Министерство просвещения Российской Федерации

Почему взрослым нужно осторожно относиться к слову «нельзя»?

18.04.2023

Прасковья Прокина, старший научный сотрудник Института воспитания, кандидат педагогических наук, рассказала интернет-порталу «Спорт-Экспресс» о том, как правильно объяснить ребёнку, чего делать нельзя. Найти статью можно по ссылке.

«Что будет, если часто говорить “нельзя”?

Подавляя эмоции (например, говоря: “Нельзя плакать”), мы не даём возможности прочувствовать их. Без собственного опыта проживания эмоций человек не имеет возможности проявлять эмпатию к другим. Результатом может стать несформированность эмоционального интеллекта.

Если ребёнок сталкивается со слишком большим количеством ограничений, это может привести к:

  • сужению познавательного интереса и, как следствие, узкому кругозору, низкому уровню эрудированности;

  • формированию страха к внешнему миру;

  • отсутствию эмпатии;

  • формированию излишнего интереса к запрещенным вещам.

Когда можно использовать слово “нельзя”?

Понятно, что совсем без запретов обойтись не получится при всём желании. Поэтому нужно придерживаться определенных правил, чтобы ограничения не подавляли личность ребенка.

Все взрослые члены семьи, участвующие в воспитании, должны понимать, что “нельзя” – это строгий запрет. Поэтому применять его нужно, только если какое-либо действие связано с угрозой для здоровья и жизни ребенка. Лучше не злоупотреблять этим словом. Иначе оно теряет свой вес, свою значимость. И, конечно, запретов не должно быть слишком много.

Чем заменить слово “нельзя”?

Прежде всего желательно создать безопасную среду дома. Если в квартире не будет мебели с острыми углами, незащищенных розеток, ядовитых комнатных растений и низко стоящих бьющихся предметов, поводов для запретов станет меньше. В современном мире есть множество приспособлений (например, заглушки для розеток, ограничители и пр.), которые делают пространство квартиры или дома более безопасным для детей.

Для объяснения оставшихся опасностей лучше употреблять нейтральные слова, объясняющие наличие угрозы: “горячо”, “холодно”, “больно”. Важно объяснять причины запрета. “Нельзя, потому что я так сказал” — такой ответ не подходит ни для дошкольника, ни для подростка. Объяснение причин запрета должно соответствовать возрасту ребёнка. Например, малышам можно объяснять возможные опасности через игру или через сказку. Школьникам и подросткам причины запретов лучше объяснять с привлечением научной, исторической и правовой информации. Такие объяснения станут не только доверительной беседой, но и будут иметь развивающий характер.

Очень важно постепенно учить ребенка строить свое поведение в рамках заданных правил. Это важный социальный опыт, который приобретается именно в семье. У ребёнка формируется представление о границах, которые задаются общественными нормами, такими как законы, мораль, этикет и другие».


Источник: Спорт-Экспресс