01.05.2024
Третьеклассник Юра имеет пятёрку по ручному труду. Он с удовольствием мастерит разные интересные поделки. Невольно думаешь: какой трудолюбивый мальчик! Но вот странно — такие обычные обязанности классного дежурного, как подметание пола, протирание парт, Юра выполняет неумело, с явным отвращением.
— Приучают ли мальчика дома к труду? — спросили мы учительницу. К сожалению, она не интересовалась этим вопросом, считая, что он не имеет отношения к урокам труда. Между тем от соседей я узнал, что мама Юры предупреждает любое желание сына, сама убирает его постель. Что же получается? В школе ребёнок учится труду, а дома — растёт белоручкой.
Школа здесь виновата, пожалуй, больше, чем родители. В этом убеждает и опыт учителей, успешно добивающихся полного единства трудового воспитания в школе и семье.
Показателен опыт учительницы Леониды Андреевны Воскресенской. Организуя занятия по ручному труду в начальных классах, она следит за тем, как дети используют дома полученные на уроках труда знания и навыки, указывает, какие домашние обязанности они должны выполнять.
Начав вести уроки труда в 1-м классе, Леонида Андреевна условилась с большинством родителей о том, какие обязанности дома будут нести их дети в 1-й четверти помимо самообслуживания. Слава, например, должен был помогать ухаживать за кроликами, приносить дрова для растопки печи, поливать посаженные молодые деревца. Таня должна была присматривать за маленькой сестрёнкой, ходить за хлебом, помогать маме в приготовлении пищи.
Если в начале года лишь 15 первоклассников помогали дома старшим, то в конце октября уже 33 ученика несли дома постоянные трудовые обязанности.
Серёжа ленился вставать по утрам, был недостаточно организован. А сейчас встаёт только сам и очень недоволен, если eмy напоминают об этом. Усиленно старается помогать маме по хозяйству. Недавно он заявил учительнице:
— Леонида Андреевна, я теперь буду всегда трудиться. Когда вырасту большой, то стану шофёром и буду вас на машине в школу привозить.
Учительница периодически знакомит родителей с тем, что уже освоено детьми на уроках труда, с планом на ближайшее время и в связи с этим указывает, какие виды работ целесообразно поручать детям в домашних условиях. Эти работы учитываются при оценке того, как ученики выполняют общешкольные единые требования, а иногда и при выставлении оценок по ручному труду.
В день, когда проводится урок труда, дети отчитываются и в своей трудовой деятельности за неделю в семье. Это происходит во время специальных бесед о домашнем труде.
Наиболее интересные случаи обсуждаются детьми. Вот отчёт Коли, подписанный его родителями. Коля пишет о том, что он подметает полы в комнате, присматривает за маленькой сестрёнкой, ходит в магазин, но не всегда убирает свою постель.
Его поддерживают и другие ученики. Если выяснилось, что ученик отказывается от помощи домашним, на первый раз ему делают предупреждение. При повторении подобных случаев применяются другие меры: поведение ученика разбирают на классном собрании или совете отряда, критикуют в стенной газете. Учеников же, хорошо выполняющих свои домашние трудовые обязанности, учительница поощряет одобрительными замечаниями или благодарностью перед классом, часто сопровождая это примерами из жизни советских воинов, которые всё умеют делать сами, чтением кратких заметок на эту тему из «Пионерской правды».
Так различными путями учительница умело прививает детям любовь и привычку к домашнему труду, сознательное отношение к своим трудовым обязанностям.
Источник: журнал «Семья и школа» за 1957 год, номер 5
Другие материалы номера читайте по ссылке.