Министерство просвещения Российской Федерации

Чтобы ребёнок любил учиться

03.02.2024

Что нужно делить, чтобы первоклассник хотел учиться? Хотел ходить в школу не только для того, чтобы чувствовать себя «большим», носить форму и портфель; не только для того, чтобы получить хорошие отметки, за которые хвалят в школе и дома. А главным образом потому, что учиться интересно, учение само по себе дает радость, удовлетворение. Как это сделать?

Оценка

Вернемся к разговору об оценке. Нет, мы не оговорились — не об отметке, а об оценке. Потому что отметка — один из видов оценки. И если мы уберем отметку, нам все равно никуда не деться от оценки. Оценке подлежит все: и внешний вид ребенка, и его поведение, и отношение к взрослым и сверстникам, и степень его заинтересованности в учебе, и результат учебной деятельности, и его место в коллективе; словом, вся личность и деятельность ребенка. Оценку дают не только отдельные люди, которые могут быть справедливыми и несправедливыми, оценку дает и общество в целом.

Значит, наша обязанность — выработать у ребенка правильное отношение к оценке вообще и к тому виду оценки, который главенствует в школе, к отметке.

С самого первого дня важно направить внимание ребенка на то, что стоит за отметкой; ведь цель его школьных занятий не сама отметка, а то, за что она поставлена. Именно поэтому нельзя ругать первоклассника (как, впрочем, и ученика любого другого класса) за двойку. Необходимо помочь ему разобраться, почему она поставлена. Сам ребенок сделать этого еще не может.

Предположим, что ребенок получил в школе свою первую или одну из первых отметок. И отметка эта — двойка. Естественное импульсивное желание мамы — воскликнуть: «Боже мой! Как ты умудрился?» Но это желание надо сдержать, побороть, и спросить внешне спокойно: «Ты понял, почему тебе поставили двойку?» — «Я забыл взять цветные карандаши. Нина Сергеевна вчера велела…». Ну вот, картина прояснилась: конечно, Вова еще не умеет писать, записать задание он не мог, а важность его не осознал, вот и забыл. «Это очень жаль. Ведь ты не мог начать рисовать вместе со всеми, тебе, на-верное, пришлось просить карандаши у соседа по парте...» — «Да, у Саши». — «И ты вертелся, сам отвлекался и его отвлекал?» — «Да...» — покаянно говорит Вова. «Вот видишь, как мне твоя двойка обо всем рассказала. Постарайся больше ничего не забывать…»

Конечно, дать такой совет несложно, но и недостаточно. Ребенку нужно подсказать, какие есть способы «не забывать».

И лучше дать совет сразу, чтобы досадная ситуация не повторилась. Самый простой способ внимательно обсуждать с ребенком вечером все, что ему предстоит завтра: расписание уроков и то, что стоит за ним.

Когда ребенок приходит из школы, его надо сразу же расспросить о том, что нужно сделать и принести на следующие уроки математики, физкультуры, русского языка. Именно сразу. Потому что, когда он сядет за уроки, многое, что говорилось сегодня, будет уже неважно — завтра нет, например, физкультуры, а есть труд. Все, что ребенок сказал, можно записать, чтобы потом помочь ему своевременно об этом вспомнить.

Но часто одних расспросов и напоминаний бывает мало. И тут мы можем подсказать ребенку специальные способы для запоминания. Опишем один из них, хорошо знакомый психологам, которые используют его при изучении памяти, а мы использовали и в непосредственном обучении детей.

Это игра, которая называется «Нарисуй и запомни». Небольшой лист бумаги расчерчивается на четыре части. Взрослый предлагает ребенку: «Сейчас я буду говорить слова, которые ты должен запомнить. Чтобы ты их не забыл, нарисуй в каждой клеточке маленький простой рисунок. Рисуй быстро. Потом (через час) ты посмотришь на рисунок и вспомнишь, что я говорила». В первый раз можно предложить для запоминания, например, следующее: «Рассказ о маме», «Игра в мяч», «Цветные карандаши», «Темная ночь». В первой клеточке, возможно, появится схематический человечек, во второй — круг, в третьей — прямоугольник, означающий коробку, в четвертой — луна, звезды... Час спустя ребенок, глядя на свои рисунки, вспоминает нужные словосочетания. Такая игра может быть повторена несколько раз, а затем этот метод может использоваться для запоминания школьных заданий: листки блокнота расчерчиваются на квадраты по числу уроков, и ребенок рисует условные, простые изображения, напоминающие ему затем, что именно нужно принести на математику, труд, физкультуру, рисование.

Многие двойки, которые получают первоклассники, связаны с тем, что в это время идет ломка привычных жизненных стереотипов: ребенок не высыпается и дремлет на уроке, не сразу привыкает к законам школьного поведения, хотя и знает о них, — не поднимает руку, а вскакивает на уроке и кричит на весь класс о том, что ему пришло в голову... и т. д.

Ко всем этим двойкам лучше относиться со спокойным вниманием.

Ребенок не высыпается? Нужно, чтобы он пораньше ложился. Но это не должно быть наказанием.

Вспомним, как обычно реагируют родители на двойку, полученную явно из-за того, что ребенок не выспался, был вялым: «Все — вечерние сказки смотреть не будешь!

Сделал уроки, сложил портфель — марш в постель! Ты у меня узнаешь, как двойки таскать». Но можно же и по-другому: «Я не думаю, что ты нарочно заснул на уроке, ты ведь хотел слушать? Просто ты вчера поздно лег, не выспался. Как же быть? Не смотреть сказку очень обидно. Давай лучше до сказки сложим портфель, приготовим постель. И как только сказка кончится — спать! Хорошо? Сегодня я тебе помогу, а потом ты будешь это делать сам…»

Мы не случайно начали разговор не с собственно учения, а с трудностей поведения, возникающих на первых порах в школе. Их легче проанализировать с ребенком и обычно легче преодолеть, чем затруднения, связанные с освоением учебного материала. И результаты здесь могут быть достаточно быстрыми и ощутимыми. Именно на таких примерах легче всего показать ребенку, что двойка сигнал неблагополучия, сигнал неприятный, но даже необходимый.

Кроме того, успехи и неблагополучие в поведении самому ребенку легче оценить. А именно это нам и нужно: чтобы ребенок сам оценивал свои удачи и неудачи по существу, а не только по отметкам.

Двойку, полученную за неусвоенный учебный материал, разумеется, тоже необходимо обсудить с ребенком и постараться показать, что поставлена она не просто за что-то (не за то, что ты плохо написал две строчки буквы «а»), а для чего-то (для того, чтобы ты поучился писать букву «а» получше). И тут нужен тот же самый подход — спокойный, доброжелательный и серьезный.

Естественно, правильная оценка своей деятельности — своих ошибок и достижений — будет самым надежным условием правильного отношения к отметке. Но эта правильная оценка никак не может возникнуть, если все внимание ребенка мы сосредоточим на ошибках и неудачах. И все другие отметки — от тройки до пятерки — должны подвергаться столь же тщательному анализу.

Прежде всего надо обязательно обсудить положительную отметку, полученную после двойки. Здесь-то уж можно соотнести наглядно работу ребенка и ее результат.

Возьмем для примера написание той же буквы «а». Наконец-то получена не двойка, а тройка! Мама рада: «Видишь, Вова, ты потрудился не зря. Давай-ка сравним ту страничку, где была двойка, и эту, новую. Насколько эти буквы красивее, насколько ровнее линии! Нина Сергеевна сразу это заметила. Но все-таки тройка не пятерка, правда? Значит, ты еще не все сделал, что можешь. Посмотрим, какая из букв написана лучше всех. Вот если все получатся, как эта, будет уже совсем хорошо».

Ну, а если ребенок сразу начал приносить пятерки? Как быть в этом случае? Нам кажется, что и тут нужна серьезная работа по «оценке оценки». Потому что пятерки далеко не всегда ведут ребенка к правильной самооценке и еще не обязательно обеспечивают формирование правильных мотивов, побуждающих к учению.

Более того, с пятерками дело иногда обстоит сложнее, чем с двойками. Бывает, родители, заботясь о том, чтобы ребенку было легче учиться в школе, проходят с ним заранее часть программы первого класса. Вот Миша: он умеет читать, писать, прочел весь букварь, перерешал половину примеров и задачек в учебнике математики. Пятерки достаются ему легко — они, собственно, не связаны с получением новых знаний, с преодолением трудностей. У ребенка возникает уверенность: учиться легко. Радость и гордость доставляют ему именно отметки. Вот тут-то особенно нужно правильно оценить их «стоимость». Может быть, вот так.

Пришла из школы Катя, веселая, уверенная в себе девочка.

«Мама, — кричит она еще с порог, — опять пятерка!»

«Я очень рада, — отвечает мама, — а за что ты ее получила?»

«За математику!» — «Ну-ка, расскажи и покажи. О, да мы с тобой эту задачу решали еще летом. Она для тебя слишком легкая. Правда, вот так записывать решения ты тогда не умела. Как хорошо, что ты научилась правильно записывать задачи! Этим ты действительно заслужила пятерку. А более трудных задач тебе не дают? Ну, хотя бы дополнительно. А то ведь другие ребята, с которыми летом не занимались, трудятся, а тебе легко...»

Ну, а если пятерки венчают большие усилия ребенка? Это обязательно должно быть отмечено.

Не только похвалой, но по возможности и «взглядом на пройденный путь», то есть сопоставлением: что ребенок не умел вначале и к чему он пришел, что теперь знает и умеет.

Помощь

На первых порах обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям и усваивает необходимые навыки поведения, самое, может быть, важное — вовремя ободрить ребенка, показать, что его усилия обязательно приведут к цели. Терпение, такт, выдержка родителей помогут начинающему школьнику поверить в свои возможности, почувствовать радость первых, завоеванных трудом успехов.

Но вот прошли первые школьные дни: дети уже усвоили основные навыки поведения в школе, привыкли к новому образу жизни, приобрели первые знания и умения. Деятельность ребенка усложняется. А вместе с тем приходит необходимость сделать новый шаг в формировании мотивов учения. Уже нельзя ограничиться контролем и поощрением, нужна действенная помощь.

Помощь эта нужна ребенку прежде всего для того, чтобы научиться работать именно так, как рекомендует учитель или учебник.

Задача эта, элементарная для взрослого, очень непроста для первоклассника: повторяя инструкцию, которую дал учитель, понимая ее, он далеко не всегда может воспринять ее подтекст. Поэтому совсем недостаточно попросить ребенка пересказать, что он должен делать. Надо, чтобы он объяснил также, как он будет действовать, какова последовательность действий, что сначала и что потом.

Например, в учебнике ребенок прочитал такое задание: «Списать текст, вставить пропущенные слова и подчеркнуть все существительные». На первый взгляд обозначены три действия, но за этими тремя названными действиями — списать, вставить, подчеркнуть — стоят и неназванные. По-видимому, сначала нужно прочитать весь текст и правильно устно распределить пропущенные слова.

Затем начать переписывать и вставлять слова в текст. Потом вспомнить, что такое существительное, найти их в каждом предложении, только после этого подчеркнуть их. Фактически ребенку предстоит распределить свое внимание между шестью разными действиями и правильно наметить их последовательность. Если эта последовательность не ясна ему с самого начала, появятся ошибки, придется возвращаться назад, а то и переделывать сделанное.

Время, затраченное на задание, существенно увеличится, в тетради появятся помарки.

Как же помочь первокласснику? Если вы замечаете, что ему трудно удержать в поле внимания все части инструкции, его действия нужно разбить на этапы. Сначала спросите: «Как ты думаешь, что нужно сделать раньше всего?»

После того как будет выполнена основная часть инструкции (переписан текст и вставлены пропущенные слова), перейдите ко второй части, показав, что и здесь есть несколько последовательных действий: вспомнить, что такое существительное, найти их в тексте и подчеркнуть. Пусть ребенок сам определит нужную последовательность своих действий и попытается обосновать ее целесообразность.

Так, он может решить для себя, что ему удобнее: сначала найти все существительные в тексте, а затем подчеркнуть их или же находить и сразу же подчеркивать.

Вначале надо следить, чтобы первоклассник в процессе работы сопоставлял выполненные действия с требованиями инструкции, а после окончания работы еще раз проверил себя. Затем такой порядок работы должен стать для него привычным, и он будет самостоятельно им руководствоваться.

Организация такой работы с инструкцией учителя или учебника не только скажется на правильности выполнения домашних заданий, поможет ребенку избежать ненужных промахов, но и продвинет его в умственном развитии.

Именно в этой работе закладываются основы таких важных интеллектуальных умений, как планирование и самоконтроль. Удовлетворение и гордость, которые испытывает школьник от самостоятельного решения интеллектуальной задачи: сам спланировал свои действия, сам проконтролировал себя, — эмоционально более значимы, доставляют ребенку большую радость, чем просто исполнительные действия — списывание.

И хотя он все еще будет ориентироваться на внешнее подкрепление — оценку его работы взрослым — новая организация труда откроет перед ним возможность почувствовать: он может быть не только исполнителем, но и организатором собственной деятельности. Конечно, до полноценной и развернутой саморегуляции еще очень далеко, но первый шаг на пути к ней будет сделан, сила учения заключалась в познании.

Развитие познавательной деятельности, а значит, и познавательных интересов, начинается очень рано. С возрастом изменяются содержание и формы познания, но стремление узнавать новое развивается, расширяется и углубляется всю жизнь.

Познавательные интересы и познавательная активность младшего школьника порой буквально поражают взрослых. Наблюдая за первоклассником в повседневной жизни, мы постоянно убеждаемся в этом. Ведь процесс познания не ограничивается рамками школьного урока. Новые сведения, факты, умения приобретаются из книг, радио и телепередач, в общении со взрослыми, товарищами и сверстниками, в игре, которая продолжает оставаться для первоклассника постоянным источником новых знаний. Многое может почерпнуть ребенок в совместной деятельности со взрослыми и из своих практических занятий.

Казалось бы, чего же проще ребенок активно познает мир, его познавательный интерес давно разбужен, осталось только сберечь его, перенести в школу. Но реально бывает иначе: ребенок идет в школу, где основная его цель — учиться систематически познавать новое, я его словно подменили. Он как-то отстраненно взирает на обучение, безучастно относится к тому, чем он каждый день занимается...

Нужно учиться — это дети быстро усваивают. Но чтобы заинтересоваться, например, составом слова или частями речи? А почему, собственно, это не должно заинтересовать ребенка? Увы, очень часто в этом виноваты мы, родители: дети усвоили няш взгляд на обучение. А наш взгляд таков: в школу ходят заниматься не тем, что интересно, а тем, что нужно.

Но разве одно исключает другое?

И учитель старается сделать урок как можно более ярким. И автор учебника прилагает усилия, чтобы заинтересовать детей. И мы, родители, должны поддерживать этот интерес.

Беседуя с ребенком об увиденном, услышанном, прочитанном, мы зачастую избегаем касаться содержания его школьных занятий. Нам вполне достаточно знать его отметки. Мы как бы внушаем ему: чему там тебя учат — это не моё дело и не твое; есть учитель, он знает, что ты должен усвоить, твое дело — его слушаться и получать хорошие отметки. Но какой же мотив учения можно воспитать такой позицией? Ребенка исподволь, неосознанно подводят к мысли, что учение — забота учителя, а обязанность ученика — послушание и исполнительность. А такой «внутренний стимул», мало того, что не эффективен, он очень быстро может дать отрицательный мотив: «Учиться скучно, не хочется, тягостно».

И тогда мы начинаем вести разговор о лени, прибегать к принуждению и наказанию; но это, как правило, мало помогает.

Верный путь — иной. Надо активно способствовать тому, чтобы познавательный интерес первоклассника, его естественная любознательность распространились и на все, чему учат в школе. И в первую очередь мы сами должны поверить в то, что учение — это интересно. И осознать, что радость узнавания нового, даже если это касается буквы «л», нельзя гасить. Лучшие учителя так и организуют работу — дети на их уроках живут захватывающе напряженной жизнью маленьких исследователей, в совместных усилиях открывающих истину. А дома? Когда ребенок делится своим открытием, ему нужна эмоциональная, заинтересованная аудитория, сопереживание близких людей. Выслушать его, задать несколько уточняющих (но не инспектирующих) вопросов, вспомнить несколько доступных примеров, показывающих, как важно и интересно то, чему он научился, — разве это трудно?

Одно из серьезных условий формирования интереса к учению — понимание ребенком цели своих учебных усилий. Если на вопрос: «Что ты узнал, чему научился сегодня на уроке математики, русского языка, труда, чтения, рисования?» — ребенок отвечает однообразно: «Считал, читал, писал. клеил, рисовал...» — это значит, что эффект новизны, радость узнавания чего-то нового утрачены, а может, еще и не обретены. Думаем, ребенку надо постоянно показывать как ретроспективу, так и перспективу его учебной работы: попытаться вместе с ним оценить, чему научился за прошлую четверть; рассказать, а то и изобразить в виде диаграммы, что ему предстоит освоить в ближайшие месяцы.

Конечно, цели, которые стоят перед ребенком, этапы его продвижения вперед должны быть понятными, конкретными. Цели, лишенные конкретности, расплывчатые или отдаленные, мало воодушевляют первоклассника. Например, мы говорим ребенку: «Кончишь «Букварь» и будешь сам читать книжки!». И ребенок, еще не овладевший навыком беглого чтения и тратящий много сил на несколько строчек, может испытать разочарование: ему кажется, что он лишится при этом огромного удовольствия, доставляемого ему чтением взрослых, так стоит ли к этому стремиться? Когда же перед ребенком стоят цели доступные, сулящие радость близкого их достижения, и он убеждается, что изо дня в день с ними справляется, это придает первокласснику веру в свои возможности, наполняет осмысленным содержанием его учебный труд и ведет к развитию познавательных интересов.

На первых порах мы формируем у ребенка интерес к тому, что составляет содержание обучения. Но сам процесс познавательной деятельности, те способы, которыми оперирует ребенок, тоже могут стать для него источником интереса. Будем время от времени при решении той или иной задачи просить нашего первоклассника рассуждать вслух, попробуем показать ему, что к одной и той же цели можно прийти разными способами.

Если в ходе рассуждений ребенка есть неточности, повторим ему его рассуждение, стараясь, чтобы он сам заметил их и устранил. Только нельзя сердиться, выговаривать ему — не «контролера» он должен видеть в вас, а помощника, совместно с которым можно поискать выход из трудного положения. Вопросы «Почему ты так делаешь? Ты уверен, что это правильно?» заставят ребенка аналитически взглянуть на то, что он делает. Бывают случаи, когда родители спрашивают: «Почему ты так делаешь?» и «Уверен ли ты, что это правильно?» … только если ребенок совершает ошибку, и тогда эти вопросы приносят лишь вред. Во-первых, они служат для ребенка сигналом ошибки и тем самым лишают необходимости самостоятельно оценивать свои действия, а во-вторых, вызывают раздражение.

Надо, чтобы ребенок чувствовал себя лицом вполне самостоятельным и ответственным за свое дело, свои ошибки искал и исправлял сам. В тех случаях, когда ребенок затрудняется найти ошибку, ему надо помочь, подсказать способ поиска, вместе поискать его в учебнике. При этом не стоит забывать, что никакого эффекта не дают абстрактные призывы: «Будь внимателен! Не отвлекайся! Не думай о постороннем!» Первоклассник зачастую еще не умеет управлять своим вниманием. Занятый же конкретной задачей, например сопоставительным анализом слогов, он сосредоточится и углубится в деятельность, то есть станет внимательным. Указывая ребенку на рациональные приемы работы, помогающие избежать ошибок, мы встретим с его стороны полную готовность им следовать, так как он будет лично заинтересован в их применении. Если нам это удастся, ученик будет заботиться не столько об отметке, сколько об эффективности своих учебных действий, их наибольшей результативности. Он вновь почувствует себя не простым исполнителем, а активно действующим лицом. Только при этом условии произойдет переход от внешнего стимулирования его учения к внутреннему стимулированию, к саморегуляции. Это даст и огромный воспитательный эффект - поможет снять конфликт между «хочу» и «надо», неизбежно возникающий там, где ребенок не любит, не хочет учиться.

И еще один воспитательный аспект. На первых порах, когда маленький школьник целиком руководствуется оценкой взрослых, безгранично доверяет нам, мы не должны злоупотреблять негативными оценками, это может сослужить плохую службу. У ребенка начнет складываться заниженная самооценка, снизится уровень притязаний. Рассматривая себя как ученика слабого, неспособного к высоким результатам в учении, он начнет довольствоваться малым, радоваться тройкам, не претендуя на большее. Сами того не желая, мы формируем у таких учащихся неправильную учебную мотивацию: «Нам бы только троечку за-работать, трудные задачки нам не по плечу, пусть отличники над ними бьются. Нам их все равно не решить, только осрамимся!» Такой ученик с первых школьных дней отучается дерзать, претендовать на успех, браться за трудное дело. Что за человека мы вырастим с помощью такого «воспитания»?

Итак, формирование положительных мотивов учения надо начинать с первых дней занятий. Школьник не должен испытывать страха перед учением, неверия в свои силы и возможности, я тем более — страха перед отметкой. Это залог успеха. Мы должны поддерживать и всячески развивать естественную любознательность ребенка, интерес к познанию и сделать все, чтобы этот интерес распространился на учебную работу. Далее мы постепенно помогаем маленькому школьнику овладевать приемами учебной работы, с которыми он знакомится в школе, приучаем его рассуждать и обосновывать свои действия при выполнении домашних заданий, оценивать и сравнивать их. И всегда не забываем о главном: позиция ребенка в обучении должна быть активной, он добьется успеха, если будет лично заинтересован своим делом.

Авторы: А. Катаева, И. Будницкая.

Источник: журнал «Семья и школа», №5, 1983

Другие материалы номера читайте по ссылке.