Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

«Быть или не быть отличником?» – как ответили на этот вопрос ведущие и гости программы «Наше время или взрослым вход воспрещен»

26.04.2021

24 апреля в четвертом выпуске нового сезона программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда» поговорили о том, как школьные оценки могут повлиять на дальнейшую жизнь, и обсудили способы решения конфликтов, которые иногда возникают из-за них у школьников с родителями и учителями.

В качестве эксперта в эфире приняла участие кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Обуховой факультета психологии образования МГППУ Юлия Кочетова. Она рассказала о том, что такое перфекционизм и «синдром отличника», и как контролировать эти особенности, чтобы они не мешали прийти к успеху в жизни. Она отметила, что не только и не столько высокий интеллект и усидчивость, которыми обладает большинство «отличников», помогают добиться высокого карьерного результата. Коммуникативные и личностные компетенции порой играют более важную роль в формировании образа успешного человека. А умение мыслить и понимание, как применить свои знания, часто оказываются намного ценнее всего выше перечисленного. Поэтому именно на развитие этих качеств следует обратить внимание и школьникам, и их родителям, и учителям.

Мнения самих ведущих разошлись. Анджелину Трошину не пугают психологические трудности, которые иногда возникают у тех ребят, желающих учиться лучше всех. Она уверена, что игра стоит свеч: «Как правило, люди с синдромом отличника добиваются большего. Синдром отличника помогает сделать все идеально, а когда идеально, значит больше шансов на успех».

Пётр Безменов сомневается, что оценки вообще могут быть показателем успешности: «Многим, кому не хватает уверенности в себе, могут помочь оценки. Для достижения результатов не обязательно ставить своей целью только обучение на хорошие оценки. Возможно, появится желание развиваться в чем-то еще».

Юлия Голдовская сама стремится быть отличницей и хорошо понимает, что тяга к знаниям и желание иметь в дневнике одни «пятерки» – не одно и то же. Она считает, что красный аттестат может быть и полезной, и опасной целью, в зависимости от того, зачем он нужен школьнику: «Обратная сторона медали – зависимость от оценок. Лично мне нравится учиться, не за какие-то оценки, а просто потому, что нравится изучать что-то. Но надо принять и то, что в одних предметах ты можешь хорошо разбираться, а в других нет. И за это не стоит так сильно переживать».

В конце эфира ведущие озвучили результаты опроса, который представители радио проводили в соцсетях:

  • 67% родителей ответили, что необязательно учиться на "отлично", так как оценка не приравнивается к знаниям;
  • 19% сказали, что обязательно, ведь навык обучения развивает настойчивость и упорство в достижении жизненных целей;
  • 8% сожалеют, что стремление добиваться отличных результатов отнимает у детей детство и оценки не главное;
  • а 4,5% выбрали вариант «обязательно» и считают, что золотая медаль - это статус и гарантия поступления в престижный университет. 

Следующий эфир состоится 1 мая и будет посвящен обсуждению конфликта поколений. А послушать подкаст по любому из выпусков программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» можно на официальном сайте радио «Комсомольская правда» и на всех главных подкаст-площадках рунета.


Программа «Наше время или взрослым вход воспрещен» подготовлена радио «Комсомольская правда» совместно с Институтом воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00