Министерство просвещения Российской Федерации

Расскажите детям сказку

01.11.2024

«Мама, расскажи мне сказку! Ну расскажи! Пожалуйста», — настоятельно просит малыш.

Часы домашнего чтения и рассказов вносят много радости в жизнь маленького человека, обогащают его новыми впечатлениями, помогают разобраться в сложных еще для него нравственных понятиях: что такое хорошо, а что плохо, что такое смелость, трусость, хитрость, почему правда побеждает, а зло терпит крах.

Помните, какое огромное влияние на творчество великого поэта Пушкина оказали сказки его няни Арины Родионовны. Татарский поэт Тукай так вспоминает свои первые впечатления:

«Родной язык Святой язык отца и матери! Язык,

Как ты прекрасен! Для меня огромный мир в тебе возник.

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,

И сказки бабушки потом я начал понимать.

Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль».

Есть родители, обладающие природными артистическими способностями, быть может, некоторые них участвовали в свое время в любительских спектаклях. Они умеют очень хорошо читать и рассказывать сказки.

Вспоминаю годы своего детства. Сказки почему-то запомнились слабо, но зато глубоко врезались в память многие детские книги. Мне повезло – и отец и мать умели превосходно читать вслух. Никогда не забуду, с какой силой и чувством отец передавал образы героев известной детской книги Бичер Стоу «Хижина дяди Тома», так же выразительно читал он произведения Жюля Верна. Благодаря ему я познакомился с детьми капитана Гранта. Кинофильм по этому произведению произвел на меня меньшее впечатление, чем чтение отца.

Театр и кино имеют большое воспитательное значение и пользуются заслуженной любовью в нашей стране. Но чтение, по-моему, гораздо важнее, чем кино и театр. Оно не блещет яркими цветами прожекторов и раскрашенных декораций, но оно более глубоко, серьезно и обстоятельно знакомит с жизнью.

Может быть, я полюбил художественное чтение именно потому, что впечатления детства оставили во мне неизгладимый след. Мать прочла мне вслух почти всего Гоголя, многие произведения Л. Толстого, Гарина-Михайловского, Шолохова и др. Она читала так, как будто знала произведение наизусть. Она не спотыкалась, как это часто бывает у многих неудачливых чтецов, не сбивалась с тона, не путала интонации в диалогах. Женскому голосу трудно подражать гоголевским персонажам: Coбакевичу, Чичикову, Плюшкину и др., — но передать их сущность вполне возможно. Кроме того, важно отношение чтеца к героям, осуждающая ирония, оправдывающее сочувствие и т. д. Именно так и поступала мать.

Эти вечера домашнего чтения привлекали в нашу небольшую, но уютную комнату моих шаловливых друзей и даже взрослых соседей, которые от души смеялись, слушая комические эпизоды; порой же уходили растроганные, иногда и расстроенные печальным финалом повести.

Бывало, не дождешься вечера, чтобы услышать продолжение книги, прерванной накануне из-за позднего часа.

…Что же должны делать те родители, которые не обладают врожденными задатками исполнительского дарования?

Отказаться от громкого чтения – значит совершить грубую ошибку. Каждая мать может добиться овладения если не полностью, то хотя бы частично элементами искусства выразительного чтения удовлетворить законное желание своего маленького слушателя. Что же для этого нужно?

Прежде всего желательно, чтобы та сказка, рассказ или повесть, которые будут читаться ребенку вслух, были бы вдумчиво прочитаны заранее, для того чтобы потом не путаться и не сбиваться с верного тона. Перед пересказом сказки или повести также следует предварительно восстановить в памяти их краткое содержание, а потом уже начать рассказывать. Чтец и рассказчик, так же как оратор, должны хорошо знать, о чем они будут говорить, Должны ясно себе представлять, что они хотят внушить слушателям. Это, пожалуй, самое главное в искусстве художественного чтения. В каждой сказке, как во всяком художественном произведении, есть своя идея. В сказках всегда ясно выражена ленная мораль. Горький ценил народные сказки, видя в них воплощение мечтаний и чаяний людей. В сказках после ряда злоключений добро обычно побеждает зло. Важно, чтобы ребенок не только с увлечением следил за приключениями героев или смеялся над комичными положениями, важно, чтобы он понял смысл сказки, то, что хотел сказать ее автор.

Если произносить вслух стихи Чуковского «Мойдодыр»: «...Ах ты гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросенок...» и никак не выделить приход грозного умывальника, не найти веркой окраски, для того чтобы развеселить малыша словами: «Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться…», то такое чтение не принесет пользы. Надо, чтобы чтение произвело такое впечатление, чтобы малыш охотно бежал утром и вечером к своему умывальнику.

Возьмем еще для примера сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев». Злая мачеха, желая погубить падчерицу, дает непосильное для нее поручение. Работящая, вежливая, кроткая девочка, попадая в лес, заслуживает симпатию братьев-месяцев. Они помогают ей исполнить наказ. Идея сказки — победа труда и поражение тунеядства. Читающий или пересказывающий эту сказку не может равнодушно относиться к событиям и персонажам, о которых идет речь. Он должен сочувствовать падчерице и осуждать злую дочку мачехи.

Если читающий поймет то, что хотел сказать автор сказки или рассказа, он донесет до слушателей сущность произведения. Например, при чтении сказки «Двенадцать месяцев» надо найти верный тон и для суровой мачехи, и для заносчивой дочки, и для братьев-месяцев. Однако в теории художественного чтения существуют определенные правила, которые неплохо знать применять в нужных случаях. 

Старинные сказки о народных героях, подобно древнему эпосу, требуют при их передаче некоторой торжественности. Рассказы о животных, напротив, надо читать как можно проще. Очень трудно читать стихи. Начинающие обычно совершают ошибку, нарочито подчеркивая рифмы и ритм. Но игнорировать стихотворную форму нельзя. Надо следить, чтобы до ребенка доходил смысл стихотворного текста и вместе с тем не терялся его ритмический рисунок. В каждой фразе есть свое главное слово. Оно должно быть выделено силой звука и высотой тона. Читающий должен остерегаться наделять слова второстепенного значения большей силой звучания, чем первостепенные. Главное слово чаще всего подлежащее или сказуемое, оно и

произносится наиболее громко. He рекомендуется делать ударными прилагательные. Перед выделяемым словом следует иногда сделать небольшую остановку, как говорят, паузу. Это настораживает слушателя, подготовляет eгo к восприятию основного смысла.

Наряду с этим нужно знать о паузах другого рода, означающих окончание мысли, то есть об остановках после знаков препинания. В сказке «Двенадцать месяцев» у каждого месяца свой характер: декабрь — глубокий старик, его речь должна быть степенной, он может басить; март — юный, почти мальчик, свою песенку он поет тонким дискантом и т. д. Особого внимания требует диалог, т. е, речь двух персонажей. Если текст зайчика произносится преимущественно на высоких нотах, а волка — на низких, то такого порядка следует придерживаться до конца. Путаница и поправки сбивают слушателей.

Нельзя не сказать и о технической стороне речи. Произносить слова надо четко, ясно, но избегать преувеличений. Нельзя пугать ребенка, подражая рычанию волка, вою ветра. Надо избегать натурализма. Дети очень впечатлительны. Поэтому надо всегда соблюдать меру при выразительном чтении. А иногда, в наиболее «страшных» местах, не вредно напомнить, что это сказка, посмеяться, поиронизировать, чтобы смягчить определенные места.

Нельзя забывать и о чистоте русской речи. В небольшой статье трудно предостеречь от всех неправильностей, которые еще встречаются быту. Часто неверно ставят ударение, говоря «квАртал» вместо «квартАл». Часто можно услышать «звОните» вместо «звонИте», «ворЫ» вместо «вОры» и т. д. Режет слух произношение буквы е как э, например, в слове «сердце».

В народных сказках часто подчеркивают специфические акценты, связанные c местными говорами. Например, Иванушка-дурачок может говорить с волжским оканьем, т.е произносить слова не так, как это принято, а так, как они пишутся.

Очень важен подбор репертуара соответственно возрасту ребенка. Есть родители, которые чуть ли не с дошкольного возраста читают ребенку сказки, рассчитанные на пятиклассников, а первоклассникам разрешают читать совсем не детские произведения. Такое чтение не приносит пользы, иногда даже вредно. Есть и другие перегибы. Некоторые родители строго придерживаются возрастной программы. Нельзя забывать, что программа рассчитана на группу ребят, а каждый ребенок требует индивидуального подхода. Одному можно в 8 лет прочесть «Тараса Бульбу», а другого до 8 лет надо держать на репертуаре для маленьких детей. Читать помногу и долго нельзя, хотя бы ребенок этого и требовал.

Наконец, остается еще один весьма существенный вопрос. В связи с развитием техники все шире распространяется сеть не только радио, но и телевидения. В недалеком будущем почти каждая семья сможет иметь в квартире телевизор. И тогда встанет вопрос: нужно ли громкое чтение?! Быть может, это искусство должно уступить место экрану? Нет. И в настоящее время, и даже в далеком будущем ни кино, ни телевидение, ни другие технические изобретения не смогут вытеснить книгу.

Автор: К. Иванова

Источник: журнал «Семья и школа», 1960 год, номер №8

Другие материалы номера читайте по ссылке.