдвоем? С кем бы ты мог это испробовать?

  • Что насчет имени собственного? Знаешь кого-то, кто всему дает имена, как бабушка Лизавета? Что меняется, когда у всего есть имя собственное?

  • Что если все делать с душой, как в сказке «Божественная яичница»? Что ты делаешь или станешь делать с душой? Понаблюдай за результатом, вдруг случиться чудо как это произошло в сказке?

«Бумажный зонтик. Стихи для всей семьи», 6+

«Бумажный зонтик» – это сборник, который можно читать для удовольствия и вместе с этим автор с юмором и увлекательно открывает читателям глубокие истины и духовные ценности: семья, честность, верность, трудолюбие, заботливость, ответственность, уважение.

Вопросы для обсуждения:

  • Что за чудо такое – Рыбкин телевизор? Сумеешь объяснить тому, кто не прочитал это стихотворение?

  • Ты также как и герой стихотворения «Новый год» ждешь этот праздник? А как ты думаешь, это стихотворение грустное или радостное? А у тебя какое бывает настроение утром нового года?

  • В «Азбуке» автор пишет «С подростком даже граф Суворов избрал бы путь переговоров», а ты умеешь вести переговоры? А договариваться? Вспомни ситуацию, при которой путем переговоров удалось много добиться. Что нужно, чтобы переговоры прошли успешно?

  • Эгоист, пишет автор, это тот, кто съест ваше эскимо и плечом пожмет и скажет: «Оно само». Есть среди твоих знакомых такие эгоисты? Как с ними быть? Стоит ли дружить?

«Щенок Мартын и другие», 0+ (рекомендуемый возраст – 6 лет)

Сборник стихов от имени щенка Мартына и других героев, юных мальчиков и девочек, как все школьники, переживающих контрольные, приключения на море, открытия в лесу и поле, прощание с летом и зимние забавы.

Сборник стихотворений увлекательно, с юмором и добротой учит смотреть на мир своих читателей, а еще показывает им примеры заботы, тепла, дружбы и понимания собственных эмоций

Вопросы для обсуждения:

  • Случалось ли тебе «разговаривать со своей головой» перед ответственной контрольной? Помогло? Получилось собраться и хорошо написать контрольную? А что еще нужно сделать для этого?

  • Автор утверждает, что медвежата идут в школу первого апреля и пишут сочинение «как я проспал каникулы и что видал во сне». А какое сочинение в начале учебного года пишешь ты? Можно ли его назвать также как и сочинение у медвежат? Или для твоих каникул больше подходит другое название? А какое?

  • Щенок Мартын, запертый в комнате за плохое поведение, очень переживает. Ему чего-то не хватает, не заешь чего именно?

Осознанного чтения!