Министерство просвещения Российской Федерации

Тема инклюзии для детей с ОВЗ прозвучала в программе «Семейный час»

01.12.2021

1 декабря в эфире «Дорожного радио» прозвучала программа «Семейный час», посвященная теме «Все различны – все равны».

На самые непростые вопросы об инклюзии отвечали ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО, кандидат педагогических наук Жанна Антипова и преподаватель центра равных возможностей для детей-сирот «Вверх», клинический психолог Елена Лобачёва.

«Инклюзия – это создание равного доступа к образованию детей разных категорий. В широком смысле мы говорим не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, но и о детях-сиротах, детях-мигрантах, детях, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. А узкий контекст – и тот, который прописан законодательно, – это контекст, касающийся образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в равных условиях с детьми, которые не имеют этих ограничений», – объяснила Жанна Антипова. Она перечислила все категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и рассказала, чем отличается взгляд на проблему их адаптации к жизни в обществе с позиции специалистов в области педагогики и психологии, медицины и права. Кроме того, эксперт объяснила, куда обращаться родителям, которые впервые сталкиваются с проблемами воспитания, обучения, развития и защиты прав ребенка с ОВЗ.

Опрос слушателей «Дорожного радио» на тему «Есть ли в вашем окружении дети с ограниченными возможностями здоровья?» в социальных сетях показал, что большая часть из них знает о семьях, в которых такой ребенок есть. Ответы распределились следующим образом:

  • 37 % – Да, семья с таким ребенком живет поблизости;

  • 27 % – Я слышал о таких, но не сталкивался;

  • 17 % – Да, такой ребенок учится в одном классе с моим;

  • 15 % – Я не знаю таких.

Опрошенные родители и представители благотворительных организаций рассказали, что в обществе в целом и в образовательных организациях в частности, по их мнению, к детям с особенностями не всегда относятся должным образом. Это касается и других детей, и родителей, и иногда – педагогов. Именно поэтому, считают они, к выбору между инклюзией, домашним обучением и специальными школами родителям нужно относиться ответственно, в обществе следует проводить просветительскую работу, связанную с воспитанием в людях доброжелательного отношения к детям с ОВЗ, а учителям и воспитателям, которые работают с «особыми детками», оказывать методическую и эмоциональную поддержку.

Жанна Антипова подтвердила, что для выбора образовательной траектории для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать множество факторов, а отношение детей к «особенным людям» во многом формируется под влиянием отношения к ним взрослых. А Елена Лобачёва поделилась своим опытом работы с семьями, в которых воспитываются «особенные дети».

«Ко мне иногда приходят на консультацию родители с вопросом выбора образовательного пути для ребенка, образовательного маршрута. Исходить надо только из интересов ребенка. Надо смотреть диагноз, какие условия может создать школа инклюзивная. Если в специальной школе будет лучше, будут лучше образовательные успехи, то может быть выбор и в пользу специальной», – рассказала психолог.

Причем, выбирая образовательную организацию, родителям нужно ориентироваться в первую очередь на потребности и возможности своего ребенка, а не на собственные удобства или желание «перевоспитать общество», считают эксперты. Хороший пример отношения ученых к этой проблеме привела Елена Лобачёва

«Николай Николаевич Малафеев, который многие годы возглавлял НИИ коррекционной педагогики, говорил: «Чтобы дети стали добрыми в классе, нужно сделать живой уголок и завести хомячков. Но не со своим ребенком, отдав его, проводить такой эксперимент». Не должна быть идея милосердия окружающих ведущей, когда мы выбираем путь для ребенка. Только его благополучие и его образовательные успехи», – разделяет позицию своего коллеги психолог.

Жанна Антипова напомнила слушателям, что для решения проблемы инклюзии сегодня делается многое и со стороны государства, а также профессионального и научного сообщества:

«Нашим институтом разработана программа воспитания. Конечно, в основном, она разработана для детей, не имеющих проблем в развитии. Но там есть определенные параграфы, определенный материал, который позволяет и педагогам, и родителям учесть, что в их развивающей, воспитывающей среде пребывает также и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому я очень рекомендую многим педагогическим сотрудникам пользоваться программой воспитания, разработанной нашим Институтом детства, семьи и воспитания», – предложила кандидат педагогически наук.

В рубрике «Звездное мнение» Диана Гурцкая, рассказала о своем детстве, обучении и становлении как певицы и полноценного члена общества.

«В один прекрасный день я задала вопрос маме: «Почему мне не полагается учиться, почему вы меня не пускаете в школу?» Пару раз я подговорила детей, чтобы они меня разбудили утром, чтобы мы вместе пошли в школу, в обычную. Но моя мама – она была очень мудрая, умная – поговорила с детьми. Она с улыбкой на лице очень мило ответила: «Ты обязательно пойдешь в школу, я тебе обещаю. Чуточку подожди, чуточку побудь еще со мной», – рассказала она и пожелала всем слушателям не сдаваться при столкновении с жизненными трудностями.

А мы напоминаем, что следующий эфир программы «Семейный час» состоится уже в понедельник, 6 декабря в 20:00. Присоединяйтесь, будет интересно!


Программа «Семейный час» подготовлена Институтом воспитания РАО совместно с редакцией Дорожного радио при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00