Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»

Зачем детям дополнительное образование, ответили в программе «Наше время» на радио «Комсомольская правда»

20.09.2021

18 сентября состоялся очередной эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда». Он был посвящен теме дополнительного образования для детей и подростков.

В программе Пётр Безменов, Юлия Голдовская и Анджелина Трошина обсудили, что думают школьники и родители о дополнительном образовании, и рассказали, сколько времени и сил уходит на обучение вне школы у них самих.

В ходе беседы ребята пришли к выводу, что главное – понимать, какую цель ставит перед собой ребенок и его родители, выбирая ту или иную секцию, кружок или курс.

«На мой взгляд, цель дополнительного образования – это чтобы ребенок или подросток, выходя из 9 или 11 класса, не стоял и не думал: “А чего я хочу от этой жизни? А кто я? А что мне нравится?” Чтобы родители предоставили ему возможность что-то полюбить и в чем-то развиваться еще на том этапе, когда у него есть свободное время и он к чему-то расположен», – уверен Пётр Безменов, которому множество дополнительных занятий в старшей школе помогли определиться с будущей профессией.

Анджелина Трошина, у которой в расписании пока не так много кружков, считает, что они также вносят разнообразие в серые будни школьника:

«Кружки расширяют твой кругозор. Есть примеры людей, у которых жизнь – это школа, дом, посидеть в ТикТоке, сделать уроки и лечь спать. Мне кажется, им даже нечего в классе рассказывать, потому что у них как «День Сурка» вся жизнь проходит».

У Юлии Голдовской расписан практически каждый день, но она об этом не жалеет. Она предлагает родителям помогать детям с выбором, но не навязывать дополнительные занятия:

«Бывает, что дети не хотят на кружок, а потом их приводят – и им начинает нравиться так, что их потом не вытащишь оттуда. Поэтому, в любом случае, “засунуть” туда ребенка стоит, а если ему не понравится, то забрать».

Опрос в социальных сетях на этот раз был на тему «Нужно ли детям дополнительное образование?» Большинство слушателей ответили, что оно необходимо:

  • 43% – потому, что оно расширяет возможности детей;

  • 31% – потому, что некоторые благодаря этому выбирают профессию;

  • 14,5% ответили: «нет, дети сейчас перегружены»;

  • 9% – «нет, у них достаточно задач по основному образованию»;

  • и 2,5 % оставили свой ответ в комментариях.

Родители убеждены, что польза от дополнительных занятий очевидна: благодаря им дети могут понять свои сильные стороны, определиться с профессией, стать более дисциплинированными и просто занять свободное время чем-нибудь, кроме гаджетов. Многие взрослые готовы «идти за ребенком», смотреть, что ему интересно и, опираясь на это, направлять его выбор.

Опрошенные дети также высказались о преимуществах тех, кто получает какие-то умения и навыки вне школы. Они понимают, что кружки и секции помогут им в будущем и не уверены, что успехов во взрослой жизни школьного образования будет достаточно. Подростки рассказали, что хотят становиться всесторонне развитыми, получать новую информацию и заводить новые интересные знакомства на внешкольных занятиях.

Гостья эфира Елена Кандыбина, детский и семейный психолог, специалист по работе с родителями благотворительного фонда «Здесь и сейчас», подняла такую важную тему, как перегруженность современных детей разного рода занятиями. Но сегодня, по словам эксперта, кружки, секции и курсы важны и для развития ребенка и для поступления в вуз или колледж их мечты.

«Если родители хотят, чтобы ребенок с увлечением ходил на занятия, то стоит выбирать такие, где есть интересная компания, разговоры и активная совместная деятельность. Это могут быть командные виды спорта, театральные студии, психологические группы. Распределение нагрузки между школой и дополнительными занятиями зависит от возраста и от того, какова цель данных занятий. В разном возрасте у разных детей она разная, и поэтому нам стоит ориентироваться на своего конкретного ребенка и на собственные цели воспитания», – сказала психолог.

А следующий эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» состоится 25 сентября в 15:00 на частоте 97, 2 FM. Не пропустите!


Программа «Наше время или взрослым вход воспрещен» подготовлена радио «Комсомольская правда» совместно с Институтом воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения РФ.

0:00