18.04.2022
Буллинг – это целенаправленное осознанное агрессивное преследование другого человека.
Чтобы защитить жертву травли от обидчиков (преследователей) и обеспечить её безопасность, необходимо вмешательство взрослых: родителей, учителей, школьного психолога и т. д.
Как понять, что ребёнку некомфортно в школе?
Стал замкнутым, находится в состоянии напряжения и неохотно говорит о школе.
Нет друзей и близкого социального окружения в классе для общения, помощи и поддержки (социальная изоляция).
Не желает ходить в школу, ищет причину, чтобы остаться дома или прогуливает уроки.
Избегает участия в групповых мероприятиях класса и школы (экскурсиях, командных соревнованиях, состязаниях, творческих мероприятиях и др.).
Почему буллинг – это не просто конфликт?
Наблюдается неравенство сил. Преследование направлено только на жертву, которая в ситуации буллинга не может себя защитить и остановить травлю.
Для буллинга характерны намеренное и продуманное преследование другого человека, неоднократные агрессивные действия, а не поиск компромисса и взаимного согласия.
Травля растягивается во времени, т. е. становится длительным процессом.
Отвергается стремление жертвы остановить травлю, наладить отношения с агрессорами.
Агрессоры пытаются лишить жертву поддержки и могут установить правило: «Мы не дружим с тем, кто общается с ней или с ним».
Без вмешательства взрослых невозможно остановить травлю и защитить жертву буллинга.
Что делать родителям и педагогам в ситуации травли в школе?
Каждый ребёнок должен знать, что ему будет оказана поддержка и травля будет остановлена.
Родителям необходимо поставить в известность классного руководителя, договориться о встрече и вместе составить план преодоления деструктивной ситуации.
Классному руководителю недопустимо скрывать факт травли от руководства школы (директора или заместителя директора).
Совместными усилиями родителей и школы необходимо организовать конструктивное преодоление ситуации буллинга, не допустить опасные последствия для всех участников – жертвы, преследователей, свидетелей.
Взаимодействие взрослых должно быть направлено на создание в школе безопасной и комфортной среды для всех детей.
Как родителям поддержать ребёнка?
Если в школе ребёнка преследуют, можно сказать ему следующее:
· «Мы не позволим тебя преследовать, будем защищать и поддерживать»
· «В школе не будут скрывать или покрывать травлю, если мы поставим в известность классного руководителя или руководство школы и скажем о серьёзности наших намерений в вопросах твоей защиты»
· «Говорят «стукач» или «доносчик», чтобы скрыть факт травли и оставить человека без поддержки»
· «Мы вместе с учителями и родителями приложим усилия, чтобы в школе и классе было комфортно и безопасно»
Уважаемые взрослые! Не оставляйте ребёнка без поддержки и помощи, старайтесь насытить его жизнь приятными событиями, чтобы преодолеть стрессовые ситуации, отвлечь от обид и переживаний, восстановить эмоциональное равновесие!
Автор: Андрианова Роза Ахбановна,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО,
эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН
Файл: