Министерство просвещения Российской Федерации

70 лет русской писательнице Марине Львовне Москвиной

25.06.2024

Многие знакомы с рассказами Марины Львовны, напечатанными в журнале «Мурзилка», а кто-то — с замечательными детскими книгами: «Моя собака любит джаз», «Не наступите на жука» или «Что случилось с крокодилом».

Марина Москвина — непревзойденная сказочница, влюбленная в людей и жизнь. Всё это находит яркое отражение в её произведениях, где герои, попадая в различные ситуации, обретают верных друзей и замечательные воспоминания.

Сказки и рассказы Марины Львовны рассказывают ребёнку о доброте к другим людям, к животным и к окружающему миру в целом.

Будучи не только талантливой писательницей, но и путешественницей, автор посвятила повести «Небесные тихоходы», «Изголовье из травы» и «Дорога на Аннапурну» своим странствиям по Гималаям, Японии и Непалу.

Институт воспитания подготовил список книг писательницы, а также вопросы для обсуждения произведений с детьми.

Книги

«Семь летучих пассажиров», сборник рассказов, 6+

Рекомендуем для детей 7-12 лет

Эти чудесные рассказы, наполненные юмором и легкостью, повествуют о целом мире доброй и отзывчивой Лены Шишкиной — девочки-москвички 12 лет. С Леной постоянно случаются какие-то забавные истории: то приключения в поезде, то письмо из Африки придет, а то и вовсе девочка станет свидетелем загадочного исчезновения профессора Шишкина… Все это складывается в невероятно красивую картину, имя которой — детство.

Книга воспитывает доброту и милосердие, развивает воображение и любознательность, а также ярко иллюстрирует пример того, как вера в лучшее помогает выпутаться из любой передряги.

Вопросы для обсуждения:

  • Давай вспомним, какие приключения случились с Леной в поезде? А случались ли с тобой интересные случаи в поезде?

  • Почему мышки не могли есть? Как ты думаешь, где должны обитать такие животные? Эпизод с летучими мышками – отличная возможность обсудить с ребенком понятие «этичность». Что такое «этичное отношение к животным», как можно проявить его самому и подать пример другим. В случае, если разговор о животных увлечет Вашего ребенка, рекомендуем к совместному прочтению замечательную книгу Веры Чаплиной «Питомцы зоопарка», книга подойдет для детей 9-12 лет.

  • Почему Коля писал письма «из Африки»? Как ты думаешь, становилось ли ему легче от написания этих писем? Почему?

  • Прохорова обвинила Лену во лжи. Как ты думаешь, что Прохорова почувствовала, когда узнала, что слова Лены – правда? Как Лена поступила при несправедливом обвинении? Чему нас учит этот рассказ? Верно ли, что никогда не следует обвинять человека голословно, а также всегда добиваться правды и уметь постоять за себя?

  • Чему нас учит рассказ «Автограф Шаляпина»? А пример бабушки?

«Загогулина», повесть, 6+

Рекомендуем для детей 8-14 лет

Приключения Лены Шишкиной продолжаются! Море юмора, добра и любви читатель найдет на страницах этой замечательной книги. Лена, ее родители, собака Чипс, Нунка, черепашка Кроха и многие-многие другие герои этой книги попадают в удивительные ситуации, спешат друг к другу на помощь, влюбляются, находят выходы из трудных ситуаций — и все это складывается в уникальную «загогулину» жизни.

Книга учит никогда не сдаваться в трудных ситуациях, приходить к товарищу на помощь, уважать родителей и друзей, проявлять милосердие и сострадание, с юмором относиться к жизненных неурядицам.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие негласные правила дружбы соблюдали Ленка и Нунка? Хотелось бы тебе иметь такого же друга, как Лена? А быть им?

  • У Лены слово «загогулина» служит для укрепления духа. Есть ли у тебя такое слово? Давай придумаем?

  • Лена и Нунка проживают свою жизнь как интересное приключение. Как ты думаешь, почему у них так получается? (Обсуждая с ребенком этот вопрос возможно затронуть тему – как внутренний настрой влияет на события в жизни и на эмоции от этих событий. Как настраивать себя на нужный лад?)

  • Как девочки относятся к своим родителям и к родителям друг друга?

  • Какая ситуация из повести позабавила больше всего?

  • Чему нас учит эта повесть?

«Три стороны камня», роман, 16+

Рекомендуем для категории 16+

Этот удивительный роман повествует о жизни в коммунальной квартире, где собрались самые удивительные люди: Рая, получившая черепно-мозговую травму, вследствие которой относится к жизни с неисчерпаемым оптимизмом, ее муж Федор, сосед Флавий, а также художник Илья Матвеевич Золотник, который пишет свет – белое на белом. Книга пронизана силой красоты искусства и самой жизни в ее бытовой красоте и повседневном юморе.

Книга воспитывает умение быть благодарным за жизненные дары, сколь бы скудными они не казались на первый взгляд. Учит проявлять внимание к миру и окружающим людям, бескорыстно оказывать помощь и не тратить энергию на обиды. Прививает доброту и милосердие.

Вопросы для обсуждения:

  • Рая Абрикосова очень отличается от других. Как окружающие воспринимают ее оптимизм?

  • Как Раино отношение к миру и окружающим помогает героине в жизни?

  • Какие эпизоды книги поразили вас больше всего? Почему?

  • Давайте порассуждаем о творчестве Ильи Матвеевича Золотника. Чем оно особенно примечательно? В чем состоит его талант не как художника, но как личности? 

  • Этот роман о простых людях и простых судьбах. Был ли он вам интересен? Как соотносится тезис «просто жить – не значит скучно» с этим романом? Давайте порассуждаем на эту тему.

  • В чем состоит главная мысль книги на ваш взгляд?

Мультфильмы

Мультфильм «Что случилось с крокодилом?», 1982, короткометражка, детский, 4 минуты, режиссер Александр Горленко, 6+ 

Рекомендуем для детей 7-9 лет 

Этот небольшой рисованный мультипликационный фильм по одноимённой сказке Марины Москвиной повествует о встрече Крокодила с неожиданным отпрыском – из яйца вместо крокодильчика вылупился птенец. О том, как кровожадный крокодил вопреки всему стал любящим папой – в этом мультфильме.

Мультфильм учит не бояться проявлять доброту, а также смело отстаивать свои жизненные принципы и ценности.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему крокодил стал папой птичке?

  • Благодаря чему крокодил научился летать?

  • Как ты думаешь, что чувствовал крокодил, будучи непохожим на других? Что крокодил чувствовал, когда над ним смеялись?

  • Крокодил проявил доброту своего сердца и смелость. Какой пример мы можем с него взять? В каких жизненных ситуациях мы можем вдохновиться примером крокодила?

Мультфильм «Ракушка», 1983, 10 минут, детский, короткометражка, режиссер Ольга Розовская, 6+

Рекомендуем для детей 7-10 лет

Этот трогательный мультфильм рассказывает о неожиданной ситуации: в безводной пустыне оказалась морская ракушка. Но как? Ее принес Тушканчик в подарок своему другу Дикобразу, ведь все лето Тушканчик гостил у дедушки на море. Однако какими словами объяснить практичному Дикобразу, что раковину надо слушать, потому что в ней живет море, а не примерять ее на голову как шляпку или не готовить в ней суп?

Мультфильм развивает воображение и любознательность, побуждает неустанно и с интересом изучать окружающий мир и его предметы. 

Вопросы для обсуждения:

  • Тушканчик проявил качества настоящего друга… Какие?

  • Дикобраз нашел множество интересных применений ракушке. Давай возьмем любой предмет из нашей комнаты и придумаем 5-7 необычных применений этого предмета.

  • А как бы ты объяснил/а, что такое море, тому, кто никогда ничего о нем не слышал? 

  • Чему нас учит этот мультик?

М/ф «Корабль пустыни», 1986, детский, короткометражка, 10 минут, режиссер Ольга Розовская, 0+

Рекомендуем для детей 7-10 лет

Однажды Дикобразу приходит письмо, подписанное таинственным отправителем – «т. Ч.» И стали строить друзья – Дикобраз, Тушканчик и Черепаха – деревянный корабль, чтобы с его высоты разглядеть вдали таинственного «т. Ч.» Кем же окажется загадочный адресант?

Мультфильм показывает, что иногда «у страха глаза велики», а также иллюстрирует товарищество и верную дружбу.

Вопросы для обсуждения:

  • Что означает пословица «У страха глаза велики»? Кто из героев поддался страху?

  • Дикобраз разжигал свой страх и «заражал» им других. А как можно справиться со страхом? Давай придумаем 3 способа именно для тебя.

  • Тушканчик поддался влиянию чужого страха. Как можно было этого избежать?

  • Какие качества настоящих друзей проявили герои?

  • Чему нас учит этот мультфильм?

Мультфильм «Как Новый год на свет появился», 2013, детский, короткометражка, режиссер Анастасия Головань, 0+

Для детей 6-10 лет

Невероятно красивый мультфильм, созданный на основе книги Марины Москвиной и Сергея Серова «Как Дед Мороз на свет появился». Мультфильм повествует о приключениях девочки Вари, которая прогнала Зиму, и оттого в природе началась путаница. О том, как эту путаницу смогли уладить Дед Мороз и Новый Год – в этой картине.

Мультфильм наглядно показывает, что у наших действий есть последствия. Учит отвечать за свои поступки и не бояться исправлять промахи.

Вопросы для обсуждения:

Этот мультфильм – отличная возможность обсудить с ребенком понятие «этичность».

Что такое «этичное отношение к животным», как можно проявить его самому и подать пример другим. В случае, если разговор о животных увлечет Вашего ребенка, рекомендуем к совместному прочтению замечательную книгу Веры Чаплиной «Питомцы зоопарка», книга подойдет для детей 9-12 лет.

  • Почему в природе важна сезонность? 

  • Как ты думаешь, что означают слова «причинить добро»? Как добро именно «причиняют»? Как Варя «причиняла» добро? В чем опасность «причинения» добра?

  • Как ты думаешь, какими-нибудь качествами обладал Новый Год? Почему именно он смог примирить сезоны?

  • Про Варю говорили: «Не бывает таких, как ты». Как ты думаешь, обидно ли такое слышать? Почему?

  • Что тебе понравилось в этом мультфильме?

Осознанного чтения и просмотра!