Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

В программе «Семейный час» рассказали о профилактике агрессивного поведения в школах

28.07.2021

28 июля в эфир «Дорожного радио» вышел пятый выпуск программы «Семейный час» в этом сезоне. Он был посвящен теме профилактики агрессивного поведения у школьников и борьбе с таким явлением как буллинг.

Гость эфира, кандидат психологических наук и главный научный сотрудник Института воспитания Кирилл Хломов рассказал слушателям, что скрывается за этими понятиями в психологии и что могут сделать учителя, родители и сами дети, чтобы школьная жизнь стала безопаснее.

«Буллинг, или травля, – это социальное явление, относящееся к группе людей, в которой осуществляется целенаправленное нанесение вреда или запугивание от одного человека к другому в условиях, когда есть неравенство сил», – объяснил эксперт.

Кроме того, психолог напомнил, что травля – это не только физическое насилие (толчки, щипки) или оскорбления и унижение. Исключение из общения, сплетни, пассивная агрессия, изоляция травмируют ребенка не меньше, чем физические атаки, поэтому и учителям, и родителям стоит быть особенно внимательными.

Среди главных признаков того, что в детском коллективе происходит ситуация буллинга, Кирилл Хломов назвал следующие моменты, которые должны насторожить любого взрослого:

  • Психосоматические заболевания (чаще – у детей младшего школьного возраста) – у ребенка чаще болит живот или голова, он не хочет идти в класс, в школу;

  • Прогулы;

  • Нежелание отвечать на вопросы о друзьях и отношениях в классе;

  • Отказ от внеклассных мероприятий, экскурсий, любых контактов с одноклассниками и школой;

  • Прямое обращение к взрослым с жалобами на травлю.

В качестве главного метода работы с детской агрессией эксперт предложил способствовать развитию у ребенка навыков регуляции собственного поведения и помогать ему в выборе адекватных форм для выражения тех отрицательных эмоций, которые могут возникать в зависимости от ситуации и его темперамента. Причем разговаривать с ребенком о том, как можно добиваться желаемого более цивилизованными способами, стоит с самого раннего детства, потому что трудности с выражением эмоций могут возникать не только у подростков, переживающих всем известный кризис взросления, но и у детей более младшего возраста.

Также психолог предупредил, что помощь необходима и жертвам буллинга, и агрессорам. А для этого родителям и педагогам необходимо самим освоить навыки конструктивного диалога и при необходимости привлекать к решению проблемы школьных психологов и внешних специалистов.

Кстати, итоги опроса в социальных сетях на тему «Как вы думаете, в чем причина буллинга в школе?» вселяют надежду, показывая, что по крайней мере современные родители стали более подкованными в детской психологии.

  • 35% слушателей понимают, что одна из причин буллинга – это плохое воспитание;

  • 31% – желание самоутвердиться;

  • 21% считает, что это следствие проявления агрессии в семье обидчика;

  •   6% верят в миф о наследственной склонности агрессора к травле;

  • 4% – в то, что слабые дети не способны за себя постоять;

  • 1% – что виновата «плохая компания».

А в специальной рубрике на эту тему высказался «звездный папа» Стас Пьеха. Он признался, что сам был хулиганом в школьные годы. Чтобы разобраться в себе и предотвратить печальные последствия эмоциональных проблем, певцу потребовалась в свое время помощь психолога, который объяснил причины и рассказал о способах выхода из неприятных ситуаций.

В воспитании собственных детей Стас учитывает этот опыт и советует родителям: «В целом надо профилактировать именно в родительской семье подобные ситуации. Родителям надо иметь доверительные отношения с ребенком и иметь возможность говорить с ним обо всем, чтобы он мог доверить родителю все».

Также в эфире корреспондент Дарья Далинская поговорила о травле с одной известной мамой – учредителем детского музея науки Светланой Моториной. Светлана столкнулась с проблемой школьного буллинга на собственном опыте и нашла в себе силы помочь не только своему сыну, оказавшемуся в роли «жертвы», но и другим детям. Она написала книгу «Травля: со взрослыми согласовано» и сейчас участвует в обучающих программах для учителей и родителей.

Светлана Моторина уверена: «Травля всегда запускается и допускается взрослыми. Именно взрослые отвечают за безопасность детей, они должны создавать позитивную коммуникацию, позитивный контекст в классе».

Напоминаем, что бесплатные вебинары на тему предотвращения буллинга и агрессивного поведения в школе (в том числе вебинар с участием Светланы) вы всегда можете найти на сайте и в официальном сообществе Института воспитания во Вконтакте.

А следующий эфир программы «Семейный час» состоится 4 августа в 20:00 и будет посвящен теме «Как развивать личность ребенка, не потеряв его индивидуальность?». Присоединяйтесь, будет интересно!


Программа «Семейный час» подготовлена Институтом воспитания РАО совместно с редакцией Дорожного радио при поддержке Министерства просвещения РФ.