06.05.2024
Без преувеличения, один из самых важных шагов в жизни человека – выбор профессии. Разумный выбор позволяет полностью проявить силы и способности, работа дает удовлетворение; неправильный — имеет своим результатом то, что силы и способности человека не находят должного применения, человек работает, как говорится, «без души», скучая на работе, выполняемой как тяжелая обязанность.
Приближение школы к жизни, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом, облегчит учащимся выбор профессии, в то же время сделало совершенно необходимым своевременную и полноценную профессиональную ориентацию.
Михаил Иванович Калинин в одной из бесед с учащимися старших классов поставил вопрос о выборе профессии в программу более широкого жизненного самоопределения советской молодежи. «Определиться серьезно, – говорил он, – это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание».
Следует отметить, что М. И. Калинин выбор профессии связывал с решением двух других важнейших жизненных задач – формированием мировоззрения и характера. Имея твердые и ясные коммунистические убеждения и обладая стойким характером, человек получает основу для серьезного планирования и осуществления своего призвания. Найти призвание, по словам М.И. Калинина, означает «точно определить свое место в социалистическом строительстве, в совершенстве овладеть избранным делом своей жизни». В этих словах подчеркнуто, что выбор профессии — дело общественного значения, что избираемым видом труда надо владеть в совершенстве и что избранная работа – дело жизни.
Трудности, возникающие перед юношеством при решении вопроса «Кем быть?», состоят не в том, что не из чего выбирать, и не в ограничении выбора классовым и сословным положением, материальной необеспеченностью — как в буржуазном обществе, — а скорее, может быть, в том, что очень много раскрывается разных возможностей в нахождении своего места в жизни, названных А. С. Макаренко «просторными далями», перед которыми молодой человек может остановиться в озадаченности и даже в некоторой растерянности.
В повседневном наблюдении за детьми школьного возраста, за их физическим и психическим развитием, успехами в разных областях знания и труда воспитатели накапливают материал для суждения о том, каким должно быть профессиональное самоопределение того или иного ученика.
Некоторые дети рано обнаруживают свои индивидуальные интересы и способности. (Это особенно относится к детям, проявляющим дарования в таких областях, как искусство и математика.) Вообще же для детей младшего школьного возраста вопрос «Кем быть?» не имеет особого значения: профессии они знают очень слабо, интересы их неустойчивы. В. И. Ленин предостерегал против слишком раннего выбора профессии. Не следует побуждать учащихся начальной школы и даже младших подростков решать столь сложную, непосильную для них задачу.
Вместе с тем надо помнить, что, как указывается в Программе КПСС, «в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
Поговорим о том, что такое профессиональная пригодность, какие психологические особенности могут обеспечить успех и внутреннее удовлетворение.
Интерес, способности, знания
Первое условие профессиональной пригодности — глубокий интерес к данной профессии. Глубина интереса сказывается в его обоснованности и активности. Ученик, имеющий глубокий интерес к выбираемой им профессии, отдает себе отчет в том, чем именно привлекает его эта профессия.
Речь идет об основательности мотивов или побуждений к выбору профессии. Большое значение имеют те мотивы, в которых подчеркивается общественное значение профессии. Приведем два высказывания учеников восьмого и девятого классов. «Из профессий больше всего мне нравится профессия сталевара, так как наличие больших количеств металла – лучший показатель экономической мощи страны». «Хочется работать на целинных землях, лучше всего агрономом, но, если не удастся, просто хлеборобом — работа на целине так нужна государству».
Нередко юноши особое внимание обращают на мотивы служения людям, чаще определенной «категории» людей: «Я хочу быть врачом. Мне приятно видеть вокруг себя здоровых, цветущих людей, а когда буду врачом, смогу содействовать тому, чтобы все люди были такими. Мне хочется помогать нуждающимся во врачебной помощи больным», – говорит десятиклассница.
К основным, серьезным мотивам относится также привлекательность для человека самого процесса выбираемой работы. Ученик восьмого класса, желающий работать на механическом заводе, пишет: «Я люблю, когда машина слушается твоих рук, люблю чувствовать, что ты сильнее машины и что можешь сам создавать сложные детали. Мне нравится самый процесс работы на машиностроительном заводе, в этой работе много динамики, творчества».
Интерес к выбираемой профессии может быть неглубоким. Он или имеет характер временного увлечения и потому неустойчив, или основывается на мотивах случайных. «Что я могу сказать по вопросу «Кем быть?» – пишет ученица девятого класса. В настоящее время меня увлекает институт журналистики. Никакой другой профессии, кроме профессии журналистки, мне не надо. Правда, в прошлом году я так же страстно мечтала быть педагогом, в будущем, может быть, еще чем-нибудь соблазнюсь». Это – пример неустойчивого интереса, временного увлечения.
О случайности таких мотивов выбора профессии, как легкость поступления в учебное заведение, на работу или слепое подражание, и говорить не приходится. «Я выбрал себе техникум, при поступлении в который нет конкурса, — меня это больше интересует, чем мечта о каких-то любимых, но неосуществимых жизненных путях». Или: «Мне хочется быть химиком потому, что Вадим, мой лучший друг, выбрал себе эту профессию, а я без Вадима не могу жить. Куда он — туда и я».
По-настоящему глубокий интерес к профессии всегда проявляется в работе, направленной на подготовку к выбираемой профессии: «Буду техником, – говорит ученик восьмого класса, – а для этого поставил себе целью: по физике и математике не иметь троек, а добиваться одних пятерок. Я много читаю популярную техническую литературу, работаю в кружке моделистов».
Проводилось много обследований учащихся старших классов с целью выяснить, какие профессии их более интересуют. Следует отметить, что теперь, когда в школе соединено учение с производительным трудом, большое число учащихся старших классов сознательно выбирают фабрично-заводской и сельскохозяйственный труд, причем многие учащиеся хотят быть высококвалифицированными рабочими и вместе с тем повышать свое образование без отрыва от производства.
Из высших учебных заведений особой симпатией молодежи пользуются университеты и технические вузы. Вызывает известную тревогу недостаточный интерес учащихся школ больших городов к профессиям сельскохозяйственным, педагогическим.
Второе условие пригодности к профессии — способности к ней. Иногда юноша, выбирая профессию, в качестве решающего соображения приводит то, что чувствует себя к данной профессии наиболее способным.
Чаще всего указывают на свои способности учащиеся, желающие себя посвятить искусству, но в не которых случаях о способностях к выбираемой профессии говорят учащиеся, намечающие другие трудовые пути: «Мне кажется, что для успешной работы в машиностроении у меня есть всё: я люблю точность и аккуратность в работе, есть способность разбираться в машинах, конструировать, быстро понимать технические чертежи».
Интерес к профессии — большая сила, но бывает и так, как говорится в поговорке: «Охота смертная, а участь горькая». Человек, имеющий большой интерес и стремление работать в какой-то области, всё же не достигает в ней более или менее значительных успехов. Многие большие любители музыки при всём желании не могут добиться больших результатов в исполнительском мастерстве.
Надо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве случаев нельзя объяснять способности природными задатками. Поэтому к большинству профессий люди по своим природным данным пригодны. Но есть небольшое число профессий, где природные данные играют существенную роль. Таковы прежде всего музыкальные профессии, в меньшей степени — профессии, относящиеся к художественно-изобразительному искусству и к математике.
Различие способностей объясняется в первую очередь различием условий обучения и воспитания, а также практического жизненного опыта. Поэтому учащиеся, выбирающие профессию, имеют не только разные профессиональные интересы, но и разные способности к профессиям, которые у них сформировались в семье и школе.
Например, для успеха в музыке нужны такие способности, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Педагог должен обладать способностью точно, кратко и интересно излагать материал, хорошо понимать психологию ребенка, проявлять в нужные моменты педагогическую находчивость. Огромное значение для педагога имеют такие волевые качества, как выдержка и настойчивость. Ученикам, выбирающим профессию, связанную с овладением техникой, важно обладать такими психическими качествами, как, например, пространственное представление, способность анализировать и синтезировать технические устройства. Для ручной производственной работы важны темп, ритм, устойчивость и координация движений.
Нельзя способности свести к знаниям и умениям. В школе учителя часто говорят об ученике: он мог бы лучше учиться, да ленится. То есть он способен хорошо учиться, но не хочет из-за лености.
Все способности упражняемы, но надо иметь время на эти упражнения. Поэтому в момент выбора профессии лучше ориентироваться на те, к которым уже имеются способности или же к которым можно развить их в сравнительно короткое время.
Определение способностей не всегда легкое дело. Сам человек нередко ошибается в определении своих способностей. Поэтому так важно иметь о них суждение близких людей – родителей и педагогов, которые могли наблюдать учащегося в течение многих лет.
Третье условие пригодности к профессии — обладание знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной профессии. Каждая работа требует подготовки, специального образования, и приобретение профессиональной квалификации работника в большой мере зависит от того, насколько он на деле показывает эту подготовленность.
Горький строго порицал тех начинающих писателей, которые, имея интерес и способности к своему делу, не хотели ему учиться, получить нужное образование. Ни интерес, ни способности к профессии не дадут хороших результатов, если не будет затрачено много упорного труда на подготовку к ней.
«Хочу быть педагогом, — пишет ученица девятого класса. – Когда я еще была подростком, я заинтересовалась жизнью детей, любила заниматься с ними. Потом я с большим увлечением и, как говорят, с успехом работала старшей вожатой. Мне кажется, я имею уже некоторые навыки педагогической работы, и поэтому профессия педагога — мое призвание».
«Мне всегда более всех учебных предметов, — заявляет девятиклассник, — нравилась математика, и по этому предмету я успевал и успеваю отлично. Мне хочется выбрать такую заводскую профессию, чтобы, работая, можно было применять и расширять свои математические знания».
КАК ПОМОЧЬ МОЛОДЫМ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Три условия профессиональной пригодности — интерес, способности и наличие знаний, умений и навыков между собой связаны. Интерес к профессии и готовность затратить на нее необходимые усилия весьма содействует как получению нужной образовательной подготовки, так и формированию способностей. С другой стороны, обладание способностью укрепляет интерес к работе, и наоборот, если человек не чувствует себя способным к работе, интерес к ней у него падает. Помощь юношам в выборе профессии должна идти по нескольким руслам. Прежде всего надо сделать более полной и точной ориентацию учащихся в профессиях, расширить круг знаний учащихся о профессиях: задачах и целях профессии, экономических, технических и организационных условиях труда, подготовке, требованиях, предъявляемых профессией к организму и личности работника, возможности продвижения.
Эта работа начинается с младших классов школы, где у учащихся постепенно накапливаются некоторые знания о различных видах труда, приобретаемые на уроках, из книг, на занятиях по ручному труду и на пришкольном участке, из наблюдений над работой взрослых.
Профессиональная ориентация учащихся углубляется по мере их продвижения в школе и овладения целым рядом политехнических знаний и умений. Подростки, и особенно старшие школьники, могут самостоятельно находить полезные им сведения о профессиях, и всё же нередко эта информация бывает случайной, неполной и неточной.
В целях улучшения профессиональной ориентации учащихся проводятся беседы в школах, публичные лекции на тему «Кем быть?» или «Выбор профессии». Полезно организовывать в школах беседы с учащимися бывших их питомцев. Приходят в школу бывшие ученики и рассказывают о своей работе – как об ее привлекательных сторонах, так и о трудностях, которые необходимо преодолевать.
К сожалению, у нас мало литературы по профессиональной ориентации. Необходимы листовки и брошюры с доходчивым описанием разных профессий, справочники по учебным заведениям, подготавливающим разных специалистов, книги и брошюры, написанные передовиками профессий; совершенно недостаточно используются для этой же цели радио, кино и телевидение.
Особое значение имеет практическое ознакомление с отдельными видами профессионального труда. Сюда относятся работы в школьных мастерских, на агроучастке, на предприятиях, в колхозах и совхозах, в детских учреждениях и библиотеках, занятия в кружках: юных техников, натуралистов. Практически знакомясь с профессией, учащийся может судить по собственному опыту, насколько он пригоден к данной работе и что следует делать, чтобы быть более к ней пригодным, а также может сравнивать различные специальности, делая между ними выбор.
Как видно, пути расширения ориентации учащихся в профессиях разнообразны. Родители в эту работу должны сделать свой вклад. Они могут рассказать не только своим детям, но и их товарищам о своей профессии, а также о других профессиях, которые они хорошо знают.
Чтобы дать такого рода консультацию, надо хорошо знать ученика: его физическое развитие и состояние здоровья, интересы и склонности, общий уровень умственного развития и специальные способности, если такие имеются, черты характера, его успеваемость по разным предметам в школе, работу в кружках, круг чтения.
Задача индивидуальной консультации заключается не в том, чтобы принять решение за ученика, — это именно совет по выбору профессии, который может иметь большое значение, если дается подготовленным к этому и авторитетным человеком, которым могут быть педагоги, родители, другие родственники или просто знакомые.
В двух случаях совет по выбору профессии переходит в отвод от выбираемой профессии, и, таким образом, консультант может войти в конфликт с желанием ученика.
Первый случай, когда ученик выбирает профессию, к которой он явно непригоден по состоянию здоровья. Ученица девятого класса хотела быть химиком. «Химия — моя жизнь», — патетически заявляет она классному руководителю и родителям, которые всячески отговаривают ее от этого решения. Дело в том, что у этой ученицы плохое здоровье: малокровие, туберкулезная интоксикация, ей химия противопоказана. Не послушалась ученица полезных предупреждений, но, поступив в Менделеевский институт, скоро должна была его оставить. Год пропал даром.
Если в первом случае консультация должна была вылиться в своего рода запрет, то во втором случае она должна состоять в требовании серьезного и всестороннего рассмотрения вопроса.
Довольно много учащихся восьмого класса не имеют никаких решений о будущей профессии. Одни из этих учащихся колеблются между двумя и более профессиями, иногда совсем не похожими. Одна ученица не знает, что ей выбрать: музыку, к которой чувствует себя способной, или завод, так как ее родители – потомственные рабочие, и заводскую работу она любит. Юноша интересуется литературой, а лучше успевает по точным наукам, и не знает, что предпочесть. Есть, наконец, ученики восьмых — девятых классов, которые не думали серьезным образом о выборе профессии и оказываются неподготовленными к ответу на предлагаемый им вопрос: кем они хотят быть?
Хотя число учащихся, желающих посвятить себя фабрично-заводскому труду, возрастает, однако есть еще необходимость бороться здесь с нездоровыми настроениями отдельных учащихся. Можно по-разному относиться к различным видам труда, но ни к какому виду труда нельзя относиться пренебрежительно и не следует заносчиво думать, что одни люди призваны заниматься «высшими» формами труда, а другие — «низшими».
Наконец, помощь учащимся в выборе профессии заключается в их подготовке к избираемой области. Эта подготовка относится и к физическому состоянию учащихся, и к их психике, и к приобретению необходимых знаний и умений. Не следует падать духом юноше, чувствующему себя недостаточно способным к любимой профессии. Конечно, часто лучше предпочесть ей другую профессию, но есть и иной путь — путь упорной работы над собой. В этой связи полезно вспомнить древнегреческого оратора Демосфена. Он был косноязычным, но хотел быть оратором. Чтобы добиться этой цели, Демосфен упорно работал, проявив при этом огромную настойчивость, и в результате сделался одним из самых выдающихся ораторов древности.
Очень важна волевая подготовка к профессии. С этой точки зрения интересно высказывание бывшего ученика, впоследствии квалифицированного рабочего: «Откровенно говоря, мне не очень хотелось идти на завод: работа там казалась однообразной и скучной. Отец, к словам которого я привык относиться с большим уважением, советуя мне идти на завод, одновременно убедил "заняться волей", укрепить ее».
Создание материально-технической базы коммунизма, связанное с невиданным прогрессом во всех отраслях науки и техники, требует от каждого работника глубокого знания своего дела и непрерывного совершенствования.
Наши люди могут совмещать профессии, они непрерывно повышают свою квалификацию. Они не являются специалистами, словно цепями прикованными к профессии. Но любовь к своему делу, мастерство в нем, прогресс и творчество – такая специализация дает большой производственный эффект и радует самого работника.
Наши дети воспитываются любознательными и культурными, с широким политехническим и профессиональным кругозором. Одновременно надо бороться с тем дилетантизмом в труде, при котором работник разбрасывается, теряет профессиональную целеустремленность и ни в какой области не является мастером.
Серьезный выбор профессии – одна из основ для столь же серьезного отношения к выбранной профессии, к тому, что профессия станет любимым и глубокоуважаемым делом.
Автор: Е. Афанасенко
Источник: журнал «Семья и школа», 1962 год, номер №10
Другие материалы номера читайте по ссылке.