Министерство просвещения Российской Федерации

Воспитательные возможности домашнего труда

01.05.2024

Третьеклассник Юра имеет пя­тёрку по ручному труду. Он с удо­вольствием мастерит разные инте­ресные поделки. Невольно думаешь: какой трудолюбивый мальчик! Но вот странно — такие обычные обя­занности классного дежурного, как подметание пола, протирание парт, Юра выполняет неумело, с явным отвращением.

Приучают ли мальчика дома к труду? — спросили мы учительницу. К сожалению, она не интересовалась этим вопросом, считая, что он не имеет отношения к урокам труда. Между тем от соседей я узнал, что мама Юры предупреждает любое желание сына, сама убирает его по­стель. Что же получается? В школе ребёнок учится труду, а до­ма — растёт белоручкой.

Школа здесь виновата, пожалуй, больше, чем родители. В этом убеж­дает и опыт учителей, успешно добивающихся полного единства трудового воспитания в школе и семье.

Показателен опыт учительницы Леониды Андреевны Воскресенской. Организуя занятия по ручному труду в начальных классах, она следит за тем, как дети используют дома получен­ные на уроках труда знания и навы­ки, указывает, какие домашние обя­занности они должны выполнять.

Начав вести уроки труда в 1-м классе, Леонида Андреевна услови­лась с большинством родителей о том, какие обязанности дома будут нести их дети в 1-й четверти помимо самообслуживания. Слава, напри­мер, должен был помогать ухаживать за кроликами, приносить дрова для растопки печи, поливать посаженные молодые деревца. Таня должна была присматривать за маленькой сестрёнкой, ходить за хлебом, помо­гать маме в приготовлении пищи.

Если в начале года лишь 15 пер­воклассников помогали дома стар­шим, то в конце октября уже 33 уче­ника несли дома постоянные трудо­вые обязанности.

Серёжа ленился вставать по утрам, был недостаточно организован. А сейчас встаёт только сам и очень недоволен, если eмy напоми­нают об этом. Усиленно старается помогать маме по хозяйству. Недав­но он заявил учительнице:

— Леонида Андреевна, я теперь буду всегда трудиться. Когда выра­сту большой, то стану шофёром и буду вас на машине в школу приво­зить.

Учительница периодически знако­мит родителей с тем, что уже освое­но детьми на уроках труда, с планом на ближайшее время и в связи с этим указывает, какие виды работ целесообразно поручать детям в до­машних условиях. Эти работы учиты­ваются при оценке того, как учени­ки выполняют общешкольные единые требования, а иногда и при выстав­лении оценок по ручному труду.

В день, когда проводится урок труда, дети отчитываются и в своей трудовой деятельности за неделю в семье. Это происходит во время спе­циальных бесед о домашнем труде.

Наиболее интересные случаи об­суждаются детьми. Вот отчёт Коли, подписанный его родителями. Коля пишет о том, что он подметает полы в комнате, присматривает за малень­кой сестрёнкой, ходит в магазин, но не всегда убирает свою постель.

Его поддерживают и другие уче­ники. Если выяснилось, что ученик отказывается от помощи домаш­ним, на первый раз ему делают предупреждение. При повторении подобных случаев применяются дру­гие меры: поведение ученика разби­рают на классном собрании или со­вете отряда, критикуют в стенной газете. Учеников же, хорошо выпол­няющих свои домашние трудовые обязанности, учительница поощряет одобрительными замечаниями или благодарностью перед классом, ча­сто сопровождая это примерами из жизни советских воинов, которые всё умеют делать сами, чтением кратких заметок на эту тему из «Пио­нерской правды».

Так различными путями учительни­ца умело прививает детям любовь и привычку к домашнему труду, со­знательное отношение к своим тру­довым обязанностям.

Источник: журнал «Семья и школа» за 1957 год, номер 5

Другие материалы номера читайте по ссылке.