Министерство просвещения Российской Федерации

О развитии речи у дошкольников рассказали в программе «Семейный час»

06.12.2021

6 декабря в эфире «Дорожного радио» прозвучала программа «Семейный час», посвященная теме «Развитие речи».

О своей авторской методике развития речи в дошкольном детстве и о том, как родителям и педагогам помочь ребенку научиться говорить по-русски правильно и красиво рассказала главный научный сотрудник Института воспитания РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО Оксана Семёновна Ушакова.

«Многие родители считают, что, если ребенок еще не говорит, то с ним и не надо разговаривать. Это неправильный подход! С первых дней появления на свет ребенка мама разговаривает с ребенком», – предупредила Оксана Семёновна родителей.

Она объяснила, что речь – это не только способность говорить, но и важнейший психический процесс, связанный с мышлением, памятью, воображением, эмоциональной сферой. Именно поэтому от уровня развития речи к концу дошкольного детства во многом зависят будущие успехи ребенка в школе.

Кроме того, по словам доктора педагогических наук, родной язык является основным каналом приобщения маленького человека к ценностям духовной культуры, так что речевое развитие можно назвать необходимым условием воспитания и обучения.

Опрос слушателей «Дорожного радио» на тему «Как вы занимаетесь развитием речи своего ребенка?» в социальных сетях показал, что большая часть родителей уделяет внимание лишь фонетическому (звуковому) аспекту речевого развития и воспитания. Только 24% работают над лексикой (обогащением словарного запаса) и грамматикой (правильным соединением слов и предложений между собой), когда просят ребенка пересказывать знакомые сказки, фильмы, мультики и события из жизни. В то же время:

  • 41,5% опрошенных взрослых разучивают с детьми скороговорки и стихи;

  • 17% читают или слушают аудиосказки;

  • 7% работают над интонацией и дикцией дома или со специалистом.

Опрошенные перед эфиром родители также сообщили, что у них не всегда хватает времени для того, чтобы заниматься развитием речи детей. Те же, кто считает эту сторону воспитания и обучения крайне важной для будущего ребенка, начинают читать и разговаривать с детьми с самого рождения, чтобы в дошкольном возрасте они могли не только учить, но и сочинять собственные стихи и сказки. Современный русский язык, по отзывам некоторых родителей, стал слишком бедным, скудным, красивые прилагательные в нем заменили короткие сленговые выражения. Чтобы ребенок смог говорить на другом, точном и многогранном русском языке, они готовы находить время и специалистов для занятий с самого раннего детства.

В рубрике «Звездное мнение» Гоша Куценко рассказал, как читает своим детям сказки на ночь и поделился актерским опытом работы со словом и речью:

«Любое из слов, которые мы употребляем в речи, оно, на самом деле, имеет визуальный образ. И когда ты учишь сложный текст, ты должен воображать каждое слово. Кинолента видения – так в театральных институтах даже говорят, но мы не всегда прислушиваемся. Какое кино идет у тебя в голове – так ты и говоришь».

Подводя итоги программы, Оксана Семёновна Ушакова заметила, что читать и пересказывать сказки, учить стихи и скороговорки с детьми, безусловно, нужно. Однако это необходимое, но недостаточное условие своевременного развития правильной и красивой речи.

«Обязательно занимайтесь с ребенком, развивайте его речь. Не ждите, что она разовьется сама по себе. Над этим надо работать – постоянно. Играете на прогулке – обязательно обратите внимание на окружающую среду, поговорите с ребенком. Обязательно рассмотрите какое-нибудь растение, дерево, цветок, задайте ему вопросы», – предложила родителям и воспитателям главный научный сотрудник Института воспитания.

Также очень полезно выполнять разнообразные упражнения и игры, используя ситуацию письменной речи, отдавая саму функцию письма взрослому, уверена она: «Запишите его (прим. ребенка) речь, прочитайте ему, побеседуйте о том, правильно ли он сказал, что в его речи неправильно, как можно сказать по-другому. И вот это «скажи по-другому» должно быть у вас как рефрен».

А мы напоминаем, что следующий эфир программы «Семейный час» состоится уже в эту среду, 8 декабря в 20:00 и будет посвящен теме профориентации школьников. Присоединяйтесь, будет интересно!


Программа «Семейный час» подготовлена Институтом воспитания РАО совместно с редакцией Дорожного радио при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00