15.07.2021
Переход из начальной в среднюю школу традиционно считается одним из труднейших кризисных периодов школьного обучения. Это период также сопровождают ускоренное физическое и половое созревание, психологические и физиологические колебания, стремление подростков к повышению своего социального статуса.
В старшей школе из-за перехода на профильное обучение может измениться состав обучающихся в классах. В результате адаптация к новому сообществу, к новым учителям и классному руководителю проходит в разных психологических условиях. Стремление к доминированию в новой социальной среде, конкуренция и деструктивное соперничество приводят к тому, что некоторые подростки пытаются обесценить успехи и достижения одноклассников, начинают делить их на «друзей» и «врагов».
Поиски жертвы, системное и осознанное агрессивное преследование становятся поводом для объединения подростков в деструктивные группы, разделения детского сообщества на «своих» и «чужих», доминирования и установления властных отношений, подобных «дедовщине» в армии.
Существенной характеристикой буллинга как системного агрессивного преследования является наличие преследователя или группы преследователей,жертвы и наблюдателей.
В ситуации буллинга в образовательной организации взрослые должны найти ответ на три вопроса:
Что происходит? – для определения позиции преследователя, жертвы и наблюдателей;
Что последует далее? – для определения последствий проявления буллинга.
Почему буллинг – это не просто конфликт?
Как взрослые влияют на проявления агрессии и насилия в школе?
Деструктивная позиция родителей:
Группа родителей стремится занять доминирующее положение, разделяет взрослое и детское сообщества на «своих» и «чужих» и способствует разобщению и противостоянию.
Избирательно демонстрируют некоторым семьям пренебрежение и предлагают им «заработать» право вхождения в круг «избранных». Часть родителей, чтобы быть «вхожими» в этот круг, соглашаются на заведомо низкий статус (так называемые «шестерки»).
Проявляют негативные эмоции к достижениям и успехам другого ребенка, стремятся обесценить и опорочить репутацию конкурента и соперника.
Деструктивная позиция педагогов:
Занимают позицию невмешательства или выбирают тактику реагирования «дети сами разберутся».
Признают только прямое проявление буллинга, когда жертва подвергается физическому насилию, а проявление психологической травли считают проблемой ребенка-жертвы и его родителей.
Целенаправленно способствуют разобщению детей и родителей, преследуют корыстные цели и создают особые условия для своей материальной выгоды (предлагают репетиторство или иные дополнительные занятия на платной основе, родители решают личные проблемы педагога и т. д.).
Допускают доминирование и негативное влияние отдельных групп в родительском и детском сообществах.
Делегируют свои обязанности родительским комитетам и наделяют их особыми властными полномочиями, в том числе и для подавления неугодных родителей и школьников.
Портят личные вещи ребенка: в раздевалке прячут одежду и обувь, бросают на пол верхнюю одежду, на перемене разбрасывают со стола письменные принадлежности и др.
Применяют физическую силу: наносят побои, толкают, пинают и др.
Угрожают физической расправой, стараются заставить жертву испытывать страх.
Систематически подвергают насмешкам и оскорблениям, которым ребенок не может противостоять.
Вымогают деньги или вещи.
Принуждают к различным действиям с целью унижения и подчинения.
Социальная изоляция: ребенок сидит в одиночестве на уроках и переменах, его игнорируют, блокируют телефон, исключают из школьного чата и др.
Распространяют негативную информацию в общем чате или социальных сетях: видеоролики, фотографии, порочащие репутацию ребенка.
Ребенок не желает ходить в школу или прогуливает уроки без причины.
Он замкнут, избегает общения со всеми (учениками и учителями).
Избегает участия в групповых мероприятиях класса в школе и вне школы.
Избегает участия в школьных мероприятиях (экскурсиях, командных соревнованиях, состязаниях, творческих мероприятиях и др.).
Мы будем тебя поддерживать и защищать, и не позволим тебя преследовать.
Не расстраивайся, если тебя назвали «стукачом», – так говорят, чтобы скрыть факт травли.
Помни, что обидчики хотят тебя унизить и установить свою власть над тобой.
Не поддавайся на провокации и веди себя спокойно, уверенно.
Ищи поддержку среди одноклассников, которым доверяешь.
Поговори со свидетелями и попроси помощи и поддержки.
Попробуй с юмором и иронией отвечать обидчикам – таким образом ты сможешь обесценить их выпады, уменьшить их «пыл» и снизить уверенность в доминировании.
Не проявляй ответную агрессию и не мсти обидчикам, чтобы не стать «крайним».
Запомни, что в школе никто не будет покрывать травлю, если ты поставишь в известность учителей или руководство школы.
Запомни, что твое молчание и терпимость по отношению к преследователям не остановит травлю.
Постарайся поддержать потерпевшего и оказать ему посильную помощь.
Не поддерживай и не одобряй действия преследователей или обидчиков.
Не присоединяйся к преследованию.
Пытайся разрядить обстановку и остановить травлю.
В ситуации буллинга постарайся связаться с родителями или с учителем, которому доверяешь, и рассказать о критической ситуации.
Не бойся защищать потерпевшего, на его месте можешь оказаться и ты, и тебе в подобной ситуации понадобится поддержка.
Ребенок может оказаться жертвой в школе, если он «новенький» или его друзья перешли в другую школу и он остался в одиночестве без поддержки со стороны одноклассников и классного руководителя.
Нерешительная реакция и замешательство жертвы в ответ на оскорбление воспринимаются как проявление слабости одноклассника, и могут спровоцировать обидчика на активное продолжение агрессивных действий и преследования.
Деструктивная конкурентная среда и враждебное отношение к успехам и достижениям другого человека вызывают негативные эмоции (зависть, обиду и др.). У школьников появляется стремление через унижения и оскорбления обесценить успехи и достижения соперников или конкурентов.
Взрослые – учителя, классный руководитель, родители другого ученика – могут заниматься «коллективной проработкой проблемного ребенка»: у них могут быть конфликтные отношения с родителями ребенка, и тогда он выбирается как средство давления на его семью; или сам ребенок по разным причинам становится неугодным для взрослых.
Внешние отличительные признаки: если ребенок принадлежит к иной культуре (национальной или религиозной) либо существенно отличается от других школьников по физическим параметрам (имеет лишний вес или наоборот, выше или ниже остальных и т.д.). Фактором буллинга могут стать: низкий статус, обусловленный неудачами в обучении и отставанием от учебной программы; несоответствие, с точки зрения одноклассников, внешнего вида ребенка (одежды, аксессуаров, обуви и др.) принятому в одной из подростковых субкультур. Проблемой может стать и отсутствие престижных гаджетов и других подобных атрибутов, которые стали пропуском в круг «правящих крутых», или отказ следовать установленным ими деструктивных норм и правил «выживания» в школе.
Кто становится преследователем и проявляет инициативу?
Инициатором травли становится школьник, получивший поддержку от других учеников или учителей. Он стремится стать лидером, поэтому втягивает одноклассников в совместную травлю. Ищет жертву, чтобы держать в страхе других детей и установить свою власть в сообществе. Уверен в безнаказанности, вседозволенности и покровительстве учителей и других школьников. Унижение и оскорбление другого человека перед свидетелями приносит ему радость и удовлетворение.
Какими бывают свидетели буллинга?
Одобряющие – не принимают сами непосредственное участие в травле, но поддерживают обидчиков и всячески показывают свою лояльность к ним.
Пассивно одобряющие – с интересом наблюдают, но скрывают свое истинное отношение к участникам буллинга.
Потенциальные защитники – не одобряют действия агрессоров, но и не вмешиваются в ситуацию буллинга.
«Тайные» защитники – скрывают свою помощь пострадавшему.
Активные защитники – никого не боятся и пытаются остановить травлю.
Какие основные способы реагирования выбирают свидетели?
Невмешательство и стремление остаться вне конфликтной ситуации.
Поддержка преследователя или группы преследователей.
Поддержка и защита жертвы буллинга.
Какие действия свидетеля поддерживают преследователей?
Равнодушие или молчание свидетелей понимается как поддержка агрессивного преследования.
Страх свидетелей и их опасение за собственное благополучие укрепляют стремление обидчиков к продолжению травли одноклассника.
Желание других школьников или учителей присоединиться к совместной травле приносит уверенность обидчикам.
Какие действия детей смогли бы остановить травлю?
Не поддерживать агрессоров.
Оценить событие как критическое и деструктивное.
Привлечь внимание других школьников к защите жертвы.
Взять на себя ответственность за прекращение травли.
Конкретные конструктивные действия, которые помогут поддержать жертву.
Конкретные не агрессивные действия, которые помогут прекратить травлю и остановить преследователей.
Распространенные виды проявления агрессии в информационном пространстве:
Социальная изоляция или бойкот – исключение из чатов, бесед, школьных и неформальных групп.
Угрозы расправой – открытое или косвенное преследование ребенка, агрессоры назначают «стрелки», пытаются установить маршрут его передвижения или домашний адрес.
Троллинг – агрессоры намеренно провоцируют, пытаясь вывести ребенка из психологического равновесия, пишут комментарии или сообщения в грубой унизительной форме.
Хейтинг – длительная травля с негативными выпадами и оскорблениями в адрес ребенка.
Диссинг – распространение порочащих слухов, недостоверной информации, «фотожаб», фальсификация переписки с целью дискредитации ребенка.
Фрейпинг – анонимный кибербуллинг через взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента.
Харассмент – целенаправленные домогательства, нарушающие половую неприкосновенность ребенка.
Аутинг – разглашение личной информации (переписки, фотографий, в том числе и похищенной информации), угрозы распространения конфиденциальной информации.
Родителям необходимо знать, что в современных реалиях проявление буллинга и кибербуллинга взаимосвязаны.
Что делать в ситуации кибербуллинга?
Что делать в ситуации травли в школе?
Как не допустить проявления агрессии в школьных чатах?
Разделяйте личные и общие чаты, приватные коммуникации и публичные. Не пишите необдуманные сообщения и старайтесь не выражать отрицательные эмоции, не давать негативную оценку событию или другому человеку. Помните, что любое ваше сообщение могут переслать или сделать скрин, и таким образом ваше послание может стать достоянием широкой публики. Не публикуйте материалы (фотографии, тексты и др.), которые могут компрометировать вас или других.
Установите в общем школьном чате правила и нормы корректного и эффективного общения: отправлять лаконичные, краткие и информативные сообщения, недопустимо использование нецензурных слов, оскорблений и грубых выпадов, нельзя отправлять сообщения после 22.00 часов и ранее 8.30, голосовые сообщения отправлять только в случае крайней необходимости и др.
Установите дежурство администраторов, которые будут отслеживать коммуникации в общем школьном чате. Важно, чтобы каждый желающий мог принять участие в контроле за соблюдением общепринятых норм и правил – таким образом повышается общая и личная ответственность за состояние атмосферы взаимодействия участников группы.
Автор статьи: Андрианова Роза Ахбановна,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО
Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения, детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «Проектирование механизмов внедрения современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и выявление условий ее эффективной реализации на основе системного мониторинга форм и видов проявлений агрессии обучающимися разного возраста»