Министерство просвещения Российской Федерации

Гигиена одежды детей

28.04.2024

Одежда играет важную и многостороннюю роль в жизни людей. Она позволяет человеку приспосабливаться к различным климатическим условиям и сезонам года.

Гигиеническое значение одежды состоит в регуляции теплообмена организма, уменьшении теплопотерь, защите кожи от загрязнения и механического повреждения. Кроме того, одежда имеет и большое воспитательное значение, особенно для детей. Она обеспечивает приспособление ребёнка к условиям внешней среды, содействует его нормальному росту и физическому развитию, воспитывает навыки личной гигиены, вкус, дисциплинирует поведение, способствует хорошему самочувствию во время учебных и трудовых занятий, а также игр и прогулок.

Качество одежды в первую очередь определяется качеством ткани, из которой она сшита. Одно из главных гигиенических свойств, каким должна обладать ткань, уровень её теплопроводности. Между волокнами ткани задерживается воздух, который образует воздушную прослойку. Чем больше эта прослойка, тем теплопроводность ткани меньше и тем больше тепла сберегает человеку одежда. Воздух составляет существенную "часть" нашей одежды. Объём воздуха при многослойной одежде (бельё, платье, пальто) значительно больше объёма ткани. Например, в зимней одежде 85 % составляет воздух и только 15% — вещества ткани. Можно сказать, что человек одет воздухом. Для одежды рекомендуется выбрать ткань, отвечающую климатическим сезонным условиям года. Нецелесообразно, например, шить для ребёнка зимнее платье из полотна или хлопчатобумажной ткани, обладающих очень большой теплопроводностью. Очень малая теплопроводность у ворсистых и пористых тканей (шерсть, фланель).

Заботьтесь о том, чтобы одежда детей была воздухопроницаемой и гигроскопичной, иначе под тканью будет скопляться пот, способствуя загрязнению кожи, тело ребёнка всегда будет влажным, что может вызвать охлаждение, а в связи с этим и заболевание.

Одежда должна хорошо стираться, причём прочно сохранять свою окраску. Для детской одежды выбирайте ткани преимущественно светлых расцветок, с красивым мелким рисунком. Не рекомендуются тёмные тусклые тона ткани, с пёстрой раскраской и крупным резким рисунком.

Наилучший вид тканей для детей — трикотаж, пористый и лёгкий. Его можно готовить любой плотности из бумаги, шёлка, шерсти. Красивая хлопчатобумажная ткань — для лета, фланель и байка — для зимы, а для нарядных платьев и форменной одежды — тонкая шерстяная ткань или лёгкое сукно — вот те виды тканей, которые лучше всего отвечают гигиеническим требованиям.

Важен также покрой одежды. Одежда должна быть лёгкой, не стеснять и не мешать движениям, держаться главным образом на плечах. Тугие пояса, резинки, стягивающие тело ребёнка, высокие воротники, подпирающие шею и мешающие кровообращению, — неприемлемы.

Покрой летних платьев или костюмов должен обеспечивать хорошую вентиляцию одежды, поэтому шейте девочкам платьица свободные, с короткими рукавами и открытой шеей, а мальчикам — короткие до колен свободные штанишки и рубашки с отложным воротником, короткими рукавами. Покрой зимних платьев и костюмов иной: штаны более длинные — ниже колен, с прилегающим к ноге свободным манжетом, рукава у платьев и рубашек длинные.

При пошивке детской одежды важно предусмотреть некоторый запас длины и ширины. Ребёнок растёт быстро, и наличие запаса позволяет значительно увеличить срок носки платья или костюма.

В настоящее время положение с производством и выпуском детской одежды нельзя считать удовлетворительным. В конце прошлого года на выставке детской одежды в Московском Доме учителя было представлено всего несколько моделей белья, крайне неудачно сконструированных и сшитых для маленьких детей и школьников. Не лучше обстоит дело с платьями, костюмчиками для мальчиков и с верхней одеждой. Одежда даже для самых маленьких детей часто шьётся из грубой ткани, которая, соприкасаясь с нежной кожицей ребёнка, травмирует её. Размеры и покрой белья для малышей и детей школьного возраста не отвечают возрастно-ростовым размерам. Ассортимент детского белья очень ограниченный. Совершенно отсутствуют трикотажные комбинезоны, а между тем, — это наиболее гигиеничный вид белья для ребёнка дошкольного возраста. Нет также для этого возраста и комбинезонов вместе с чулками, что избавило бы от необходимости надевать ребёнку лиф, резинки. Костюмчики для мальчиков изготовляются преимущественно из грубых тёмноокрашенных тканей, платьица же для девочек часто шьются из натурального шёлка, а это и весьма дорого и непрактично. Чем моложе ребёнок, тем быстрее он растёт и, следовательно, нуждается в частой смене одежды.

Как уже говорилось, лучше всего гигиеническим требованиям отвечают трикотажные и хлопчатобумажные ткани, и их в большом количестве выпускает промышленность, однако детских платьев и костюмов из этих тканей шьётся недостаточно.

Особенно большого внимания и заботы требует одежда детей школьного возраста. Жизнь школьника многообразна: она протекает в семье, школе, пионерском лагере. Школьник не только учится, но и занимается физкультурой и спортом, работает в школьных мастерских и на участке, отдыхает дома и на прогулке. Соответственно с этим детям школьного возраста нужна разнообразная одежда: лёгкое, удобное и дешёвое домашнее платье, школьная форма, спортивная одежда, халат или комбинезон для работы в мастерской, на участке и другие виды одежды. Покрой её должен быть приспособлен к той деятельности, которой занят в данное время школьник.

Воспитывая у каждого ребёнка правильные гигиенические навыки, как можно раньше приучайте его следить за опрятностью одежды, надевать в школу ученическую форму, а дома — домашнюю одежду. Работая в мастерской или на участке, надевать халат и косынку или рабочий комбинезон; занимаясь физкультурой или спортом, надевать спортивный костюм; ложась спать, менять бельё на ночную рубашку или пижаму. Всё это имеет очень существенное гигиеническое значение, так как одежда меньше загрязняется, успевает проветриться и у неё будет опрятный вид.

Из всех видов одежды особого внимания родителей заслуживает школьная форма, которая дисциплинирует ребёнка, придаёт ему подтянутый, "деловой" облик и отвечает в то же время эстетическим требованиям и возрастным особенностям ребёнка.

Для школьников 1–4-х классов наиболее подходящей можно считать форму с брюками типа гольф и рубашкой из хлопчатобумажной ткани спортивного типа с отложным воротничком.

В холодное время года к этому следует добавить шерстяную или вигоневую трикотажную безрукавку (пуловер) и для торжественных дней — спортивного типа пиджачок.

Существующая форма не может отвечать гигиеническим требованиям: для мальчика 7–8 лет длинные широкие брюки неудобны, они болтаются вокруг ног, собирая пыль, и мешают при ходьбе. Кроме того, ребёнок носит эти брюки на тесном поясе, а к тому же сверх гимнастёрки надевается второй, широкий кожаный ремень, что в целом нарушает правильное дыхание, сжимая органы брюшной полости. По нашему мнению, предложенная выше модель формы для школьников младших классов значительно гигиеничнее.

Дети учатся во все сезоны года, в том числе и в тёплые и жаркие месяцы, а между тем, летней формы не существует. И зимой в мороз, и летом в жаркие дни — форма одна. Пошитая из шерсти для девочек и сукна для мальчиков форма летом вызывает перегревание, вредно отражающееся на здоровье детей. Указанный выше образец формы для мальчиков очень удобно приспособить к разным сезонам года, но совершенно необходимо создать модели летней формы для девочек и мальчиков старших классов. Летняя форма должна быть более светлого цвета, чем зимняя, из хлопчатобумажной или льняной ткани, которая хорошо стирается и не вызывает перегрева.

Школьную форму нужно изготовлять комплектно и выпускать в продажу вместе с белыми воротничками (2–3), нарукавниками, а для девочек — с передниками, белым и чёрным. Школьникам также необходимы халат, косынка или шапочка для работы на пришкольном участке и в мастерских по труду. Ещё лучше, если это будет удобный рабочий комбинезон, что позволит сохранить форму опрятной, продлить срок её ношения.

Беден ассортимент спортивной одежды для детей. Школьникам рекомендуются трикотажные трусы, майки, футболки и плавки прочной окраски, чтобы после первой стирки или же пребывания на солнце они не выцветали. Девочкам вместо трусов лучше сшить широкие шаровары или же купальные костюмы, желательно из шерстяного трикотажа. Лыжные костюмы, как правило, изготовляются из недостаточно тёплой и непрочной ткани с пёстрой окраской. Не проходит и месяца, как костюмы выцветают и вытягиваются. Неудачен покрой лыжных костюмов. Широкие мешки у щиколотки неудобны при ходьбе на лыжах и могут быть причиной падения. Брюки рекомендуется внизу сузить, закрепить на ноге штрипками с тем, чтобы можно было надеть носки и ботинки. Школьникам нужны дешёвые удобные спортивные костюмы для летних и зимних спортивных занятий, одежда для туристских походов, пионерских лагерей, работы в поле, на огороде. Такой одежды нет в продаже, зато широко выпускаются всевозможные детские пижамы, копирующие фасоны пижам взрослых. Детям нецелесообразно носить пижамы вместо домашнего платья. Они должны служить только ночной одеждой. Мальчикам и девочкам не рекомендуются длинные брюки на тугой резинке и куртки с длинными рукавами. В такой пижаме летом жарко, трудно бегать, играть, резвиться. Гораздо целесообразнее создать разнообразные модели домашних платьев и костюмов.

Очень желательно вместе с расширением ассортимента детской одежды выпускать выкройки всевозможных удобных фасонов для детей разных возрастов. По таким выкройкам мать могла бы сама сшить бельё, платье и костюм для ребёнка, особенно младшего возраста.

Неблагополучно с размерами платьев и костюмов для школьников: совершенно нет платьев и костюмов больших размеров. Почему-то швейными фабриками предельным размером приняты только № 42–44.

Пальто для мальчиков и девочек выпускаются однообразных фасонов, из некрасивых, тускло окрашенных тканей. Стоимость пальто велика. Разумно было бы создать модели форменного пальто для школьников. Такое пальто, а также фуражка или шапочка со значком школы дополнили бы ученическую форму и усилили бы её дисциплинирующее влияние на детей.

Совершенствуя школьную форму, следовало бы восстановить в правах и начать выпуск ранцев для книг и тетрадей. В настоящее время школьники пользуются портфелями и сумками, длительное ношение которых создаёт неравномерную нагрузку на плечевой пояс и может вызвать боковое искривление позвоночника. Ранец же равномерно нагружает опорно-мышечный аппарат ребёнка и способствует созданию правильной осанки.

К рассмотрению и отбору тканей для детской одежды важно привлечь не только специалистов, работников текстильной и швейной промышленности, но и врачей, педагогов и актив родителей.

Немаловажное значение для детей имеет также и обувь. Она защищает ноги от механических повреждений, охлаждения и промачивания. Выбирая детям обувь, нужно заботиться, чтобы она соответствовала форме стопы, не мешала её свободном у росту, не стесняла ногу во время ходьбы и работы, была лёгкой, удобной, отвечающей климатическим условиям. Хороша лишь эластичная и гибкая подошва, ослабляющая механические толчки при ходьбе. Детям, начинающим ходить, не рекомендуется обувь на плоской подошве с рантом, который мешает при ходьбе.

Настало время серьёзно и квалифицированно заняться детской одеждой и обувью с тем, чтобы они отвечали всем гигиеническим и педагогическим требованиям, были бы разнообразны, удобны, прочны, гигиеничны, красивы.

Автор: Ф. Турковская

Источник: журнал «Семья и школа», 1956 год, номер №8

Другие материалы номера читайте по ссылке.