Министерство просвещения Российской Федерации

Задачи и методы эстетического воспитания

17.02.2024

В сложном процессе коммунистического воспитания немалую роль играет эстетика. Эстетическое воспитание укрепляет и развивает в сознании людей коммунистические идеалы, дает возможность более глубоко познать окружающую жизнь, заглянуть в мир прекрасного. Поэтому понятно, что работа в области эстетического воспитания сейчас не может не привлечь внимания.

Книга «Эстетическое воспитание учащихся» — за­ метное явление в педагогической литературе, интересная попытка подать в систематизированном и обобщенном виде вопросы эстетического воспитания, которыми живет и над которыми работает в настоящее время наша школа.

Творческие силы человека, его способности раскрываются в процессе трудовой деятельности. Понятно, что само содержание труда и обстановка, в которой проходит трудовой процесс, должны удовлетворять его эстетическим потребностям. Как же сделать труд детей и обстановку, в которой он протекает, эстетически привлекательными, красивыми?

Авторы книги не без основания утверждают, что эстетическое отношение к трудовой деятельности развивается у ребят постепенно, в процессе труда. На ярких примерах из опыта работы казанских школ они убедительно показывают, как красивая обстановка рабочего помещения, хорошее состояние оборудования, чистота и порядок рабочего места побуждают ребенка к труду, развивают в нем стремление выполнить работу возможно лучше, повышают его настроение.

В вопросе эстетики поведения и быта, как и в эстетике труда, авторы отталкиваются от опыта А.С. Макаренко. Эстетика поведения — это внешнее проявление внутренней моральной чистоты. Задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть детям красоту коммунистических отношений между людьми и при­ учить их к этим отношениям, выработать определенные эстетические навыки и привычки.

Вопросам эстетического воспитания средствами природы школа уделяет еще мало времени. Даже учителя биологии и географии, можно сказать посредники между природой и ребенком, редко показывают детям красоту родного края.

Развить у школьников творческое, активное отношение к природе, умение видеть прекрасное в ее предметах и явлениях, в тех преобразованиях, которые вносит в нее человек, — вот задача учителя. Прогулки, экскурсии и походы, беседы и лекции, работа на пришкольном участке, в плодово-ягодном саду — средства ее разрешения.

Живо, ярко и убедительно изложены эти вопросы в рецензируемой книге. На большом фактическом материале раскрывается здесь методика организации литературного кружка, его цели и значение. В разделе, по­ священном школьному драматическому кружку, показаны пути работы над пьесой. Удачно раскрыты методические детали подготовки и проведения литературных вечеров, конференций, диспутов и обсуждений. Интересен опыт создания в школах литературных журналов и газет.

Архитектура и эстетическое воспитание учащихся — этот вопрос выделен в специальную главу. Указав на значение архитектуры в духовном развитии детей и их нравственном воспитании, авторы кратко знакомят читателей с некоторыми сведениями из истории русской архитектуры. Здесь даны полезные указания о методах изучения архитектуры, детально разработано несколько маршрутов, умело подобраны иллюстрации — снимки казанских архитектурных памятников.

В главе «Живопись в школе», помимо интересных указаний по проведению бесед о живописи, докладов, лекций и вечеров, экскурсий в художественные галереи, на выставки и в музеи, авторы, следуя доброй традиции книги, дают примерные разработки бесед на темы: «Жанры живописи», «Творчество В. М. Васнецова», «Творчество художников Татарии» и другие.

Большое внимание в школе уделяется сейчас и музыке как средству эстетического развития учащихся. Этому важному вопросу посвящена заключительная глава книги. Особенно полезна и поучительна вторая часть этой главы, где излагаются элементарные основы слушания и понимания музыки.

Книгу дополняют интересные и полезные приложения: примерный план внеклассной работы по художественному воспитанию, список репродукций для бесед о живописи, примерная тематика внеклассных музыкальных бесед. Книга, несомненно, окажет немалую практическую помощь учителям в сложном деле эстетического воспитания. Но для этого необходимо переиздать ее большим тиражом в одном из центральных издательств.

Автор: Б. Лихачев

Источник: журнал «Семья и школа», 1961 год, номер №12

Другие материалы номера читайте по ссылке.