07.05.2024
Задолго до встречи с компьютером…
Спорить о том, нужна ли современная вычислительная техника в обучении, уже не приходится. Компьютеризация стала реальностью нашей жизни. Но тем острее вопрос: как, каким образом и когда приобщать ребенка к компьютеру? Ответить на этот вопрос не так просто.
Почему-то часто рассуждают в основном о том, для чего можно использовать то или иное техническое средство в обучении, в том числе и компьютер. Но ведь это неправомерная постановка проблемы. Важно не то, что можно, а то, что нужно. Можно, как известно, и медведя научить танцевать. Но нужно ли большое количество танцующих медведей?
Нужно ли торопиться приспосабливать компьютер к обучению там, где это можно, но совсем не необходимо и даже не нужно? Да еще без глубокого знания детской психологии, без соответствующей экспериментальной проверки? Так, к примеру, силами одного КБ была разработана программа для ЭВМ, предназначенная обучать дошкольников чтению.
На дисплее выстроились буквы алфавита, а под ними крокодил Гена. Дети должны по очереди называть буквы. Если буква названа правильно, она остается на своем месте, но, если ребенок ошибается, крокодил Гена «съедает» неверно названную букву. По мысли авторов, ребенок, жалея буквы, будет стремиться не ошибаться. Увы! Ситуация для него может оказаться настолько забавной, что малыш предпочтет, чтобы любимый крокодил Гена проглотил все буквы! Но главное даже не в крокодильем аппетите.
Суть дела в том, что изолированное называние всех букв алфавита не есть продуктивный путь обучения дошкольника чтению. С нашей точки зрения, компьютерную технику в обучении следует использовать там, где она принципиально меняет его ход, делает его более эффективным, обеспечивает более высокий уровень психического развития детей. Ведь можно выбрать внешне очень эффектный путь: дать уже до школы ребенку устройство с кнопками, научить его нажимать их, объяснив их назначение, как можно раньше обучить пользоваться микрокалькулятором, дать начатки простейшего, адаптированного машинного языка...
Маленький мальчик бойко решает примеры в пределах десятка: «Два прибавить три будет пять; три прибавить пять будет восемь», «A как ты это узнал?», — интересуемся мы. «Я помню!», — весело отвечает мальчик. «Я считал на калькуляторе и запомнил». Мы насторожились: похоже, сложная мыслительная операция счета подменена запоминанием, мышление памятью.
Что же, может быть, в этом нет ничего дурного? Напротив, это облегчит и ускорит учебный труд ребенка? Конечно, но только в том случае, когда за числами стоят у него уже сформированные количественные представления. Как оказалось на этот раз? Когда мы выложили перед мальчиком две кучки палочек и спросили, в которой палочек больше, а в которой меньше, мальчик стал их пересчитывать: «Здесь — три, а здесь — пять!»
Он сосчитал верно, но сопоставить количества не смог, не знал, что — больше, три или пять, не владел способами сравнения чисел. На этом уровне развития математических представлений занятия с калькулятором внешне весьма эффектные — могут принести ребенку вред и уж никак не способствуют подготовке его к диалогу с машиной.
Диалог человека с машиной — в этом главное! Именно диалог, сотрудничество, требующее от человека определенного уровня готовности.
Введение в нашу жизнь компьютерной техники вовсе не упрощает требований к человеку. Напротив, эти требования умножаются, усложняются. Сотрудничество с ЭВМ делает абсолютно необходимым тот уровень интеллектуального и личностного развития, который до этого был лишь желательным.
В рамках школьного обучения компьютер может быть использован по-разному: как тренажер, как вычислительный инструмент, как средство для усвоения способов решения задач одного класса (алгоритмизация). И наряду с этим он может быть использован для формирования элементов творческого поиска, решения проблемных задач. Компьютер позволяет школьнику получать информацию в необходимом объеме и в нужное время без участия учителя. Круг информации ученик может сужать и расширять по своему усмотрению, в соответствии с уровнем своих потребностей.
Компьютер также помогает ученику планировать свою деятельность разбивать се на последовательные этапы, контролировать се поэтапно. Так, при решении задачи у ребенка возникает персональное сотрудничество с обучающей машиной, которая может указать ему на пропущенные этапы работы, на ошибки, на те правила, которые должны быть использованы для результативного решения, и даже сообщить страницу учебника, на которой это правило находится.
Иными словами, компьютер помогает отрабатывать правильную стратегию деятельности. Казалось бы, чем раньше использовать компьютер в обучении, тем лучше.
Ведь огромная часть учебного материала требует для своего усвоения длительных и систематических тренировок. Но... Представьте себе на минуту, что у компьютера сидит ребенок, у которого рассеянное внимание, не выработана усидчивость, нет интереса к предмету изучения. Такой ребенок очень скоро отвлечется, потеряет принцип действия или же попросту не сможет найти, увидеть даже ту ошибку, на которую указывает компьютер. Если бы рядом с ребенком был взрослый, он сумел бы «собрать», направить его внимание, в нужный момент переключить его, поддержать угасающий интерес. Машина же этого не может. В общении с машиной заинтересованной стороной должен быть сам ребенок! Следовательно, сотрудничество с машиной требует более высокого уровня личностной готовности, чем сотрудничество с человеком. А ведь и к полноценному сотрудничеству с человеком и учителем не всегда бывает готов не только первоклассник, но и ученик второго — третьего класса.
Неумелое, недостаточно продуманное использование компьютерной техники может привести к нежелательным последствиям. Опасность заключается также и в том, что дети могут стать потребителями, безоглядными иждивенцами при компьютере. А ведь компьютер нужен для активизации мышления, а не для воспитания лености мысли!
Даже самая элементарная работа с компьютером требует от детей достаточно высокого уровня готовности. Но одним умением дело не ограничивается! Перед школой стоит гораздо более важная и сложная задача - подготовить кадры к будущему творческому сотрудничеству с ЭВМ. И эта проблема тревожит специалистов. «Человека к новой технике надо готовить не только профессионально, но и физиологически, и психологически, — пишет академик К. В. Фролов, — мы стоим на пороге автоматизированного XXI века... Техника не отстанет, но вот человек не отстал бы».
Видимо, следует более подробно разобраться в том, какие же требования компьютер предъявляет работающему с ним человеку. Что тот должен уметь и знать, чтобы с помощью компьютера решать не только учебные, но и проблемные, творческие задачи?
Прежде всего, человек должен уметь задавать компьютеру вопросы. А по словам Р. Шекли, для того чтобы задать правильно вопрос, нужно хотя бы наполовину знать на него ответ. Главное же — человек должен уметь самостоятельно мыслить и, как удачно заметил в одной статье о компьютеризации инженер М. Кузнецов, «не забывать, что из двоих — машины и человека голова дана только одному».
Для нас, взрослых, сейчас очень актуален вопрос о перестройке мышления, связи с программой ускорения научно-технического прогресса и, в частности, с компьютеризацией народного хозяйства, науки и культуры. Такая перестройка необходима, хотя многим она дается нелегко. Это обстоятельство подтверждает необходимость с самого начала направить развитие ребенка так, чтобы его мышление и личность были подготовлены к работе с современной техникой. Но изначально формировать современное мышление ребенка — это значит, чтобы в обучении он напрягал свои умственные силы, думал, преодолевал интеллектуальные трудности. Крайне важны широта практической деятельности, разнообразие непосредственного опыта. Как это ни парадоксально звучит, но при узконаправленной прямой, жесткой ориентированности на возможно более раннюю работу компьютером мы сформируем человека, который не способен будет полноценно овладеть этой техникой. Сущность формирования современного уровня мышления и деятельности ребенка совсем в ином.
Задолго до встречи с компьютером в детской деятельности, в повседневной жизни ребенка требуется формировать дисциплину ума, умение планировать свои действия и контролировать их. Нужно учить ребенка видеть задачу (практическую, умственную), анализировать ее ситуацию или условия, искать и находить недостающие данные, способы и средства, которые ведут к цели, оптимальные пути решения, анализировать и оценивать полученный результат. При этом нельзя упускать одну из главных задач — обогащение чувственного опыта ребенка, создание прочной основы для будущего свободного оперирования представлениями и образами.
Чувственное познание начинает развиваться очень рано. Оно является основой познавательной деятельности дошкольника и остается одним из основных компонентов в познании младшего школьника. Но если взрослый должным образом не руководит деятельностью ребенка, его чувственный опыт может иметь существенные недочеты.
В основе чувственного познания лежит восприятие. Процесс восприятия сложен. Нужно уметь обследовать предмет: рассмотреть, ощупать, прослушать- одним словом, получить необходимую в данный момент информацию и сравнить ее с тем, что известно по прошлому опыту, замечая сходство и различия. Восприятие оказывается полноценным, когда для сравнения используются общественно выработанные мерки — эталоны: цвета спектра, определения величин, форм, меры веса, фонемы родного языка и другие (см. об этом в статье В. Мухиной «Что такое готовность к учению?», № 4 за 1987 год).
И процесс обследования, и эталоны, и умение сопоставлять и сравнивать не приходят к ребенку сами по себе — этому надо учить.
Восприятию свойственна избирательность. Мы выбираем в исследуемом предмете те свойства, которые соответствуют нашей цели. Так, если мы покупаем шкаф, нам нужно увидеть его размеры, поместительность, цвет и форму, качество поверхности — все то, что отвечает нашим потребностям, возможностям и вкусам. Если же мы хотим шкаф нарисовать, нам не важны ни его подлинные размеры, ни поместительность, а на первый план выступят форма, цвет и пропорции. Таким образом, характер информации, которую мы получаем от реально существующих предметов, все время меняется в зависимости от наших целей, намерений, установок.
На основе образов, полученных благодаря восприятию, возникают представления, отражающие реальные свойства и отношения. Чтобы представления были достаточно четкими, дифференцированными и одновременно подвижными, они должны быть закреплены, выражены в слове.
Человек по словесному описанию может не только вспомнить или узнать предмет, но и изобразить его и даже представить себе нечто такое, с чем он не встречался в реальном опыте.
Процессы воссоздающего воображения имеют огромное значение в творческой деятельности, но питают их только образы реально воспринятых предметов.
Например, человеку могут предложить нарисовать фантастический цветок, у которого длинный толстый красный стебель, синие квадратные листья, оранжевая прямоугольная чашечка, длинные черные тычинки с шариками, похожими на глаза стрекозы. Не правда ли, представить себе такой цветок и нарисовать совсем несложно? Но только в том случае, если мы много раз держали в руках реальный цветок, видели стрекозу и любовались ее огромными глазами, ясно представляем себе формы и цвета.
Продолжая рассматривать требования, которые предъявляет к человеку компьютер, мы неизменно сталкиваемся с необходимостью таких качеств, как аккуратность, настойчивость, внимание, собранность. Какое же содержание вкладываем мы в эти понятия? В обыденной жизни люди так часто употребляют слова «настойчивость», «аккуратность», «целенаправленность» и т. д., что кажется смысл их прост и однозначен. Однако совпадает ли он с тем значением, которое придают этим словам психологи? Далеко не во всем и не всегда. Постараемся раскрыть их психологическое содержание.
Очень часто настойчивостью родители называют упрямство ребенка, нежелание подчиняться требованиям взрослых, стремление во что бы то ни стало заставить окружающих поступать так, как ему хочется. В других случаях за настойчивость принимают отсутствие гибкости, неумение перестроить свой привычный способ действий и перейти к новому, более продуктивному, неумение и нежелание переключаться с одной деятельности на другую.
Однако с психологической точки зрения настойчивость как раз соотносится с умением подчинять свои действия, свое поведение поставленной задаче, не отступать от цели, несмотря на возникшие трудности. Подлинная настойчивость связана с умением сознательно управлять своим поведением, с умением «властвовать собой», т. е. с произвольностью поведения. Упрямство же, инертность как раз свидетельствуют об отсутствии должного уровня произвольности.
Умение управлять своим поведением дается ребенку нелегко и не сразу, так как это сочетается с напряжением, с преодолением трудностей, обусловливается особенностями не только психического, но и физиологического развития, прежде всего со сбалансированностью основных нервных процессов возбуждения и торможения. Но это не снимает необходимости умело и постепенно воспитывать такое умение. Если же этим пренебрегать, то отсутствие должной произвольности поведения может сказываться на протяжении всей жизни, по которой человека будет носить «без руля и без ветрил», «по воле волн».
Хотя эти понятия очень близки, есть между ними и существенное различие. Целенаправленность предполагает прежде всего осознание цели; но значимость самой цели далеко не всегда соответствует затраченным для ее достижения усилиям. Ребенок, только что перенесший ангину, затратит немало сил, требуя, чтобы ему купили мороженое. Субъективно цель для него значима и эмоционально притягательна, объективно — вредна и неразумна. Для достижения поставленной цели будут использованы различные способы и средства: хитроумные уловки, мольбы, обещания, жалобы, слезы... Казалось бы, действует ребенок вполне целенаправленно — стремится достичь желаемого. Однако, отвергая все доводы и объяснения, он руководствуется лишь принципом: «Мне очень хочется!» Целенаправленность на месте, но об умении владеть собой и говорить не приходится: поведение ребенка полностью непроизвольно.
Но даже при произвольном поведении он далеко не всегда осознает необходимость продуманных волевых действий, которые могут продвинуть его к достижению цели, часто действует импульсивно, непоследовательно. И мы говорим: ребенку не хватает целеустремленности. Целеустремленность — это именно осознанная устремленность к цели. Надо ли говорить, что целеустремленность — стержневое качество личности? Оно вырабатывается на протяжении жизни. Без него невозможна плодотворная, продуктивная человеческая деятельность. Из целенаправленности и целеустремленности вырастает подлинная настойчивость.
Аккуратность, как мы ее понимаем, тоже непосредственно связана с целенаправленностью и целеустремленностью. Ее не следует сводить, как часто бывает в житейском обиходе, к опрятности внешнего вида или же педантизму в поведении. Аккуратность, о которой здесь идет речь, — это строгое соблюдение всех условий задания, последовательности всех действий. Аккуратно выполненная работа — это работа без всяких отступлений и погрешностей, полностью соответствующая заданным нормам и правилам. Но чтобы соответствовать, ребенку надо ясно осознавать, к какому результату он стремится, представлять его себе достаточно четко и детально. Да и владеть необходимыми умениями и навыками тоже требуется, не правда ли?
Родители часто замечают, что внимание ребенка различно в разных условиях. Если его что-либо заинтересовало или работа, игра для него привлекательна, он может долго и сосредоточенно что-то разглядывать, кого-то слушать, чем-то заниматься. Но странно: стоит только потребовать от него выполнения хотя бы того же дела, и ребенок становится невнимательным!
А дело в том, что непроизвольное внимание у ребенка развивается весьма рано.
Все новое, яркое, эмоционально привлекательное, вызывающее любопытство и интерес приковывает к себе его внимание.
При этом длительная сосредоточенность на притягивающем внимание предмете. игре не обусловлена внутренним напряжением, не требует дополнительных усилий. Все происходит как бы само собой: малыш рассматривает картинки в книжке, слушает песенку или сказку, играет с новой игрушкой, рисует... Но заставить себя быть внимательным, подчиняясь определенной задаче, он еще не умеет. Для этого требуется именно произвольное внимание, умение по необходимости стать собранным, сосредоточенным, переключать и распределять свое внимание между отдельными объектами деятельности. Все эти свойства внимания воспитываются.
На основе произвольного внимания развивается наблюдательность — важнейший компонент продуктивной и творческой деятельности. Все личностные качества, которые мы рассматриваем, нужны каждому человеку для плодотворной его жизни в обществе.
Но если раньше многое нами пускалось на самотек, то теперь перестройка образования, введение в процесс обучения компьютера требуют своевременной специальной подготовки детей, которая позволила бы вести обучение на качественно новом уровне.
Мы рассмотрели основные качества личности, требующиеся для успешной работы с компьютерной техникой. Теперь остановимся на развитии интеллектуальных умений.
Прежде всего ребенок должен суметь понять задачу, которую ставят перед ним. В психологическом понимании задача это проблемная ситуация. Что же это такое? Это ситуация, в которой нельзя действовать по шаблону, привычным способом. Правильный ответ нужно искать, осуществляя выбор между различными способами действия.
Чтобы начать решать задачу, нужно прежде всего увидеть цель, которая должна быть достигнута. В одних случаях цель заключается в получении практического результата (сделать флажок), в других — выделить принцип действия, найти причинно-следственную зависимость в каких-либо явлениях, доступных жизненному опыту и знаниям ребенка: например, по требованию взрослого самостоятельно разложить на две группы карточки с изображением предметов (посуда; мебель; живые и неживые объекты и т. д.): суметь понять, что снег тает от тепла и превращается в воду, а вода на морозе превращается в лед... Очень важно, чтобы ребенок постепенно научился формулировать основание своих действий словесно, так как, выражая свою мысль в словах, он сможет ясно осознавать логику своих действий, их цель. Именно с осознанием цели связано развитие целенаправленности.
Следующий шаг в решении задачи — это анализ ее условий. Например, перед ребенком стоит задача — достать с верхней полки шкафа третью книгу слева.
Для этого он должен точно оценить расстояние до полки, ее высоту; сориентироваться в пространстве — слева, справа; произвести отсчет: одна, две, три...
В качестве средств действия в данной задаче могут выступать любые объекты, которые помогут преодолеть главное препятствие — высоту: стул, табурет и даже толстые книги с нижней полки. При выборе средств ребенку снова придется оценивать и соотносить свойства предмета-цели, условий задачи и свойства пред-мета-средства. Скажем, если бы надо было достать мяч, можно было бы воспользоваться палкой, а книгу с полки так не достанешь...
Способы анализа условий задачи и выбора средств действия могут быть различны. Они могут быть интеллектуальными, а могут — и практическими.
Последние играют значительную роль в формировании самостоятельного мышления ребенка, особенно на ранних этапах его развития. Впрочем, использование практических проб зависит главным образом от сложности задачи. Если ребенок прибегает к практическим пробам, а не решает задачу сразу «в уме», это ни в коей мере не характеризует отрицательно его умственные возможности. Это говорит лишь о том, что в решении задач подобного рода опыта у него маловато и он путем пробных действий стремится его приобрести. Личный опыт в практических действиях ляжет в основу логических рассуждений. А пустые рассуждения с чужих слов, без опоры на собственные представления, могут принести только вред его развитию.
Иное дело, если ребенок уже подготовлен к интеллектуальному решению, запас его представлений позволяет ему обходиться без практических проб. В этом случае он может оценить на глаз высоту полки, свой рост, высоту стула, соотнести их и безошибочно выполнить действие — подставить стул к шкафу, встать на него и достать книгу.
Но если ребенок затрудняется, он должен перейти к практическим пробам: поднести сначала скамеечку, встать на нее, убедиться, что она низка, подставить стул и т. п. Так ребенок учится отбрасывать ненужные, нерезультативные варианты решения и выбирать правильный способ действия. Перебирая практические варианты, ребенок обретает необходимый опыт, получает и уточняет имеющиеся у него представления, в данном случае — о пространстве, о сравнительной величине предметов и их отношении. Наблюдения показывают: дети, не владеющие практической ориентировкой, не в состоянии найти решения и в проблемной ситуации; они не пытаются искать новых способов, а целиком полагаются на уже известные им, на имеющиеся в их памяти знания. Так и было в нашей ситуации с полкой: мальчик пяти с половиной лет заявил: «Если бы я был как дядя Степа, я бы книгу достал! А так я не могу, я еще маленький!» Девочка, его ровесница, тоже правильно проанализировав условия, отказалась действовать: «Вот если бы мне дали лестницу, я бы достала...»
Если ребенок по мере надобности умеет перейти к целенаправленным практическим пробам, он не только приобретает опыт ориентировки, но и овладевает способом достижения цели. При решении разнообразных проблемных задач у ребенка развиваются методы мышления, необходимые человеку в его творческой жизни. Они и должны лечь в основу того уровня, который требуется для полноценной творческой работы с компьютером. Правильно сформированные методы мышления открывают путь к таким общим интеллектуальным умениям, как планирование и самоконтроль.
Планирование — это умение предвосхитить свои будущие действия и наметить их правильную последовательность.
Самоконтроль — умение следить за собой в процессе выполнения планируемых действий. Развитый самоконтроль помогает вести работу рационально, экономя время и материал.
Правильно организуя деятельность ребенка, мы сможем воспитать такое ценное качество его ума, как вариативность. Вариативность мышления — это умение рассмотреть несколько вариантов действия, выбрать их них оптимальный — наиболее экономный, прямо ведущий к цели.
Мы постарались очертить круг вопросов, связанных с психологической подготовкой ребенка к диалогу с ЭВМ. Как вы видите, подготовка эта начинается задолго до того, как ребенок встретится с компьютером. Она вовсе не сводится к имитации обучения с привлечением технических устройств, внешне похожих на компьютер. Это прежде всего психологическая подготовка. Перед нами стоит ответственная задача — воспитать человека, способного плодотворно сотрудничать с современной электронной техникой.
Авторы: А. Катаева, доктор психологических наук, И. Будницкая
Источник: журнал «Семья и школа», 9 номер, 1987 год.
Другие материалы номера читайте по ссылке.