Министерство просвещения Российской Федерации

Что в голове у подростков, рассказали в программе «Наше время» на радио «Комсомольская правда»

22.11.2021

20 ноября состоялся эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда», посвященный теме «Что в голове у подростков?».

Ведущие Иван Ковнацкий, Юлия Голдовская и Анджелина Трошина обсудили, в чем заключаются главные проблемы современного подростка, как их можно решить, и как в этом могут помочь родители и учителя.

По результатам опроса в социальных сетях радио «Комсомольская правда», больше половины слушателей (63%) считают главной проблемой подростков «зависимость от интернета и гаджетов и то, что они не понимают, что это зависимость». Остальные выбрали такие варианты:

  • 18% – Сложности в межличностных отношениях: со сверстниками, учителями, родителями;

  • 10,5% – Нестабильный эмоциональный фон;

  • 7,5% – Да нет у них проблем. Это у взрослых лишние переживания.

Родители, опрошенные на улицах Москвы, тоже говорили об интернет-зависимости, но также отмечали, что большая часть проблем современных подростков идет от недостатка родительского внимания и отсутствия доверительных отношений со взрослыми. Именно поэтому, по мнению участников опроса, школьники попадают в зависимость от интернета и гаджетов или в «плохие компании».

Мнение самих подростков радикально отличается в этом вопросе от мнения взрослых. Главными проблемами своего поколения опрошенные дети назвали неумение прислушаться к старшим, наладить отношения с родителями, учителями и одноклассниками, отсутствие представлений о том, с чем будет связана их будущая профессия, и буллинг, в том числе в виртуальной среде.

На тему буллинга высказалась одна из ведущих, Юлия Голдовская:

«Ни в коем случае, если тебя начинают буллить, не надо искать проблему в себе. Это проблема в том человеке, который тебя оскорбляет. И также нельзя эту ситуацию оставлять на самотек, обязательно нужно бороться с этой проблемой, пытаться решить. Если не получается самому – то попросить помощи у родителей или учителей».

В остальном, стоит сказать, что ведущие программы также не считают зависимость от интернета проблемой для себя и своих сверстников. А вот разногласия с одноклассниками и учителями их действительно волнуют, как и невозможность напрямую рассказывать родителям о своих проблемах, с которой часто сталкиваются многие подростки.

«И дети, и родители должны равноценно показывать, что они переживают друг за друга, что они любят друг друга и нуждаются друг в друге», – уверена Юлия Голдовская. Она напомнила слушателям, что доверие между родителями и детьми выстраивается постепенно, с раннего детства, а чтобы сохранить его, нужно не забывать прислушиваться друг к другу и учится решать конфликты спокойно.

«По сути, люди должны научиться вести конструктивный диалог или спор», – согласился с коллегой по эфиру Иван Ковнацкий.

Анджелина Трошина привела в качестве примера конфликтную ситуацию, которая произошла между ней и ее отцом, и отметила, что иногда понимание того, что родители правы, приходит не сразу, а только спустя какое-то время.

«Родителям с какой-то их стороны виднее. Мы можем просто смотреть в зеркало и думать: «Ну, нормально». А с точки зрения родителей, они могут просто переживать за нас», – заключила она.

Поднимали в эфире и вопрос, который рано или поздно задает себя каждый подросток: как оставаться собой и стоит ли прислушиваться к критике окружающих?

«Мне кажется «быть собой» – это синоним к слову «любить себя». Потому что, когда ты любишь себя, ты остаешься собой. Это все как-то взаимосвязано», – сказала Анджелина Трошина и напомнила, что критика все-таки должна быть конструктивной, чтобы не задеть чувства того, кого критикуют.

«Нельзя прогибаться под мнение каждого человека, который тебе что-то советует. Все смотрят со своих колоколен – и получается что-то странное. Ты можешь услышать их, но сделать то, что, по твоему мнению, будет хорошо для тебя», – высказал свое мнение по этому поводу Иван Ковнацкий.

А Юлия Голдовская предложила прислушиваться к замечаниям родителей, потому что они, возможно, уже пережили подобный опыт и, действительно знают, как будет лучше.

О том, почему подросткам так сложно договариваться со взрослыми и обращаться к ним за помощью, слушателям рассказала эксперт программы, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Александра Долгих.

«Ребенок стремится к самостоятельности и независимости, и поэтому для него немножко стыдно раскрываться родителям со своими проблемами. И здесь очень важно, чтобы родители постарались выстроить именно доверительные отношения – не на основе авторитарного некоторого стиля воспитания, а именно авторитетного», – объяснила она предложила родителям самим «наводить» ребенка на потребность в помощи и поддержке взрослого. Для этого, по ее словам, нужно давать школьнику больше свободы выбора: позволять ему не только прислушиваться к советам взрослого, но и самому давать рекомендации в том, в чем он является экспертом, а также в целом не перебарщивать с назиданиями.

«Обязательно в подростковом возрасте необходимо поощрять инициативность. Если ее нет, то ее можно моделировать там, где это безопасно, но давать ребенку понять, что он тоже взрослый, его мнение важно», – сказала психолог.

А мы напоминаем, что следующий эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» состоится 27 ноября в 15:00 на частоте 97, 2 FM. Не пропустите!


Программа «Наше время или взрослым вход воспрещен» подготовлена радио «Комсомольская правда» совместно с Институтом воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00