Министерство просвещения Российской Федерации

Семейное чтение

17.10.2024

У нас, в Советской стране, веду­щих детских писателей в шутку назы­вают «миллионерами», да нет, по­жалуй, и не в шутку: ведь тиражи многих книг насчитывают миллионы экземпляров. Книги С. Маршака, к примеру, достигли тиража более пятидесяти миллионов экземпляров на десятках языках мира. Такими же тиражами изданы произведения В. Катаева, А. Гайдара, С. Михалкова, А. Барто, Л. Кассиля.

За годы Советской власти было издано около двух с половиной мил­лиардов книг для детей и юношества. А детская периодическая печать? Нет, у нас, пожалуй, ни одной квартиры, в почтовый ящик которой рука поч­тальона не опускала бы каждое утро детскую газету или журнал. Одна только «Пионерская правда» выходит тиражом в три с половиной миллио­на экземпляров.

Одни цифры, однако, ещё ничего не определяют. О чём же беседуют со своими юными читателями наши детские и юношеские писатели? Ка­кими мыслями и мечтами окрыляют они сердца детей, так жадно при­слушивающихся к их слову? Гене­ральное направление нашей детской литературы — это направление вы­сокого гуманизма. Герои таких книг, как «Белеет парус одинокий» В. Ка­таева, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского. А сколько подобных названий можно было бы перечислить! Герои этих и многих других произведений, пере­шагнув книжные страницы, становят­ся уже не литературными персона­жами, а как бы живыми, реально существующими товарищами, друзь­ями и наставниками маленьких со­ветских граждан. Эти герои зовут де­тей на хорошие и добрые дела, на благородные подвиги, вовремя оста­навливают и предупреждают от ошибок и первых юношеских заблу­ждений. И не случайно, что в своих письмах ребята обращаются к геро­ям книг, как к живым товарищам и друзьям, рассказывают о своих радостях и печалях, просят совета.

Советские писатели не боятся бе­седовать со своими друзьями — школьниками о вещах больших и сложных, ибо специфику детской ли­тературы они видят не в снижении темы, не в приседании на корточки перед юным читателем, а лишь в особой ясности, доходчивости и про­стоте художественной формы. В той самой простоте, которой так непро­сто добиться, которая требует под­линного художественного мастерства и тонкого проникновения в психо­логический мир ребёнка.

Перефразируя известные слова К. С. Станиславского, мы говорим: «Для детей надо писать так, как для взрослых, — только еще луч­ше!» И это вовсе не странно. «Все лучшее — детям!» — это непрелож­ный закон нашего государства. Необычайно возросли задачи дет­ской и юношеской литературы в свя­зи с историческими решениями XXI съезда Коммунистической пар­тии и законом о перестройке систе­мы народного образования в нашей стране. Отныне наши пионеры и школьники будут постоянно встре­чаться не только с мудростью тео­ретических законов и формул, но и с великой мудростью практики, с общественно полезным производи­тельным трудом на заводах и фаб­риках, в колхозах и совхозах. Ведь это они, наши сегодняшние дети, будут завтра претворять в жизнь грандиозные предначертания пар­тии — наша школа, пионерская ор­ганизация, комсомол и, быть может, в первую очередь наша детская и юношеская литература должны под­готовить подрастающее поколение к выполнению своего завтрашнего дол­га, воспитать его поколением строи­телей коммунизма!

Книги формируют сознание детей, их характеры, их взгляды на жизнь. А дети составляют надежду и буду­щее народа. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет развитие детской и юношеской литературы, как важно, чтобы ребёнок читал ум­ную книгу, проникнутую светлыми гуманистическими идеями свободы, любви к миру, братства народов.

Мы считаем своим долгом не скры­вать от детей трудности и сложно­сти жизни. Мы готовим из наших ре­бят не «маменькиных дочек и сы­ночков», привыкших жить на всем готовеньком, а борцов, способных строить счастье своими собственными руками. Мы хотим, чтобы дети наши уже сейчас учились, как говорил русский ученый Мичурин, «не ждать милостей от природы», а брать эти «милости», завоевывать их, покорять природу, ставить ее на службу че­ловеку, бороться со стихиями, лю­бить труд.

У нас есть писатели, посвятившие все своё творчество большой и бла­городной теме труда, — А. Мусатов, Л. Воронкова, И. Василенко и многие другие. Но сейчас каждый художник слова, отдающий свои творческие силы детям, должен, не изменяя осо­бенностям своего жанра и своего таланта, откликнуться на призыв партии воспитывать подрастающее поколение в труде.

Чудесны дела советской детворы. Юные пионеры не только учатся в школах — они сажают сады, в мно­гочисленных школьных кружках строят модели, на своих опытных сельскохозяйственных участках выра­щивают новые сорта фруктов и ово­щей, они совершают увлекательные дальние походы по рекам и лесам. Если друг в беде, пионер всегда при­ходит ему на помощь! И всюду, где нужны его умелые руки, пионер с радостью приложит их. Ведь он должен оправдать свое высокое зва­ние, а слово «пионер» — это значит идущий впереди, открыватель ново­го, запевала во всех хороших и доб­рых делах!

Человек завтрашнего дня — все­сторонне развитый, культурный чело­век, человек, который во всем руко­водствуется самыми высокими нрав­ственными нормами. Вот почему тру­довое воспитание неразрывно связа­но с воспитанием нравственным и эстетическим. Сложным и тонким моральным проблемам посвящают свои произведения М. Прилежаева, Л. Кассиль, Ю. Сотник и другие на­ши писатели. Как много говорят о дружбе и любви, о самовоспитании такие, на­пример, книги, как «Над Волгой» М. Прилежаевой, «Великое противо­стояние» Л. Кассиля, «Четвёртая вы­сота» Н. Ильиной и многие другие.

Да, много нужно знать новому человеку, входящему в мир. И как С. И Вавилова, «Образование гор и рудных месторождений» академи­ка В. Обручева, «Происхождение жизни» академика А. Опарина, «Занимательная минералогия» академика А. Ферсмана, «Шести­ногие враги и друзья» акаде­мика И. Щербиновского, «Жизнь пруда» доктора биологических наук И. Плавильщикова, «Мои путешест­вия» учёного Д. Щербакова, «Путе­шествие с домашними растениями» Н. Верзилина и многие другие.

Уже сами заголовки говорят о том, насколько велик круг тем, затраги­ваемых этими книгами, как широко раздвинут они кругозор школьника. Эти книги — верные друзья школь­ного учителя, ибо они — яркая ху­дожественная иллюстрация к ма­териалам школьных учебников и к объяснениям педагога.

Детская литература — литература многожанровая. И это вполне есте­ственно: молодому растущему орга­низму нужны все «витамины», необ­ходимо ответить на все «сто тысяч почему», рождающиеся в голове человека, только-только выходящего на большую дорогу жизни.

Миллионными тиражами выходят у нас красочно оформленные книги для малышей, которых вернее всего на­зывать не читателями, а слушателя­ми, ибо они ещё не постигли всех премудростей грамоты и книги, им пока еще читают папы и мамы.

Маленький читатель — это неуем­ный мечтатель и фантазёр. Для не­го, юного человека, видящего себя в смелых полетах и дерзновенных путешествиях, издаются у нас «Биб­лиотека приключений» и «Библиотека фантастического романа». Эти книги пробуждают в ребёнке страсть к на­учным открытиям, к исследованиям неизвестных ещё просторов, а не к преступным детективным похожде­ниям.

Особая тема нашей детской лите­ратуры — тема борьбы за мир. Мно­го раз уже говорили мы о том, что у нас есть книги сильные и слабые в художественном отношении, но нет ни одной книги, которая хотя бы од­ной своей строкой прививала детям человеконенавистнические взгляды, страсть к разрушению и войне, гнус­ные идеи расовой дискриминации.

Все наши детские книги, пьесы и фильмы — о любви к миру и сози­данию, о святых законах нерасторжи­мого братства народов. И разве мо­жно сомневаться, что эти идеи будут высоко, как факел, подняты прогрес­сивными детскими и юношескими писателями всех стран мира. А все те, кто наживается на растлении дет­ских душ, наводняя мутным потоком бульварщины иные книжные рынки, будут заклеймены позором. Для то­го чтобы провозгласить на весь мир светлые принципы гуманистического воспитания детей, детские и юноше­ские писатели мира должны сесть за один стол и, не взирая на раз­личие политических убеждений, по­беседовать друг с другом о целях и задачах художников. Наше предложение созвать международную конферен­цию деятелей литературы и искусст­ва для детей нашло сердечный от­клик у всех прогрессивных детских и юношеских писателей в различных концах земного шара.

В центре Москвы, в высоком и светлом новом здании расположился Дом детской книги. Он находится в самом «литературном» районе сто­лицы: на улице Горького и рядом с площадями, носящими имена вели­ких русских поэтов — Пушкина и Маяковского.

Мы, детские писатели, частые го­сти в этом здании на улице Горького и чувствуем себя здесь как в своём родном доме. Дом детской книги организует увлекательные читатель­ские конференции, обсуждения на­ших книг — и, конечно же, мы счи­таем для себя большой пользой при­сутствовать на этих диспутах и об­суждениях. Мы не перестаем скло­няться над блокнотами, потому что ребята высказывают интересные кри­тические замечания, пожелания, под­мечают такие недостатки, которые и опытный редактор не всегда подме­тит: кто же лучше их, наших детей, знает школьную жизнь, кто лучше может оценить все радости, которы­ми богато детство, и все первые тревоги, которые приходят с юно­стью?!

В заключение мне хочется повто­рить слова великого русского кри­тика Виссариона Григорьевича Белин­ского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человек».

Автор: Анатолий Алексин

Источник: журнал «Семья и школа», 1959 год, номер №11

Другие материалы номера читайте по ссылке.