Министерство просвещения Российской Федерации

Как научить детей расслабляться?

27.07.2024

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, вялые и робкие – приобретают уверенность, бодрость.

Самыми распространенными способами снятия напряжения являются дыхательные техники:

  • «Глубокое дыхание» 

Предложите малышу удобно лечь, положить руку на живот. Глубокий вдох (живот надувается), задержка дыхания, долгий выдох. Попросите сфокусировать внимание на вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

  • «Свеча»

Предложите малышу представить горящую свечу. Глубокий вдох и длинный выдох, как бы задуваем огонь свечи.

  • «Облачко»

Положите на стол перед ребёнком кусочек ваты, предложите подуть на вату так, чтобы она «слетела» со стола.

Следующие по распространенности являются мышечные техники:

  • Прогрессирующая релаксация мышц

  1. Лицо – попросите ребёнка наморщить нос, а затем расслабить лицо. Повторить три раза.

  2. Челюсти – попросите ребёнка плотно сжать челюсти и полностью разомкнуть их. Повторить три раза.
  3. Руки и плечи – попросите ребёнка вытянуть руки перед собой, затем поднять их над головой и потянуться как можно выше. После этого пусть ребёнок опустит вниз и расслабит руки. Повторить три раза.
  4. Кисти рук – пусть ребёнок представит, будто он изо всех сил сжимает апельсин одной рукой, а затем бросает его на пол и расслабляет кисть и руку. Повторить три раза, а затем выполнить упражнение другой рукой.
  5. Живот – пусть ребёнок ляжет на спину и всего на мгновение максимально напряжет мышцы живота. Затем пусть расслабит живот. Повторить три раза.
  6. Ноги и ступни – попросите ребёнка стоя вдавить пальцы ног в пол, будто он проделывает это с песком на пляже. Пусть поочередно вдавливает каждый палец в пол и расставит их настолько, чтобы чувствовать напряжение в ногах, а затем расслабится. Повторить три раза.

  • «Снежная баба»

Предложите ребёнку представить, что он снежная баба или снеговик. Появляется солнце, оно припекает, и снежная баба начинает таять. Тает голова, руки, ноги, туловище. Попросите ребёнка изобразить таяние снега. Лучше, если все это будет проходить под соответствующую музыку.

  • «Любопытная Варвара»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Отдельного внимания заслуживают игры с водой:

  • «Ловкие пальчики»

Лучше играть вместе с ребёнком. Необходимо намочить в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимать их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

  • «Бульбочки»

Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»

  • «Пенное облако»

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть – с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребёнку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. 

Музыкальные техники

  • Активная музыкотерапия

Совместное создание музыкальной композиции. Например, «В зимнем лесу»: «Идём по снегу» — ребенок равномерно хрустит целлофаном, «Бежим» — хрустят в быстром темпе и ребенок и родитель, «Остановились, прислушались» — пауза, «Завыл ветер» — голосом изобразить вой ветра, «Зашумели ветви деревьев» —шуршать листами бумаги, «Сосульки» — звучит треугольник или металлофон, «Дятел стучит» — карандашами по столу.

  • Пассивная музыкотерапия.

Прослушивание спокойных музыкальных композиций можно сопровождать массажными движениями. Главное, чтобы ваши действия не доставляли дискомфорта. 

Таким образом, в арсенале взрослых огромное количество упражнений, которые помогут ребёнку расслабиться и, в зависимости от цели, отдохнуть или настроиться на напряженную работу.

Источник: журнал «Семья и школа»

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com.