25.10.2021
23 октября состоялся эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда», посвященный теме мотивации.
Ведущие Иван Ковнацкий, Юлия Голдовская и Анджелина Трошина обсудили, что заставляет их уделять больше внимания учебе и другим важным аспектам жизни, а что, наоборот, только мешает добиваться успехов.
Иван Ковнацкий рассказал, что в каждом школьном предмете он ищет что-то по-настоящему интересное, потому что получать хорошие оценки гораздо легче за то, что тебе действительно нравится делать.
«Если ты не хочешь чего-то делать, тебе лень, ты очень сильно себя заставляешь, но не можешь, значит, это просто тебе не надо», – заключил школьник.
Анджелина Трошина призналась, что ей помогает сохранять желание учиться искреннее выражение внимания к ее успехам и неудачам родителей, а также страх получить плохую оценку:
«Меня мотивирует, что я могу получить плохую оценку. У меня мотивация – не 5 получить, а не получить 2 или 3».
А Юлия Голдовская уверена: «Мотивационные слова и лозунги – это, конечно, прекрасно. Но важнее все-таки действия». Именно поэтому отличница поделилась со слушателями конкретным советом о том, как настроиться на изучение совсем не интересного, но необходимого в будущем предмета:
«Как готовиться к зачетам и контрольным: купите себе красивую тетрадку, возьмите себе красивую ручку или карандаш и текстовыделитель любимого цвета. На обложке напишите имя, фамилию, номер школы. И на форзаце этой тетрадки – какую-то мотивационную фразу. Мне это помогло подготовиться к моей нелюбимой физике».
Опрошенные на улицах Москвы школьники также рассказали о своих поисках мотивации к учебе. Самыми популярными способами стали:
Найти единомышленников и друзей, с которыми можно вместе изучать какую-то тему и «подстегивать» друг друга;
Помнить, что успехи в учебе помогут поступить в вуз мечты и благодаря этому добиться других успехов в будущем;
Откладывать мобильный телефон и выключать все гаджеты на время подготовки домашнего задания, а после – заниматься своими делами и отдыхать так, как хочется;
Составить себе план и стараться учиться и отдыхать по расписанию.
В то же время, не все родители готовы доверять своему ребенку и позволять ему учиться на собственных ошибках. В то время как одни взрослые признают, что их самих родители считали такими же ленивыми, какими они видят своих детей, другие продолжают использовать «негативную» мотивацию, запрещая школьникам и дошкольникам гулять и пользоваться гаджетами, пока они не сделают то, что от них требуется. Вероятно, это связано с тем, что сами взрослые не всегда понимают, какие методы в этом случае эффективны, а какие – нет.
Подтвердил это и опрос в социальных сетях радио «Комсомольская правда». Лучшим способом мотивировать подростка 58% подписчиков назвали попытки прояснить ценность того, к чему его мотивируешь. При этом 19% выбрали вариант «Ой, себя не ясно, как мотивировать, а их – тем более», 14,5% готовы пообещать школьнику награду, а 5% – взять его «на слабо».
О том, как на самом деле работает мотивационная сфера у подростков, слушателям рассказала семейный психолог Анна Девятка.
«Мальчики и девочки внешне выглядят уже взрослыми и говорят: “Мама, папа, не мешайте. Я сам или сама разберусь”. Этому верить ни в коем случае нельзя. Нужно всегда быть на связи, быть в контакте», – объяснила эксперт.
«Важно соблюсти такой баланс, где родитель будет показывать, рассказывать, что-то объяснять, что-то ребенку передавать через опыт, чтобы у ребенка внутри загоралось желание что-то делать самостоятельно. И ни в коем случае не передавливать, что «тебе это необходимо, иначе дворником пойдешь работать», – посоветовала она родителям.
Самих подростков психолог предупредила: «Важно не оставаться одному, не замыкаться в ситуациях, когда не получается. Важно обсуждать с друзьями, просить помощи у старших взрослых – у тех, кому вы доверяете».
А мы напоминаем, что следующий эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» состоится 30 октября в 15:00 на частоте 97, 2 FM. Не пропустите!
Программа «Наше время или взрослым вход воспрещен» подготовлена радио «Комсомольская правда» совместно с Институтом воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения РФ.