Министерство просвещения Российской Федерации

Игрушка и антиигрушка – как их не перепутать, рассказали в программе «Семейный час»

17.11.2021

17 ноября в эфире «Дорожного радио» прозвучала программа «Семейный час», посвященная теме «Игрушка и антиигрушка». Гости студии, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО Анна Теплова и президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Член Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина, рассказали о том, как правильно выбирать игрушки для ребенка в зависимости от его возраста, потребностей и целей развития.

Примечательно, что, отвечая на вопрос «Какой основной критерий в выборе игрушки для ребенка?» в социальных сетях, слушатели разделились во мнениях:

  • 47,5% выбрали вариант «Развивающие игры и их польза»;

  • 30% ориентируются прежде всего на желания самого ребенка;

  • 12,5% – на возрастные показатели и безопасность;

  • 5% – на тренды и игры сверстников;

  • 5% – на красоту и эстетику игрушки.

Ведущий научный сотрудник Института воспитания РАО Анна Теплова прокомментировала такой выбор современных родителей следующим образом:

«Есть много прекрасных игрушек, развивающих интеллект, представления. Есть игрушки, развивающие сенсорный мир, есть игрушки физически развивающие. Какую развивающую игрушку мы покупаем? Развивающую интеллект, душу, когнитивные какие-то умения, читать-писать, водить машину? Это серьезный вопрос. Развивающих игрушек сегодня очень много».

Она уверена, что помимо развивающих возможностей игрушек, необходимо учитывать и другие их параметры. Особенно значимы, с ее точки зрения, безопасность материалов и соответствие возрасту, но и об эстетике забывать также не стоит, ведь окружающие ребенка игрушки вносят важный вклад в формирование личности ребенка и его картины мира.

«Игрушка становится антиигрушкой, когда она не соответствует возрасту, разламывает представления о добре и зле», – подчеркнула Анна Борисовна.

Затронули в студии и такой вопрос, как пресыщение детей игрушками. Ведущий программы Никита Леонов привел интересный факт: у современного ребенка их в среднем около 200.

«Даже если 200 игрушек у ребенка, тех игрушек, которые он будет любить и играть в них больше всего, их будет не больше 10», – прокомментировала это наблюдение Антонина Цицулина.

«Игра может показать, когда что-то не так хорошо, когда на что-то надо обратить внимание и скорректировать», – добавила она.

«Игрушка – это прекрасно. Много игрушек – это тоже хорошо. Но нужно уметь этим процессом управлять, если мы хотим, чтобы наш ребенок развивался и общался не только с игрушкой», – согласилась с собеседницей Анна Теплова и напомнила родителям, что правильно подобранные игры и игрушки помогают ребенку не только находить ответы, на многие вопросы, с которыми он сталкивается в процессе развития, но и справляться с некоторыми психологическими проблемами, возникающими на пути к взрослой жизни.

Антонина Цицулина рассказала, что самый простой набор для ребенка-дошкольника обязательно должен включать в себя 10-15 максимально простых игрушек, среди которых должны быть плоскостные и объемные, игрушки из разных (но безопасных!) материалов, сюжетные игрушки и персонажи из книг, мультфильмов и т. д., строительный набор, конструктор, игры для творчества и настольные игры, соответствующие возрасту.

Вместе эксперты сформулировали правила, на которые ориентируются грамотные родители при выборе игрушек для дошкольника:

  • До 1 года игрушки связаны с развитием зрительных, слуховых, тактильных функций. Ребенку до 6 месяцев подходят подвесные игрушки. От 3 до 6 месяцев – те, которые можно взять в ручку. В период прорезывания зубов и развития осязания нужны игрушки-прорезыватели. А когда ребенок начинает активно двигаться и учиться ползать и ходить, у него появляются яркие, манящие игрушки, которые способствуют получению этих навыков.

  • Погремушка, если она развивает слух ребенка, должна издавать ясный, понятный звук, если зрение – то быть не более, чем 2 цветов.

  • От 1 года до 3 лет очень важно следить за безопасностью и качеством игрушек. Двигательная активность ребенка повышается, он осваивает предметную деятельность, поэтому можно увеличить и количество игрушек. Например, приобрести первые мягкие кубики, простые сортеры (до 3 отверстий) и пирамидки с небольшим количеством легко надевающихся колец, куклы без сложных элементов.

  • Этап от 3 до 5 лет в жизни ребенка – это развитие общения и время, когда он учится только играя. Для него подойдут разные тактильные игры, игрушки на двигательную активность, на когнитивное, эмоциональное, социальное развитие. Появляются куклы с одеждой, куклы-персонажи ролевой игры, машинки разного цвета и размера, разные виды транспорта, строительные наборы, первые настольные игры и т. д.

А в рубрике «Звездное мнение» своим детским и отцовским опытом поделился Руслан Алехно. Он рассказал, что у дочери намного больше игрушек, чем было в его детстве, поэтому к каждой новой машинке он относился очень бережно.

«Весь мой дом завален игрушками. Они в каждой комнате. И каждый раз приходится что-то покупать, потому что надо и «купи-купи». Я стараюсь радовать свою дочку, но понимаю, что уже некуда эти игрушки складывать. Подумываю о том, что кому-то подарить», – признался певец.

Напоминаем, теперь программа «Семейный час» выходит дважды в неделю – по понедельникам и по средам. А следующий эфир состоится 22 ноября в 20:00 и будет посвящен теме «О самых маленьких». Присоединяйтесь, будет интересно!


Программа «Семейный час» подготовлена Институтом воспитания РАО совместно с редакцией Дорожного радио при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00