Министерство просвещения Российской Федерации

В эфире «Дорожного радио» рассказали, как справиться с высокой тревожностью у детей

15.11.2021

15 ноября в эфире «Дорожного радио» прозвучала программа «Семейный час», посвященная теме «Что такое детская тревожность?». О том, чем тревога и тревожность отличаются друг от друга и от обычных страхов рассказала Юлия Старостина – кандидат психологических наук и сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. Специалист также объяснила слушателям, по каким признакам можно понять, что ребенок не справляется со своими переживаниями, что в такой ситуации могут сделать родители, и когда лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

Отвечая на вопрос «Какие признаки тревожности вы замечали у своего ребенка?» в социальных сетях, только 20% слушателей выбрали вариант «У моего ребенка нет никаких признаков тревожности». Остальные отмечали те или иные ее проявления у своих детей:

  • 27% – указали на сложности в общении со сверстниками;

  • 23% – на то, что ребенку с трудом дается любая деятельность, он боится не справиться и быстро устает;

  • 14% – что он иногда заикается и краснеет в стрессовой ситуации;

  • 14% – что ребенок плохо спит, ему часто снятся кошмары.

Юлия Старостина была приятно удивлена такой внимательности и подкованности опрошенных родителей в вопросах детской психологии. Она напомнила, что тревога, в отличие от страхов, не привязана к какому-либо конкретному объекту или ситуации, а выражается как общее состояние волнения, напряженности и невозможности объяснить, что именно тревожит человека в данный момент. Когда ребенок или взрослый испытывает тревогу постоянно, она становится его личностной чертой – тревожностью – и может влиять в том числе на физическое здоровье.

На вопрос о том, когда это становится проблемой и когда требуется помощь специалиста, психолог ответила так:

«Если тревожность мешает жить ребенку: он не делает того, что обычно делают его сверстники, потому что постоянно боится; боится ходить в детский сад, боится ходить в школу, боится ходить прыгать на батутах, боится оставаться без родителей. И когда родитель видит постоянно эти проявления, тогда это, конечно, выходит за рамки нормы».

Эксперт уверена, что и без специального образования легко увидеть признаки тревожности:

«У нас разные соматические проявления могу быть, но, например, тревожные дети часто краснеют или наоборот бледнеют при волнении. Или мокрые ладошки постоянно. Или постоянно учащенное сердцебиение. Не может ребенок успокоиться: беспокойные руки, ноги, ручку грызет, ногти грызет. Еще бывают расстройства желудочно-кишечного тракта: врачи обследовали, причин нет, а ребенка подташнивает с утра, живот болит постоянно. И у каждого ребенка может ударить куда-то, где слабое место организма».

Влияет на появление всех этих неприятных симптомов, по словам Юлии, несколько факторов. Внутренние – это особенности нервной системы и уровень физического здоровья ребенка. И внешние – это манера общения и поведение тех, кто находится рядом: проявления психологического или физического насилия со стороны родителей, учителей, сверстников; эмоциональная холодность и равнодушие мамы и папы; травля в школе или трудности в семье (например, постоянные конфликты или последствия развода родителей).

Если пустить ситуацию на самотек, то могут появиться и усилиться телесные проявления тревожности: постоянные головные боли, проблемы с сердечно-сосудистой системой и ЖКТ, и проблемы с иммунитетом – аллергические реакции и частые простудные заболевания. Таким образом организм будет пытаться подать сигнал о том, что нужно что-то предпринять. А именно – постараться наладить обстановку дома и в тех образовательных организациях, которые посещает ребенок, снизить его учебную нагрузку и дать ему возможность восстановиться.

«Ребенку важно чувствовать поддержку родителя – это то самое безусловное принятие, что несмотря на твои ошибки, несмотря на то, что что-то не получается, тебя все равно любят и примут родители. Это знание очень важно. Журить за ошибки можно, но у ребенка должна быть возможность эти ошибки делать», – напомнила родителям Юлия Старостина.

Кроме того, она сказала и пару слов о необходимости развития эмоционального интеллекта хотя бы в целях профилактики: «Когда ребенок дошкольник, или когда он только идет в школу, его нужно учить разговаривать о своих эмоциях, он должен понимать, что с ним происходит. И здесь подойдут любые методы: диалог, рисунок, семейные традиции – то есть создавать такую среду, где ребенок может беспрепятственно чем-то поделиться».

Для тех, кому интересно узнать об эмоциях и борьбе с тревожностью больше, эксперт порекомендовала полезные издания:

  • «Свобода от тревоги» Роберта Лихи (для взрослых);

  • «Тревожный ребенок» Татьяны Костяк (для родителей);

  • тетради эмоций: страха, злости, гнева и т. д. (для детей).

В заключительной части программы своим мнением о способах борьбы с детской тревожностью поделились звездные мамы – певица Слава и Яна Рудковская.

Слава рассказала, как статьи по психологии помогли справиться со страхом ребенка и пожелала родителям как можно реже сталкиваться с такими проблемами:

«Конечно, я как мама двоих детей сталкивалась с переживаниями старшей доченьки и младшей. Психологи помогают, какие-то советы. Переживания детей – это для родителей всегда сложно, поэтому я никаких вам переживаний не желаю».

А Яна Рудковская призналась, что лучшими средствами от тревоги и волнения считает возможность научиться контролировать эмоции на спортивных секциях и доверие между детьми и родителями, позволяющее этими эмоциями делиться в безопасной обстановке.

«Нужно всегда разговаривать с ребенком, всегда ему объяснять, нужно расположить ребенка, чтобы он всегда мог поделиться с вами, чтобы он не скрывал, не затаивал в себе какую-то тревогу. Главный результат для нас – это убрать эту тревожность и настроить ребенка на позитив и на то, что все хорошо», – сказала слушателям Яна.

А мы напоминаем, что теперь программа «Семейный час» выходит дважды в неделю – по понедельникам и по средам. Следующий эфир состоится уже 17 ноября в 20:00. Присоединяйтесь, будет интересно!


Программа «Семейный час» подготовлена Институтом воспитания РАО совместно с редакцией Дорожного радио при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00