05.06.2024
Директор Института изучения детства, семьи и воспитания объяснила, почему доверие в семье становится самой большой ценностью
1 июня особый день – это не только начало лета, но и важный праздник – Международный день защиты детей. Его отмечают во многих странах мира. В этот день в центре внимания подрастающее поколение, ведь не зря говорят, что дети – цветы жизни и за ними будущее. Но они, как никто другой нуждаются в защите и поддержке. Эта поддержка должна идти прежде всего из семьи.
Снова на первый план выходят темы семейных ценностей и важности доверительного отношения внутри ячейки общества. Ведь дети, с которыми родители смогли выстроить подобные отношения, реже попадают в трудные ситуации и испытывают меньше сложностей с коммуникацией. Если же трудности случаются, то их тоже стараются решить внутри семьи.
Такой акцент на важность здоровых семейных отношений сделан не просто так. В мае Институт изучения детства, семьи и воспитания опубликовал масштабное исследование о ценностных ориентациях современный молодежи, в котором обнажил существенные угрозы для будущего поколения. Работа, проведенная «Институтом изучения детства, семьи и воспитания» показывает, что пока еще в России не сформирована культура семейной поддержки.
Большое исследование института, в котором приняли участие более 790 тысяч человек из 8 округов страны, выявило, что около 90% респондентов довольны отношениями с семьей. Самые близкие связи устанавливаются у детей и молодежи с мамами, высока значимость отношений с бабушками. При этом родители переоценивают уровень доверительных отношений с детьми: 98% родителей считают, что дети делятся своими проблемами. А вот среди молодежи признаются, что готовы открыться только в 80%.
Абсолютное большинство семей (90%) обсуждают домашние дела, а вот совместный досуг, увы, случается не так часто. В 39% семей обучающиеся с родителями никогда вместе не посещают театры, музеи, выставки; в 35% — никогда вместе не занимаются спортом; в 19% — никогда вместе не путешествуют. Можно было бы развести руками – ведь это же не значит, что дети брошены? Но такое суждение очень поверхностно. За статистическими данными кроется большая угроза.
Мы видим из прямых и косвенных вопросов, что есть большая доля детей, которые живут в семье, с родителями, братьями и сестрами, ходят в школу, окружены сверстниками. Но они рассчитывают только сами на себя. Это говорит о том, что вокруг детей есть люди, мы не формируем такого рода отношения, когда ребенок может обратиться к нам за помощью. Если смотреть с точки зрения перспективы взросления, это формирует особенности личности, которые в будущем будут создавать проблемы и в ракурсе работы, и в ракурсе создания семьи. Если человек не имеет поддержки, ему не с кем разделить происходящее, то с возрастом он сильнее уходит в себя. «А пустота начинает заполняться не совсем хорошими вещами», – говорит Натальи Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по просвещению и воспитанию.
Говоря о заполнении той самой пустоты, она имеет в виду пагубные привычки: это вейпы, энергетики, а возможно и запрещенные вещества.
Воспитание в семейном и дружеском коллективе – это на сегодня самое важное. Такой фундамент станет инструментом профилактики всего: от пагубного западного влияния до профилактики различных заболеваний. Перегибать в этом вопросе тоже нельзя, но важно создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя не в центре внимания, а неотъемлемой частью коллектива, в котором он находится, – рассуждает эксперт.
Этой же линии придерживаются образовательные учреждения страны, например, в школах уже несколько лет есть «Разговоры о важном». На этих уроках затрагиваются самые глубокие темы.
Сами педагоги, отвечая на вопросы Института, отмечают, что проводят работу по формированию ценностного отношения к семье, наиболее значимыми при этом считают формирование взаимоуважения (82%), умения находить компромисс (70%), любовь (47%), терпение (42%), честность в отношениях (40%).
Реалии современного мира часто диктуют нам свои условия, взрослые пропадают на работе, пытаясь обеспечить ребенка всем необходимым, а дети предоставлены сами себе. Чаще всего, развлечения они ищут в Сети.
У нас 30% детей больше 2 часов в день играют в компьютерные игры. И это огромное упущение с точки зрения развития. Если посчитать в год, то получается колоссальное время, которое направлено не на созидание, а на противоположное. Ведь содержание игр часто не про доброе и вечное, а про агрессию, – рассуждает Наталья Агре.
Менять ситуацию она советует прямо сейчас, не ожидая, когда наступит очередной понедельник. Лето может стать отличным временем для наведения мостов и создания настоящего фундамента доверия.
Родителям нужно уделить время на совместную деятельность (походы, музеи) и присутствовать не только физически, но и участвовать, обсуждать, наблюдать за ребенком. Только такое вовлечение переходит в качественные отношения. Если вы с ребенком разделяете счастливые моменты, то если будут трудности, он обратится к вам за помощью. Стоит вернуть традицию приглашать домой друзей, так вы увидите, с кем общается ребенок, поймете, не одинок ли он, – дает совет эксперт.
Кстати, традиционный список литературы на лето, это тоже повод сблизиться: читайте вместе, обсуждайте героев.
Еще одна угроза «здесь и сейчас» — это здоровье подрастающего поколения, отсутствие полезных привычек, которые тоже формируются в семье.
Тоже исследование показывает, что только 30% респондентов стараются не употреблять вредную пищу (фастфуд и пр). Около 40% опрошенной молодежи занимаются спортом только в рамках образовательной программы по физической культуре, а чуть более 20% не занимаются и не хотят заниматься спортом вовсе.
А вот про пагубные привычки: каждый 4-й студент употребляет энергетики; курят вейпы 20% студентов вузов и 17% студентов СПО.
В конце мая был инициирован закон о запрете вейпов. Хотелось бы дать посыл, ведь именно дома должны поддержать и проговорить, что это вредно для здоровья. Так же как и энергетики, они тоже настоящая проблема нашей молодежи – это и расстроенное пищеварение и расшатанные нервы, поврежденная репродуктивная система, – рассуждает Наталья Агре.
Следующая угроза подрастающему поколению – физическая безопасность. Именно родители должны объяснить, как вести себя на улице, в лесу, у воды, там, где сейчас находится ребенок. Постараться сделать максимум, научить реагировать на опасность.
Не менее важно умение подрастающего поколения трудиться.
В этом году мы приняли закон о трудовом воспитании и очень важно чтобы параллельно с образовательными учреждениями это поддерживалось семьей. Нужно вовлекать детей, чтобы они умели приготовить, смастерить, убрать в комнате. Все это очень поможет во взрослой жизни, – подчеркивает эксперт.
Примерно так выглядят ключевые угрозы, которые под силу решить только совместно – государству, системе образования и семье. Только единая линия и сотрудничество позволят действительно создать фундамент для детской безопасности.
Говоря про единый курс, Наталья Агре подчеркивает, что важно создать своего рода маркировку для экспертов по детству и воспитанию. Ведь с доступностью информации сегодня нет никаких проблем, но нет и гарантий, что очередной коуч из Сети действительно даст дельный совет по воспитанию ребенка или поможет решить сложившуюся ситуацию.
«Институт изучения детства, семьи и воспитания» уже три года говорит о том, что в данном вопросе очень важна система.
Поэтому важно верифицировать, чтобы был не просто совет кого-то, а совет в рамках общегосударственной позиции. Чтобы мы шли к правильным фильмам, литературе, играм. И родители, которые часто ограничены в средствах, протягивали руку к тому, что по истине будет полезно ребенку. Государство должно взять на себя функцию некоего гаранта в воспитании подрастающего поколения, – заключила она.
Автор: Елена Акимова
Источник: Комсомольская правда