20.09.2021
18 сентября состоялся очередной эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» на радио «Комсомольская правда». Он был посвящен теме дополнительного образования для детей и подростков.
В программе Пётр Безменов, Юлия Голдовская и Анджелина Трошина обсудили, что думают школьники и родители о дополнительном образовании, и рассказали, сколько времени и сил уходит на обучение вне школы у них самих.
В ходе беседы ребята пришли к выводу, что главное – понимать, какую цель ставит перед собой ребенок и его родители, выбирая ту или иную секцию, кружок или курс.
«На мой взгляд, цель дополнительного образования – это чтобы ребенок или подросток, выходя из 9 или 11 класса, не стоял и не думал: “А чего я хочу от этой жизни? А кто я? А что мне нравится?” Чтобы родители предоставили ему возможность что-то полюбить и в чем-то развиваться еще на том этапе, когда у него есть свободное время и он к чему-то расположен», – уверен Пётр Безменов, которому множество дополнительных занятий в старшей школе помогли определиться с будущей профессией.
Анджелина Трошина, у которой в расписании пока не так много кружков, считает, что они также вносят разнообразие в серые будни школьника:
«Кружки расширяют твой кругозор. Есть примеры людей, у которых жизнь – это школа, дом, посидеть в ТикТоке, сделать уроки и лечь спать. Мне кажется, им даже нечего в классе рассказывать, потому что у них как «День Сурка» вся жизнь проходит».
У Юлии Голдовской расписан практически каждый день, но она об этом не жалеет. Она предлагает родителям помогать детям с выбором, но не навязывать дополнительные занятия:
«Бывает, что дети не хотят на кружок, а потом их приводят – и им начинает нравиться так, что их потом не вытащишь оттуда. Поэтому, в любом случае, “засунуть” туда ребенка стоит, а если ему не понравится, то забрать».
Опрос в социальных сетях на этот раз был на тему «Нужно ли детям дополнительное образование?» Большинство слушателей ответили, что оно необходимо:
43% – потому, что оно расширяет возможности детей;
31% – потому, что некоторые благодаря этому выбирают профессию;
14,5% ответили: «нет, дети сейчас перегружены»;
9% – «нет, у них достаточно задач по основному образованию»;
и 2,5 % оставили свой ответ в комментариях.
Родители убеждены, что польза от дополнительных занятий очевидна: благодаря им дети могут понять свои сильные стороны, определиться с профессией, стать более дисциплинированными и просто занять свободное время чем-нибудь, кроме гаджетов. Многие взрослые готовы «идти за ребенком», смотреть, что ему интересно и, опираясь на это, направлять его выбор.
Опрошенные дети также высказались о преимуществах тех, кто получает какие-то умения и навыки вне школы. Они понимают, что кружки и секции помогут им в будущем и не уверены, что успехов во взрослой жизни школьного образования будет достаточно. Подростки рассказали, что хотят становиться всесторонне развитыми, получать новую информацию и заводить новые интересные знакомства на внешкольных занятиях.
Гостья эфира Елена Кандыбина, детский и семейный психолог, специалист по работе с родителями благотворительного фонда «Здесь и сейчас», подняла такую важную тему, как перегруженность современных детей разного рода занятиями. Но сегодня, по словам эксперта, кружки, секции и курсы важны и для развития ребенка и для поступления в вуз или колледж их мечты.
«Если родители хотят, чтобы ребенок с увлечением ходил на занятия, то стоит выбирать такие, где есть интересная компания, разговоры и активная совместная деятельность. Это могут быть командные виды спорта, театральные студии, психологические группы. Распределение нагрузки между школой и дополнительными занятиями зависит от возраста и от того, какова цель данных занятий. В разном возрасте у разных детей она разная, и поэтому нам стоит ориентироваться на своего конкретного ребенка и на собственные цели воспитания», – сказала психолог.
А следующий эфир программы «Наше время или взрослым вход воспрещен» состоится 25 сентября в 15:00 на частоте 97, 2 FM. Не пропустите!
Программа «Наше время или взрослым вход воспрещен» подготовлена радио «Комсомольская правда» совместно с Институтом воспитания РАО при поддержке Министерства просвещения РФ.