Министерство просвещения Российской Федерации

Как правописание влияет на образование

18.02.2024

Что может быть хуже неразборчивого письма! Оно отнимает у читающего лишнее время на «расшифров­ку», во время чтения то и дело ускользает смысл. Просматриваете ли вы квитанцию, счёт, накладную, чи­таете ли служебную записку, частную записку, справ­ку, — если они небрежно оформлены, неразборчиво написаны, — вы волнуетесь, испытываете какую-то не­определенную неприязнь. А сколько путаницы вносят плохо написанные цифры в документах, особенно в денежных, сколько лишнего времени затрачивают счёт­ные работники на многократную проверку таких до­кументов — и всё это, может быть, всего из-за одной – двух цифр, неразборчиво написанных!

Бывают случаи, когда адресат даже не получает посланной ему корреспонденции из-за того, что на конверте неразборчиво написан адрес. Очень важно привить подрастающему поколению навыки хорошего, правильного письма. Это входит и в задачу подготовки учащихся к практической жизни. Детей необходимо обучать правильному письму с 1-го класса и затем настойчиво и энергично исправлять почерк учащихся в 5, 6 и даже 7-м классах, если, ко­нечно, в этом есть необходимость. Часто бывает, что ученики, пришедшие в 5-й класс с хорошими навыками письма, быстро утрачивают их, так как учителя русского языка не заботятся о закреп­лении навыков, полученных детьми в начальной школе. Письмо учащихся становится неряшливым, неразбор­чивым.

Бывает и так: дети, перешедшие в 5-й класс, пишут плохо, не умеют правильно вести тетради. Перед учи­телем возникает задача — исправить их почерк. Но ни указаний на этот счёт, ни методики у педагогов нет. Начинающие преподаватели русского языка испыты­вают затруднения, не зная, как исправлять почерк своих учеников.

Хочу поделиться своим опытом исправления почерка детей, а также поговорить и о том, в какой степени семья может помочь учителю в улучшении почерка ребёнка. Скажу сразу: дело это трудоемкое, заниматься им надо систематически, начиная с первых недель учеб­ного года — и не только в 5-м, но иногда в 6-м и даже в 7-м классе. Приняв 5-й класс, я прежде всего забочусь о том, чтобы настроить детский коллектив на занятия пись­мом. Рассказываю, как чёткое, правильное письмо развивает внимание человека, прививает ему культуру труда: он постепенно привыкает выполнять работу аккуратно, точно, чисто, своевременно, — а так нужно выполнять любое дело. На детей всегда производят впечатление слова о том, что при хорошем, чётком по­черке в письменных работах становится все меньше и меньше ошибок, помарки и кляксы исчезают, улучша­ются оценки. Им приятно бывает слышать, что каждый может научиться писать правильно, чётко и красиво, если будет стремиться к этому и добросовестно вы­полнять все указания.

Тут же, во время беседы, пишу на классной доске каллиграфическим почерком отдельные буквы, слова, предложения, показываю тетради старшеклассников, бывших моих учеников, которые добились хорошего почерка. Исправление письма, как и всякая учебная работа, требует системы. Нужны большие усилия, чтобы затор­мозить у учеников неверные навыку и создать новые, прав ильные.

Работу начинаем вести в специальных тетрадях в одну линейку с надписью «Исправление почерка». Ученики пишут на строчке по два–три раза элементы каждой буквы, а потом и всю букву — не слева направо, как мы всегда пишем, а сверху вниз, в вертикальном на­правлении.

Каждый элемент, каждую букву ученики пишут толь­ко после того, как они показаны мною на классной доске. Каждую строчку, на которой в классе по несколько раз были написаны элементы букв и сами буквы, ученики дописывают дома, придерживаясь дан­ного образца.

Руководя этой работой учеников, я отмечаю их каж­дое, даже самое маленькое, достижение. Это побуж­дает детей ещё больше стараться. Даже потихоньку сказанное ребёнку в процессе работы подбадриваю­щее слово даёт положительный результат. При просмотре работ в классе и при проверке тетра­дей дома я стараюсь не обескураживать детей резки­ми замечаниями и записями в тетрадях вроде: «пишешь плохо», «никуда не годится», «не стараешься»! «ленишься». Наоборот, всегда поощряю детей за их искреннее старание. В любой работе ребёнка мож­но найти достижения и, зная его внутренний мир, надо то одобрительно, то поощрительно отозваться об этом найденном достижении. В весьма трудном деле исправ­ления почерка учащихся (я убедился в этом на прак­тике) требуется со стороны педагога индивидуальный подход и исключительно деликатное отношение к тру­ду каждого ребёнка. От этого зависит успех дела.

Усвоение правильного написания строчных и пропис­ных букв — первый этап работы по исправлению по­черка. Этот этап необходим, если дети при написании букв ломают их, придают им угловатую форму, не вы­держивают волосных линий и нажимов. Я не разрешаю учащимся делать никаких дополнительных линий в бук­вах, лишних, ненужных крючков или других «укра­шений».

Каждого школьника учу правильно соединять буквы волосными линиями и располагать их в слове так, что­бы почерк был не размашистым, не сжатым, а нор­мальным, чётким, разборчивым. Для тренировки детей в правильном расположении букв в словах даю им списать одно или два небольших стихотворения. Это — второй этап исправления почерка.

На первые два этапа я иногда отвожу целые уроки — до трёх–четырёх часов. Затраченное время с избытком компенсируется в первой же учебной четверти успеха­ми, которые начинают делать ученики в работах по русскому языку, овладев основными навыками хороше­го письма. Третий этап — исправление разных индивидуальных отклонений, особенностей, недочётов. Перечислю, ка­кие приходится давать указания и предъявлять требо­вания.

Нельзя писать мелким почерком, при котором нару­шается форма букв и письмо делается «слепым», труд­ным для чтения. Тетради у детей должны быть в пра­вильном положении—направлены нижним левым углом рабочей страницы в середину груди пишущего; верхний конец ручки должен иметь направление в плечо.

Кроме того, веду жёсткую борьбу с беспорядком в тетради (грязь, недописанные строчки, продолжение письменной строчки на полях, отсутствие красной стро­ки, даты); борюсь с размашистым или сжатым почерком, с почерком без соответствующего нажима, с сильным нажимом, с неровным нажимом.

Все эти дефекты в почерках детей отмечаю в их тетрадях. Под размашисто написанным словом пишу красными чернилами это же слово нормальным почер­ком и указываю на полях: «Пиши поплотнее». Под плотно написанным словом пишу это же слово нор­мальным почерком и указываю: «Слишком плотно пишешь».

Если ученик сильно нажимает на ручку указательным пальцем, то даю ему толстую ручку на время, нужное для исправления дефекта (от недели до месяца).

Я считаю бесполезным делать в тетрадях учащихся такие указания: «пиши лучше», «пиши красивее», «пи­ши правильнее» — и в то же время не показывать им образцов хорошего, красивого, правильного письма. Дети исправляют свой почерк, подражая правильным образцам, а беспредметные указания им не помогают. Когда у учащегося уже несколько улучшается почерк, я подчеркиваю у него в тетради красными чернилами два-три слова и добавляю: «Пишешь уже правильно» или: «Вот так пока и пиши».

Если ученик не умеет правильно писать какую-нибудь букву или её элементы, я пишу ему в тетрадь образцы на двух, трёх, четырёх строках. По этим образцам уче­ник дописывает дома начатые мною строчки.

Улучшая постепенно свой почерк, дети внимательнее анализируют при письме грамматическую сторону слов и предложений, легче усваивают правила правописания, грамотность их значительно улучшается. Тут можно по­степенно ускорять темп письма, но делать это надо незаметно для детей, без «рывков».

Я не забываю золотого правила: сначала научи, по­том требуй. За учебный год раза три–четыре я прове­ряю, каков порядок в портфелях детей. Но предвари­тельно учу их, что надо брать в школу, как располагать в сумке свои учебные вещи.

В первой учебной четверти очень полезно показать детям, как надо готовить дома уроки, как выполнять письменные задания. Дети добиваются исправления почерка — и в их жизнь постепенно входит порядок. Они сами становятся примерными для других, полу­чают твердые трудовые навыки.

Всякая работа с детьми требует от педагога огром­ного внимания, терпения, чуткого отношения. Особен­но требует этого работа по исправлению почерка. Когда через несколько месяцев мы сравниваем в клас­се наши первые и последние тетради, дети не узнают своих старых записей. Радость учеников разделяет и педагог.

Большинство родителей чутко прислушивается к го­лосу педагога. Вот этим-то родителям в первую оче­редь и хочется помочь понять свою роль в деле исправления почерка учащихся. При современном материальном положении совет­ской семьи большинство родителей имеет возможность создать для детей рабочий уголок с мебелью, соответ­ствующей росту каждого ученика. Этим родители принесут детям большую пользу, предотвратят у них искривление позвоночников, порчу зрения, приучат их правильно сидеть во время письма, что исключительно важно.

Работа по исправлению почерка учащихся 5-х классов тем и трудна, что дети то и дело забываются и садятся во время письма неправильно. Во время классных за­нятий за посадкой учащихся, за правильным положе­нием тетради, промокательной бумаги следит педагог. А в домашних условиях дети снова работают по приобретенной ранее привычке. Какую огромную помощь окажут дома родители, если две-три недели последят, правильно ли сидят дети, так ли, как нужно, пользуются школьно-письменными принадлежностями во время работы. Обо всём этом можно получить инструкцию у педагога. Конечно, учить ни отец, ни мать не могут, если они не педагоги, а сделать заме­чание ребёнку, как надо правильно сидеть во время письма, как держать ручку, может любой родитель — это несложно. Постоянной связью и друж­ной работой школа и семья обеспечат правильный почерк детей.

Автор: А. Бурдов

Источник: журнал «Семья и школа» 12 номер, 1958 года

Другие материалы номера читайте по ссылке.