18.02.2024
Что может быть хуже неразборчивого письма! Оно отнимает у читающего лишнее время на «расшифровку», во время чтения то и дело ускользает смысл. Просматриваете ли вы квитанцию, счёт, накладную, читаете ли служебную записку, частную записку, справку, — если они небрежно оформлены, неразборчиво написаны, — вы волнуетесь, испытываете какую-то неопределенную неприязнь. А сколько путаницы вносят плохо написанные цифры в документах, особенно в денежных, сколько лишнего времени затрачивают счётные работники на многократную проверку таких документов — и всё это, может быть, всего из-за одной – двух цифр, неразборчиво написанных!
Бывают случаи, когда адресат даже не получает посланной ему корреспонденции из-за того, что на конверте неразборчиво написан адрес. Очень важно привить подрастающему поколению навыки хорошего, правильного письма. Это входит и в задачу подготовки учащихся к практической жизни. Детей необходимо обучать правильному письму с 1-го класса и затем настойчиво и энергично исправлять почерк учащихся в 5, 6 и даже 7-м классах, если, конечно, в этом есть необходимость. Часто бывает, что ученики, пришедшие в 5-й класс с хорошими навыками письма, быстро утрачивают их, так как учителя русского языка не заботятся о закреплении навыков, полученных детьми в начальной школе. Письмо учащихся становится неряшливым, неразборчивым.
Бывает и так: дети, перешедшие в 5-й класс, пишут плохо, не умеют правильно вести тетради. Перед учителем возникает задача — исправить их почерк. Но ни указаний на этот счёт, ни методики у педагогов нет. Начинающие преподаватели русского языка испытывают затруднения, не зная, как исправлять почерк своих учеников.
Хочу поделиться своим опытом исправления почерка детей, а также поговорить и о том, в какой степени семья может помочь учителю в улучшении почерка ребёнка. Скажу сразу: дело это трудоемкое, заниматься им надо систематически, начиная с первых недель учебного года — и не только в 5-м, но иногда в 6-м и даже в 7-м классе. Приняв 5-й класс, я прежде всего забочусь о том, чтобы настроить детский коллектив на занятия письмом. Рассказываю, как чёткое, правильное письмо развивает внимание человека, прививает ему культуру труда: он постепенно привыкает выполнять работу аккуратно, точно, чисто, своевременно, — а так нужно выполнять любое дело. На детей всегда производят впечатление слова о том, что при хорошем, чётком почерке в письменных работах становится все меньше и меньше ошибок, помарки и кляксы исчезают, улучшаются оценки. Им приятно бывает слышать, что каждый может научиться писать правильно, чётко и красиво, если будет стремиться к этому и добросовестно выполнять все указания.
Тут же, во время беседы, пишу на классной доске каллиграфическим почерком отдельные буквы, слова, предложения, показываю тетради старшеклассников, бывших моих учеников, которые добились хорошего почерка. Исправление письма, как и всякая учебная работа, требует системы. Нужны большие усилия, чтобы затормозить у учеников неверные навыку и создать новые, прав ильные.
Работу начинаем вести в специальных тетрадях в одну линейку с надписью «Исправление почерка». Ученики пишут на строчке по два–три раза элементы каждой буквы, а потом и всю букву — не слева направо, как мы всегда пишем, а сверху вниз, в вертикальном направлении.
Каждый элемент, каждую букву ученики пишут только после того, как они показаны мною на классной доске. Каждую строчку, на которой в классе по несколько раз были написаны элементы букв и сами буквы, ученики дописывают дома, придерживаясь данного образца.
Руководя этой работой учеников, я отмечаю их каждое, даже самое маленькое, достижение. Это побуждает детей ещё больше стараться. Даже потихоньку сказанное ребёнку в процессе работы подбадривающее слово даёт положительный результат. При просмотре работ в классе и при проверке тетрадей дома я стараюсь не обескураживать детей резкими замечаниями и записями в тетрадях вроде: «пишешь плохо», «никуда не годится», «не стараешься»! «ленишься». Наоборот, всегда поощряю детей за их искреннее старание. В любой работе ребёнка можно найти достижения и, зная его внутренний мир, надо то одобрительно, то поощрительно отозваться об этом найденном достижении. В весьма трудном деле исправления почерка учащихся (я убедился в этом на практике) требуется со стороны педагога индивидуальный подход и исключительно деликатное отношение к труду каждого ребёнка. От этого зависит успех дела.
Усвоение правильного написания строчных и прописных букв — первый этап работы по исправлению почерка. Этот этап необходим, если дети при написании букв ломают их, придают им угловатую форму, не выдерживают волосных линий и нажимов. Я не разрешаю учащимся делать никаких дополнительных линий в буквах, лишних, ненужных крючков или других «украшений».
Каждого школьника учу правильно соединять буквы волосными линиями и располагать их в слове так, чтобы почерк был не размашистым, не сжатым, а нормальным, чётким, разборчивым. Для тренировки детей в правильном расположении букв в словах даю им списать одно или два небольших стихотворения. Это — второй этап исправления почерка.
На первые два этапа я иногда отвожу целые уроки — до трёх–четырёх часов. Затраченное время с избытком компенсируется в первой же учебной четверти успехами, которые начинают делать ученики в работах по русскому языку, овладев основными навыками хорошего письма. Третий этап — исправление разных индивидуальных отклонений, особенностей, недочётов. Перечислю, какие приходится давать указания и предъявлять требования.
Нельзя писать мелким почерком, при котором нарушается форма букв и письмо делается «слепым», трудным для чтения. Тетради у детей должны быть в правильном положении—направлены нижним левым углом рабочей страницы в середину груди пишущего; верхний конец ручки должен иметь направление в плечо.
Кроме того, веду жёсткую борьбу с беспорядком в тетради (грязь, недописанные строчки, продолжение письменной строчки на полях, отсутствие красной строки, даты); борюсь с размашистым или сжатым почерком, с почерком без соответствующего нажима, с сильным нажимом, с неровным нажимом.
Все эти дефекты в почерках детей отмечаю в их тетрадях. Под размашисто написанным словом пишу красными чернилами это же слово нормальным почерком и указываю на полях: «Пиши поплотнее». Под плотно написанным словом пишу это же слово нормальным почерком и указываю: «Слишком плотно пишешь».
Если ученик сильно нажимает на ручку указательным пальцем, то даю ему толстую ручку на время, нужное для исправления дефекта (от недели до месяца).
Я считаю бесполезным делать в тетрадях учащихся такие указания: «пиши лучше», «пиши красивее», «пиши правильнее» — и в то же время не показывать им образцов хорошего, красивого, правильного письма. Дети исправляют свой почерк, подражая правильным образцам, а беспредметные указания им не помогают. Когда у учащегося уже несколько улучшается почерк, я подчеркиваю у него в тетради красными чернилами два-три слова и добавляю: «Пишешь уже правильно» или: «Вот так пока и пиши».
Если ученик не умеет правильно писать какую-нибудь букву или её элементы, я пишу ему в тетрадь образцы на двух, трёх, четырёх строках. По этим образцам ученик дописывает дома начатые мною строчки.
Улучшая постепенно свой почерк, дети внимательнее анализируют при письме грамматическую сторону слов и предложений, легче усваивают правила правописания, грамотность их значительно улучшается. Тут можно постепенно ускорять темп письма, но делать это надо незаметно для детей, без «рывков».
Я не забываю золотого правила: сначала научи, потом требуй. За учебный год раза три–четыре я проверяю, каков порядок в портфелях детей. Но предварительно учу их, что надо брать в школу, как располагать в сумке свои учебные вещи.
В первой учебной четверти очень полезно показать детям, как надо готовить дома уроки, как выполнять письменные задания. Дети добиваются исправления почерка — и в их жизнь постепенно входит порядок. Они сами становятся примерными для других, получают твердые трудовые навыки.
Всякая работа с детьми требует от педагога огромного внимания, терпения, чуткого отношения. Особенно требует этого работа по исправлению почерка. Когда через несколько месяцев мы сравниваем в классе наши первые и последние тетради, дети не узнают своих старых записей. Радость учеников разделяет и педагог.
Большинство родителей чутко прислушивается к голосу педагога. Вот этим-то родителям в первую очередь и хочется помочь понять свою роль в деле исправления почерка учащихся. При современном материальном положении советской семьи большинство родителей имеет возможность создать для детей рабочий уголок с мебелью, соответствующей росту каждого ученика. Этим родители принесут детям большую пользу, предотвратят у них искривление позвоночников, порчу зрения, приучат их правильно сидеть во время письма, что исключительно важно.
Работа по исправлению почерка учащихся 5-х классов тем и трудна, что дети то и дело забываются и садятся во время письма неправильно. Во время классных занятий за посадкой учащихся, за правильным положением тетради, промокательной бумаги следит педагог. А в домашних условиях дети снова работают по приобретенной ранее привычке. Какую огромную помощь окажут дома родители, если две-три недели последят, правильно ли сидят дети, так ли, как нужно, пользуются школьно-письменными принадлежностями во время работы. Обо всём этом можно получить инструкцию у педагога. Конечно, учить ни отец, ни мать не могут, если они не педагоги, а сделать замечание ребёнку, как надо правильно сидеть во время письма, как держать ручку, может любой родитель — это несложно. Постоянной связью и дружной работой школа и семья обеспечат правильный почерк детей.
Автор: А. Бурдов
Источник: журнал «Семья и школа» 12 номер, 1958 года
Другие материалы номера читайте по ссылке.