26.02.2024
В редакцию поступил ряд писем, в которых читатели спрашивают, как научиться понимать чувства детей. «Почему, — пишет одна родительница, — я могла безошибочно понять своего сына, когда ему было 1—9 лет, а теперь, подростком, он стал каким-то чужим, будто его подменили?» В своём письме другая мать рассказывает, что у её дочери, всегда вежливой и скромной, вдруг стала прорываться необычная резкость в манерах, в разговоре. Та же тема затрагивается ещё в нескольких письмах. В качестве ответа на этот вопрос, интересующий, несомненно, многих родителей, публикуем статью кандидата педагогических наук П. М. Якобсона.
Чувства человека неразрывно связаны со всей его психической жизнью, с особенностями его темперамента и характера, с личностью в целом. По тому, какого рода чувства испытывает человек по отношению к окружающим, к выполняемым делам, мы судим о его идейном и моральном облике, о его вкусах, интересах, стремлениях. Особенно ярко и выразительно в чувствах раскрывается внутренний мир ребёнка. В процессе воспитания детей родителям важно учитывать характер и проявление эмоциональности детей.
Жизнь чувства проявляется в различных формах: в виде конкретного переживания, вызванного тем или иным определённым событием; в виде настроения, то есть разлитого эмоционального состояния, которое «окрашивает» всё поведение человека; в виде аффекта, то есть кратковременного, но крайне бурного переживания, своеобразной эмоциональной вспышки или взрыва.
Все эти формы жизни чувства находят своё внешнее проявление в облике человека, например в его мимике и пантомимике — выразительных движениях лица и тела. По улыбке или нахмуренному лбу, тусклому взгляду или сверкающим глазам, по сжатым губам или поднятым бровям, по побледневшему или покрасневшему лицу, по смеху или слезам, по различным телодвижениям или жестам — мы решаем, что человек радуется или страдает, испытывает гнев или удивление, радость или скорбь.
О чувствах человека мы заключаем и по выразительной стороне его речи. Темп речи, повышение и понижение голоса, интонации, ударения — всё это позволяет нам судить: доволен человек или обижен, рассержен или обрадован. Мы также можем догадываться о его чувствах по необычайной для него манере двигаться, читать, слушать, одеваться. Эти внешние формы выражения чувств не являются неизменными в своём развитии; они проходят ряд ступеней, связанных с возрастными особенностями подрастающего человека. Суть заключается в том, что чем старше становятся дети, тем сильнее развивается у них способность контролировать и управлять своими чувствами, в том числе и внешними проявлениями чувств.
Маленький ребёнок легко возбудим, его эмоциональные переживания ярко выражены вовне, но ещё очень неустойчивы. Он не может управлять не только мимикой лица, но даже простыми движениями рук, ног, туловища, головы. Такая способность вырабатывается постепенно в процессе воспитания ребёнка, освоения им определённых навыков поведения, нравственных понятий и требований. Это отчётливо проявляется уже при переходе ребёнка от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту в его первых сознательных попытках сдерживать свои чувства.
Например, школьник неоднократно слышал, что стыдно плакать при боли или бояться проходящей собаки. И он уже старается сдержаться от слёз при ушибе или когда ему делают укол, старается скрыть перед своими сверстниками страх, вызываемый в нём животными, чтобы не показаться трусом. Вначале он это делал не очень смело, и по его побледневшему лицу, молчанию, не очень уверенному голосу мы видим, что он боится и ему хочется плакать, хотя он уверяет нас в обратном. Поэтому «чтение» чувств ребёнка дошкольного возраста и младшего школьника не представляет особого труда.
Труднее определять переживания подростка, юноши. Объясняется это, во-первых, тем, что они уже обладают довольно развитым умением управлять внешним выражением своих чувств. Во-вторых, у них уже значительно сильнее проявляется стремление выражать эти чувства так, как это представляется им нужным, допустимым.
В отличие от дошкольника у подростка возникают более глубокие и устойчивые интересы, связанные с его новыми делами, обязанностями в школе и семье. Различного рода эстетические переживания, вызванные книгами, фильмами, музыкой, мысли о самом себе, нравственные переживания, порождаемые взаимоотношениями в коллективе, участием в общественной деятельности, — всё это начинает занимать большое место в его жизни. Но он не всегда хочет, чтобы о некоторых сторонах его внутренней жизни знали окружающие и даже родители. Поэтому в ряде случаев он то менее, то более умело маскирует свои подлинные переживания. Подросток особенно стремится скрыть в себе такие чувства, которые он считает «недостойными» взрослого, каким он себя уже видит.
Одно только предположение, что окружающие усомнятся в его мужских достоинствах, если он будет нежно прощаться при расставании с родными, заставляет подростка быть холодным, безразличным, хотя он на самом деле огорчён предстоящей разлукой. Мысль о возможной насмешке по поводу того, что он глубоко взволновался прочитанной книгой, заставляет его иронически, со смешком говорить о своих впечатлениях. Особенно ревниво подростки, молодые люди оберегают такие интимные чувства, как, скажем, первую любовь. Л. Н. Толстой устами Николеньки («Детство, отрочество и юность») отчётливо выразил такое отношение подростка к своим интимным чувствам: «Никому в мире я не решился бы поверить этого чувства, так много я дорожил им».
Непонимание этого приводит некоторых родителей к ошибочным оценкам чувств своих детей. Одна мать жаловалась на сына, говоря: «Он совершенно бесчувственный, его ничто не трогает. Так, он потерял дядю, к которому был сильно привязан, а ведёт себя, как ни в чём не бывало». На самом деле, как выяснилось, мальчик мучительно переживал смерть любимого дяди, но, стыдясь обнаружить силу своего чувства, вёл себя вызывающе и с напускным равнодушием. А между тем при чутком и тактичном подходе родителей к детям удаётся добиться того, что и подросток становится откровенным, делится своими мыслями, переживаниями. Девочка сообщает: «Я люблю рассказывать маме всё потому, что она меня слушает всегда с вниманием и интересом».
В подростковом возрасте мы иногда встречаемся с резкими эмоциональными вспышками, негативизмом, то есть стремлением во всём противодействовать окружающим, действовать наперекор чужим советам. Всё это надо учитывать, чтобы правильно понять чувства детей, особенности их поведения и причины этих особенностей.
Психолог Н. С. Лукин приводит Такое высказывание ученика 6-го класса К.: «Когда я очень расстроен, я всегда начинаю всем говорить грубости... Эта злоба так меня захватывает, что я хочу её вылить на всех других. Все мне бывают так противны, особенно когда пристают с вопросами. В это время у меня всегда возникают ссоры и всякие недоразумения. После я жалею об этом и раскаиваюсь».
Вот, что рассказала о своём отношении к матери ученица, когда училась в 6-м классе: «Я бессердечно относилась к маме, делала всё ей назло. Меня очень раздражало, когда она делала мне какие-нибудь замечания. Я никогда не убиралась в комнате, никогда не ходила в магазин. Это было, вероятно, потому что я не понимала того, что происходило у нас в семье».
Непонимание действительных чувств и мотивов поведения детей со стороны старших может привести к конфликтам и взаимному отчуждению.
Пятнадцатилетняя Ира, собираясь идти гулять с подругами, надевает осеннее пальто.
— Сейчас же надень шубу, — категорически заявляет мать, — сегодня холодно!
Ира раздражённо отвечает, что сама знает, будет ли ей холодно или нет.
— Ты стала совершенно невыносимой! —возмущается мать. — Всегда была послушной девочкой, а теперь... Я предупреждаю: или надень шубу, или я тебя никуда не пущу.
— Как это ты меня не пустишь? — кричит Ира. — Я уже не маленькая!
Разгорается ссора. А корень конфликта в том, что мать, хотя и, может быть, права, по существу, но совершенно неправа по форме. Она не умеет или не хочет понять чувства подростка, который очень болезненно воспринимает всякое ущемление своей самостоятельности, да ещё перед подругами. Если бы мать постаралась понять чувства девочки, то легко нашла бы более тактичную форму обращения, и никакого конфликта не было бы.
В ранней юности некоторым школьникам свойственна склонность к «самовыставлению». Они стремятся обратить на себя внимание и для этого, например, придумывают особую причёску, манеру одеваться крикливо или крайне небрежно, стараются выделиться своими остротами, изысканной вежливостью или развязностью, озорством или, наоборот, чересчур серьёзным и даже мрачным видом. Этим они иногда маскируют свои переживания. Всё это ещё и ещё раз показывает, как важно уметь «читать» чувства детей, особенно старших, и правильно их истолковывать.
Как же научиться «читать» чувства детей?
Прежде всего необходимо внимательно подмечать всё новое в поведении, во внешних манерах детей, то, чего не было раньше. Наблюдая за сыном или дочерью, вы замечаете, например, необычное выражение лица: то какое-то загадочное, то нарочито безразличное, то даже «каменное». Иногда заметны и другие перемены. В чём они могут сказываться? В большем молчании или словоохотливости, чем обычно; в сравнительно большей сосредоточенности или рассеянности; в излишней суетливости или, наоборот, вялости, замедленности движений, о новых, дурных манерах: кусании ногтей, вульгарных жестах, развинченной походке.
Всё это симптомы, говорящие о каких-то новых чувствах, переживаниях. Сопоставляя эти симптомы с теми или иными событиями, которые произошли в жизни школьника, с особенностями его возраста, с тем, как складываются его взаимоотношения с товарищами, родители не только сумеют понять чувства, скрывающиеся за симптомами, но и причины этих чувств.
Десятиклассник Миша, отличавшийся аккуратностью и вежливыми манерами, неожиданно начал понемногу меняться в своём поведении. Мать заметила, что он стал небрежно одеваться, развязно вести себя с окружающими. На вопросы близких об отметках он с удовольствием сообщил, что недавно получил двойку. А потом пренебрежительно добавил, что отметки его вообще не интересуют. Между тем, он всегда учился хорошо. Мать, наблюдая за тревожными переменами в поведении сына, однако, не поддалась первым впечатлениям. Вдумываясь в действия и поступки сына, она поняла, что тот, находясь в переходном возрасте, переживает своеобразный «бунт» против установившихся правил и привычек. Она угадала его чувства, то, что ему не хочется быть «аккуратным», «воспитанным», «паинькой», так как это всё якобы подчёркивало его «детство». И, наоборот, в известной небрежности и развязности он находил утверждение своей «взрослости». Мать поняла, что в этих условиях прямое давление на него может лишь ухудшить дело. И поэтому она повела себя с ним спокойно. Хотя многое в поведении сына её раздражало, она реагировала на его манены и слова с лёгким юмором, делая вид, что всё это её даже несколько забавляет. А через полгода эти настроения у сына прошли, и он с успехом сдал экзамен на аттестат зрелости. Дружественные и тёплые отношения с матерью восстановились.
Этот пример очень убедительно показывает, что ключ к пониманию чувств детей — это чуткое отношение родителей ко всем проявлениям личности ребёнка, это их желание и умение не только видеть различные изменения в его настроении, характере, поведении, но и терпеливо, вдумчиво разбираться в причинах этих изменений, в мотивах поведения ребёнка. Такая чуткость, желание и умение разобраться во внутреннем мире ребёнка — наилучшая основа правильных взаимоотношений между детьми и родителями, которая, легко раскрывая детские сердца, делает понятными все движения, всё богатство и своеобразие их чувств.
Автор: П. М. Якобсон
Источник: журнал «Семья и школа», 1957 год, номер №12
Другие материалы номера читайте по ссылке.