Министерство просвещения Российской Федерации

Игры на развитие внимания

04.02.2024

Известно, какую огромную роль играет развитое внимание в повседневной жизни, в учении, на производстве. Без внимания невозможен успех ни в какой деятельности.

У детей развитие внимания зависит от многих условий, при этом одни из условий способствуют выработке качеств хорошего внимания, другие, наоборот, мешают. Отсюда следует важный вывод: внимание надо воспитывать так же, как и другие качества личности.

Хорошим средством воспитания внимания могут служить и специальные игры. Ниже мы приводим разнообразные игры, тренирующие произвольное внимание с его основными качествами:

  • Объёмом

  • Распределением

  • Устойчивостью

  • Переключением

  • Концентрацией

А также игры, повышающие зрительные и слуховые восприятия и двигательные ощущения. Умелым проведением игр можно возбудить «спортивный» интерес детей к развитию своего внимания. Приобретённые ими навыки будут способствовать более внимательному восприятию и запоминанию учебного материала.

Сначала проведите живую беседу о значении внимания в жизни. В качестве юмористической иллюстрации постарайтесь вместе с детьми нарисовать в воображении картину злоключений незадачливого рассеянного шофёра, не обладающего требуемым его профессией вниманием. Ведь шофёр должен внимательно следить за тем, что делается по дороге – перед машиной, по сторонам и сзади, – действовать рулём, переключать скорость, тормозить, следить за исправностью механизмов, запасом горючего.

Такая беседа возбудит у детей желание испробовать свои силы в игре. Начать лучше с более лёгких и занимательных игр. И вообще, выбирая игры, родители должны учитывать возраст и развитие ребёнка. Не следует играть слишком часто и сразу использовать ряд игр, иначе дети быстро ими пресытятся. Полезно в игру вводить элемент соревнования с системой очков — это обострит интерес играющих, заставит быть более внимательными и сосредоточенными.

Приводимые ниже игры я проверил на двух моих дочерях (5-ти и 8-ми лет) и их подругах. Как учитель я проверял игры и в школе с учащимися до 7-го класса включительно.

Дочери не давали мне прохода, прося поиграть с ними, показать новые игры, затевали эти игры с соседями и подругами, причём 8-летняя дочь проявила изобретательность в придумывании новых вариантов игр. Учащиеся также были очень заинтересованы этими играми. Учителя признали, что систематическое проведение таких игр помогает детям стать более внимательными.

Игры распределены по группам – в зависимости от того, какие стороны и качества внимания они в первую очередь тренируют. В скобках после названия каждой игры указывается возраст детей, которые могут принимать в ней участие.

  • Развитие наблюдательности:

Что за чем? (с 5-ти лет)

  1. Первый вариант. Положить в ряд 7–10 различных предметов прикрыть газетой. Приоткрывая их, снова закрыть и предложить ребёнку назвать предметы и сказать, в какой последовательности они лежат.

  2. Второй вариант. Уловить, какие 2–3 предмета переложены.

  3. Третий вариант. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

 

Вот так позы! (с 6-ти лет)

Каждый из стоящих в ряду (3–6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40–50, затем отвернувшись, копирует позу каждого.

 

Хотя и нелегко – запомню (с 5-ти лет)

На листке из тетради по арифметике чертится квадрат в 9 клеток, и в двух из них ставятся кружочки. Поглядев на рисунок секунды 3, ребёнок должен воспроизвести его по памяти на другом таком же листке.

Размер квадрата и количество кружочков можно постепенно увеличивать. Кружочки можно сделать разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать время на рассмотрение.

 

  • Развитие слухового внимания:

Узнать по звуку (с 5-ти лет)

Узнать различные предметы, употребляемые в быту, по звуку, которые они издают при постукивании их или падении на пол.

 

Слова, начинающиеся с одной буквы (с 9-ти лет)

Каждый играющий получает определённую букву. Слушая читаемый небольшой текст, он должен запомнить по 5–7 слов, начинающихся с этой буквы, и по окончании чтения записать их в том порядке, в каком они стоят в прочитанном тексте.

 

Слушай и исполняй (с 6-ти лет)

Водящий вслух называет (1–2 раза) пять различных движений, не показывая их. Нужно проделать эти движения в той последовательности, в какой они были названы водящим.

 

  • Внимание к двигательному ощущению:

Точное движение (с 5-ти лет)

  1. Первый вариант. На столе расположено произвольно 8–10 разных предметов. Нужно секунд 15–20 секунд поглядеть на них, затем с завязанными глазами, не касаясь других предметов, положить руку на тот предмет, который называет водящий.

  2. Второй вариант. Изучить картинку (размером не менее 40X40 см), а затем с завязанными глазами показывать отдельные изображённые на ней предметы.

 

Путешествие по карте с завязанными глазами (с 11-ти лет)

Став напротив карты мира с завязанными глазами, нужно по требованию водящего показывать короткой (до 10 см) указкой отдельные страны света, океаны, моря, острова, государства. Объём требований зависит от подготовки учащихся. Такую же игру можно провести с глобусом крупного масштаба.

 

Внимание «слепого» (с 4-х лет)

Выполнить с завязанными глазами несколько дел в комнате: переставить с одного места на другое какой-либо предмет, постелить постель, налить воду в стакан.

 

Не действуй на авось (с 9-ти лет)

Перед тем, как завязать глаза, нужно хорошо запомнить места, где будешь проходить, и расположение предметов, которыми будешь пользоваться. Задача состоит в следующем: завязав глаза, со своего места в классе подойти к доске, взять мел, написать по прямой предложение из 4–5 слов, положить мел, вернуться на своё место, опять подойти к доске, взять тряпку, стереть всё написанное и снова вернуться на своё место.

 

Взвешивание на руке (с 11-ти лет)

Поупражнявшись в ощущение веса в 100, 200, 300, 500 граммов, 1, 2, 3 килограмма, прикидывать вес разных предметов с последующей проверкой на весах.

 

Узнай на ощупь (с 7-ми лет)

Определить предмет с закрытыми глазами, получив его (весь или часть его) в руки. Определить, старый ли он, из какого материала. На ощупь определить, какое зерно, какая крупа.

 

  • Объём и распределение внимания:

«Учёт» без записи (с 12-ти лет)

Нарезать много разных геометрических фигур. Перемешав их и показывая по одной, предложить без записи подсчитать отдельно количество фигур каждого вида.

 

Движения в разных темпах (с 12-ти лет)

Различные движения проделывать одновременно, но с разной скоростью. Например, одну руку поднимать и опускать в два счёта, а другую – в четыре счёта.

 

Несколько дел одновременно (с 8-ми лет)

На голову положить большой плоский предмет, в одну руку взять блюдце со стаканом, наполненным до краёв водой, а в другую руку-книгу, положи на неё шарик. Со всем этим ходить по комнате и рассказывать что-нибудь или отвечать на задаваемые вопросы.

 

Напряжённые минуты (с 14-ти лет)

Привести в движение самодельный маятник. Одновременно медленно сменять одну за другой три картинки и продиктовать одно за другим три небольших предложения. Играющие должны подсчитать количество качаний маятника, запомнить содержание показанных картинок записать продиктованные предложения. Для детей 10–13 лет игру можно упростить, устранив маятник.

 

Не спеши подражать (с 7-ми лет)

Водящий, не торопясь, делает разные движения. Играющие повторяют те же движения, но с отставанием на одно: при первом движении водящего играющие остаются неподвижными, при втором его движении – делают первое, при третьем второе. Можно усложнить игру, предложив играющим отставать от водящего на два движения. Перепутавший движения выбывает из игры.

 

  • Устойчивость и переключаемость внимания:

За воображаемой стеной (с 10-ти лет)

Заучить небольшое стихотворение, правило, запомнить содержание рассказа или решить задачу в обстановке, когда есть много отвлекающих моментов: включено радио, патефон, ведутся громкие разговоры, спор. Выигрывает тот, кто лучше и быстрее выполнит задание.

 

И неинтересное запомню (с 11-ти лет)

  1. Первый вариант. Собрать много разных предметов и, закрыв их простынёй, в произвольном порядке вытаскивать по одному, показывать играющим и сейчас же прятать обратно. Время от времени ведущий неожиданно спрашивает у любого играющего, какие три последних предмета он запомнил. Допустивший ошибку выбывает из игры.

  2. Второй вариант. Водящий, не торопясь, называет в произвольном порядке числа в пределах 30 и время от времени неожиданно требует от любого играющего повторить три последних числа.

 

Всё делай быстро (с 11-ти лет)

Посередине полянки, длиной не менее 100 м, на газете разложено 8–10 предметов. За 20 секунд нужно пробежать (мимо газеты) всю полянку и затем назвать предметы, разложенные на газете.

 

Подчиняйся сигналам (с 9-ти лет)

С детьми проводится какая-либо подвижная игра. По внезапному сигналу они поворачиваются в сторону водящего и застывают в позе «смирно». Водящий медленно, громко говорит неизвестное двустишие или фразу в 8–10 слов и секунд 10 молчит. Затем по сигналу дети снова возвращаются к игре. Через минут 5 раздаётся сигнал, по которому каждый на бумажке со своей фамилией должен записать, что сказал водящий, и отдать ему не позже, чем через 2 минуты после сигнала.

 

Запоминай всё (с 9-ти лет)

Перед игрой школьнику разъясняют задачу: он должен запомнить всё, что будет происходить. Он читает интересную книжку. Его отрывают от чтения и показывают в течение 5–7 секунд малоизвестную ему картинку и затем убирают её. Он продолжает читать минуты 2. Затем ему медленно и один раз говорят фразу в 6–8 слов. Он снова продолжает читать минуты две. Затем ему даётся небольшое поручение, которое он должен будет выполнить после. Наконец, на одну минуту он снова возвращается к чтению. Играющий должен рассказать содержание показанной картинки, повторить сказанную фразу, выполнить поручение и вкратце пересказать то, что он прочёл в книжке.

Мы привели лишь часть возможных игр на развитие внимания. Каждый родитель, уловив идею той или иной игры, может придумать свой вариант – на другом материале, другими действиями, с более простыми или даже сложными требованиями – в зависимости от возраста и развития своих детей.

Автор: Е. Гельфан

Источник: журнал «Семья и школа», 1956 год, номер 12

Другие материалы номера читайте по ссылке.